Определение суда апелляционной инстанции от 28.04.2022 по делу № 02-8212/2021 от 13.10.2021

Суд первой инстанции гр. дело  № 2-8212/2021

Судья  Каржавина Н.С.

Суд апелляционной инстанции гр. дело  № 33-15423/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Москва                                                                28 апреля 2022  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:

председательствующего Левшенковой В.А.

судей Акульшиной Т.В., Морозовой Д.Х.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Долгополовым Я.Д.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Акульшиной Т.В.,

гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ДГИ                                    г. Москвы по доверенности Спесивцевой С.В. на решение Пресненского  районного суда г. Москвы от 30 ноября 2021 года, которым постановлено:

Исковое заявление Долговой Елены Алексеевны удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 26.03.2019 г. № 1041-Р об отказе во включении Долговой Елены Алексеевны, ****** г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений

Признать за Долговой Еленой Алексеевной, ******* г.р., право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.

Обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы включить Долгову Елену Алексеевну, ***** г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.

В удовлетворении иска в остальной части – отказать,

 

УСТАНОВИЛА:

Долгова Е.А. обратилась с указанным иском в суд, в котором просит признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 26.03.2019 г. № 1041-Р об отказе во включении Долговой Елены Алексеевны, ****** г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений; признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить истцу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.

Свои исковые требования истец мотивировала тем, что она родилась 14 июля 2003 года в городе Челябинске, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - ОКИ - решением Ленинского районного суда города Челябинска от 18.12.2014 г. лишена в отношении неё родительских прав. Отец истца - ДАС - решением Ленинского районного суда города Челябинска о 15.07.2015 г. лишён в отношении неё родительских прав. На основании распоряжения Главы администрации Ленинского района города Челябинска от 13.11.2014 г. № 1757 Долгова Е.А. была определена в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за истцом было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: *******. В период с 13.11.2014 г. по 09.11.2016 г. г. истец находилась в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Челябинска.

Распоряжением Администрации города Челябинска от 09.11.2016 г. № 12413-к над Долговой Е.А. была установлена предварительная опека сроком на 6 месяцев; опекуном назначена ДДВ, проживающая по адресу: *****. Распоряжением отдела социальной защиты населения районов Северное и Южное Медведково УСЗН СВАО г. Москвы от 15.11.2016 г. № 347 Долгова Е.А., фактически проживающая со своим опекуном Д Д.В. по адресу: ******, поставлена на учёт в ОСЗН районов Северное и Южное Медведково. Распоряжением ОСЗН районов Северное и Южное Медведково УСЗН СВАО г. Москвы от 22.02.2017 г. № 51 Д Д.В. назначена опекуном Долговой Е.А.; определено место проживания подопечной совместно с опекуном, по адресу: ******.

Истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г*****, на срок с 10.05.2017 г. по 14.07.2021 г. Ранее она была зарегистрирована по месту пребывания по указанному адресу на срок с 19.11.2016 г. по 09.05.2017 г.

С 10.12.2003 г. истец зарегистрирована по месту жительства в 3-х комнатной муниципальной квартире, общей площадью 58,9 кв.м, жилой площадью 42,5 кв.м, расположенной по адресу: г*****. В указанной квартире зарегистрированы по месту жительства: ОНЮ, **** г.р. (бабушка истца), ОКИ, **** г.р. (мать истца, лишённая в отношении неё родительских прав), ТОИ, **** г.р. (тётя истца), ТП В, ***** г.р. (супруг Т О.И.), ТАА, **** г.р. (двоюродная сестра истца). Нанимателем жилого помещения является ОНЮ, ****** г.р. Решением Ленинского управления социальной защиты население администрации города Челябинска от 26.11.2018 г. установлен факт невозможности проживания Долговой Е.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: ******.

Жилых помещений на праве собственности истец не имеет, что подтверждается уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.12.2018 г. №№ ****, *****.

18.02.2019 г. бывший попечитель истца Д Д.В. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлением о включении подопечной Долговой Е.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.

Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 26.03.2019 г. № 1041-Р Долговой Е.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список города Москвы), так как город Москва не является её местом жительства.

Полагая, что распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 26.03.2019 г. № 1041-Р об отказе во включении истца в список города Москвы является незаконным и у неё есть право на льготное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений как у лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Долгова Е.А. обратилась с иском в Пресненский районный суд г. Москвы.

Истец Долгова Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя по доверенности Головань А.И., который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Шевкина А.В. в судебное заседание явилась, полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Представитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, направил в суд письменные возражения на иск, в которых просил отказать в заявленных требованиях.

Представитель третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил.

Представитель третьего лица Администрации города Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил.

Судом постановлено вышеуказанное решение,  об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ДГИ г. Москвы  по доверенности Спесивцева  С.В., ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного решения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы по доверенности Зарьева О.Г. доводы апелляционной жалобы поддержала,  представитель истца Долговой Е.А. по доверенности Головань А.И. против доводов апелляционной жалобы возражал, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Истец Долгова Е.А., представитель ответчика ДГИ г. Москвы, представители третьих лиц Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрации города Челябинска, к надлежащему извещению которых о слушании дела предпринимались необходимые меры, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении слушания дела не направили, доказательств уважительности причин неявки не представили.

Проверив материалы дела в пределах заявленных доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  Долгова Е.А.  родилась **** г. в городе Челябинске (свидетельство о рождении *** № ****** выдано 14.10.2003 г. Отделом ЗАГС администрации Ленинского района города Челябинска), относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать истца - О К.И.  - решением Ленинского районного суда города Челябинска от 18.12.2014 г. лишена в отношении неё родительских прав.

Отец истца - Д А.С.  - решением Ленинского районного суда города Челябинска о 15.07.2015 г. лишён в отношении неё родительских прав.

Распоряжением Главы администрации Ленинского района города Челябинска от 13.11.2014 г. № **** Долгова Е.А. была определена в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за истцом сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ******.

В период с 13.11.2014 г. по 09.11.2016 г.  истец находилась в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Челябинска.

Распоряжением Администрации города Челябинска от 09.11.2016 г. № 12413-к над Долговой Е.А. была установлена предварительная опека сроком на 6 месяцев; опекуном назначена ДДВ, проживающая по адресу: *****.

Распоряжением отдела социальной защиты населения районов Северное и Южное Медведково УСЗН СВАО г. Москвы от 15.11.2016 г. № 347 Долгова Е.А., фактически проживающая с опекуном Д Д.В. по адресу: ******, поставлена на учёт в ОСЗН районов Северное и Южное Медведково УСЗН СВАО г. Москвы.

Распоряжением отдела социальной защиты населения районов Северное и Южное Медведково УСЗН СВАО г. Москвы от 22.02.2017 г. № 51 Д Д.В. назначена опекуном Долговой Е.А.; определено место проживания подопечной совместно с опекуном, по адресу: ******.

Долгова Е.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: *****, на срок с 10.05.2017 г. по 14.07.2021 г.

Ранее истец была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: *****, на срок с 19.11.2016 г. по 09.05.2017 г.

С 10.12.2003 г. Долгова Е.А. зарегистрирована по месту жительства в 3-х комнатной муниципальной квартире, общей площадью 58,9 кв.м, жилой площадью 42,5 кв.м, расположенной по адресу: *****.

В указанной квартире кроме истца зарегистрированы по месту жительства: ОНЮ, **** г.р. (бабушка истца), ОКИ, ***** г.р. (мать, лишённая родительских прав), ТИ, **** г.р. (тётя истца), ТАВ, **** г.р. (супруг Т О.И.), ТАА, **** г.р. (двоюродная сестра истца). Нанимателем вышеуказанного жилого помещения является ОНЮ, ***** г.р.

Решением Ленинского управления социальной защиты населения администрации города Челябинска от 26.11.2018 г. установлен факт невозможности проживания Долговой Е.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: ******.

Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.12.2018 г. №№ ***, **** информация о зарегистрированных правах собственности на объекты недвижимости на имя Долговой Е.А. отсутствуют.

18.02.2019 г. бывший попечитель истца Д Д.В. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлением о включении подопечной в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.

Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 26.03.2019 г. № 1041-Р Долговой Е.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, так как город Москва не является её местом жительства.

Иных оснований для отказа во включении истца в список города Москвы распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 26.03.2019 г. № 1041-Р не содержит.

В соответствии с пунктом  1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Аналогичные положения содержатся в статье 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» (далее - Закон города Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61).

В пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ  установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Согласно части 3 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61  уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 5.1 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список). В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, которые достигли возраста 14 лет.

В соответствии с пунктом 2 Порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. № 430-ПП (приложение 1), формирование списка осуществляется Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - Правила формирования списка).

Согласно пункту 1 Правил формирования списка, настоящие Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Из вышеприведенных норм права следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, и включаются в соответствующий список, если они: не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в соответствии с обстоятельствами, установленными федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.

В городе Москве формирование списка осуществляется Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.

Решением Ленинского управления социальной защиты население администрации города Челябинска от 26.01.2018 года установлен факт невозможности проживания Долговой Е.А. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ******.

Следовательно, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ  на истца распространяется дополнительная социальная гарантия на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

По смыслу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ  жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, указано, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2).

Из смысла статьи 20 ГК РФ следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства.

При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующим положениями.

Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.

Вышеприведенные доводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.

Как следует из материалов дела, опекун (затем - попечитель) истца - Д Д.В.  зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает по адресу: г*******.

Распоряжением ОСЗН районов Северное и Южное Медведково УСЗН СВАО г. Москвы от 22.02.2017 г. № 51 определено место проживания подопечной Долговой Е.А. совместно с опекуном по адресу: ******.

Следовательно, в силу статьи 20 ГК РФ местом жительства Долговой Е.А. с момента передачи под опеку Д Д.В. является город Москва.

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»: надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

Пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что при перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Таким образом, в силу положений статьи 34 ГК РФ, статьи 9 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.

Полномочия, возлагаемые на орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного, установлены в пункте 3 статьи 34 ГК РФ, части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Распределение полномочий между органами опеки и попечительства в отношении одного подопечного федеральным законодательством не предусмотрено.

Личное дело подопечной Долговой Е.А. с момента издания распоряжения отдела социальной защиты населения районов Северное и Южное Медведково УСЗН СВАО г. Москвы от 15.11.2016 г. № 347 и до достижения совершеннолетия (14.07.2021 г.) состояло на учете в уполномоченном органе опеки и попечительства города Москвы.

Уполномоченный орган опеки и попечительства города Москвы с 15.11.2016 г. по 14.07.2021 г. осуществлял в отношении истца свои полномочия, а именно: проверял условия её жизни, надзирал за исполнением законным представителем обязанностей опекуна (затем - попечителя), выплачивал ежемесячно денежные средства на содержание подопечной.

С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу ст.ст. 20, 34, 36 ГК РФ, ст.ст. 9, 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423 и распоряжения отдела социальной защиты населения районов Северное и Южное Медведково УСЗН СВАО г. Москвы от 15.11.2016 г. № 347, местом жительства истца с 15.11.2016 г. являлся город Москва.

При этом, суд первой инстанции посчитал, что не имеет правового значения то обстоятельство, что Долгова Е.А. не имеет регистрации по месту жительства в городе Москве.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П и от 2 февраля 1998 г. № 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что  реализация истцом права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений подлежит в городе Москве.

Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Указанный довод соответствует правой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях судебных коллегий по гражданским и административным делам Верховного Суда РФ от 22.04.2014 № 7-КГ14-2, от 12.08.2014 № 86-КГПР14-7, от 23 января 2019 № 56-АПГ18-15 и другим.

В соответствии с пунктом 1.1 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 № 430-ПП (приложение 3), данный Порядок регулирует правоотношения, связанные с предоставлением жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - дети-сироты, лица из числа детей-сирот), включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, формируемый в соответствии с приложением 1 к настоящему постановлению.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 26.03.2019 г. № 1041-Р об отказе во включении Долговой Елены Алексеевны в список города Москвы по основанию, что город Москва не является ее местом жительства, не соответствует положения статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и положениям статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005г.  № 61, в их системном единстве, следовательно, является незаконным и подлежит отмене. На Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы надлежит возложить обязанность включить истца в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые относились к категории детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.

При этом, суд первой инстанции не установил оснований  для удовлетворения требований  истца об обязании  Департамента городского имущества города Москвы предоставить ей однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, поскольку заявлено преждевременно.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильно установленных фактических обстоятельствах дела, нормах материального права, верно примененных судом.

Изложенные в апелляционной жалобе Департамента городского имущества г. Москвы доводы о том, что г. Москва не являлось местом жительства истца на момент достижения 18 лет, судебной коллегией отклоняются, так как данные доводы   являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и иное толкование правовых норм, однако оснований для переоценки выводов суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░  ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

 

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

 

░░░░░:

 

 

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02-8212/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено частично, 30.11.2021
Истцы
Долгова Е.А.
Ответчики
Департамент городского имущества города Москвы
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы
Суд
Пресненский районный суд
Судья
Каржавина Н.С.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
28.04.2022
Определение суда апелляционной инстанции
10.12.2021
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее