Дело № 2-1073/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Новобурейский «20» августа 2015 года
Бурейский районный суд Амурской области
в составе: председательствующего судьи Спиридонова Е.А.,
при секретаре Васильчук Н.А.,
с участием: истца ФИО6,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к ГКУ АО Управление социальной защиты населения по <адрес> о взыскании с ГКУ АО УСЗН по <адрес> компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от 28 июня 2012 года, заключенному между ФИО6 и ФИО1 с ОАО «Сбербанк России» за период с октября 2013 года по июнь 2015 года, в размере 339625 рублей 20 копеек за счет средств областного бюджета и
о взыскании с ГКУ АО УСЗН по <адрес> расходы по оплате государственной пошлины, в размере 300 рублей;
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратилась в суд с настоящим иском к ответчику Государственному казенному учреждению <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> (далее ГКУ АО - УСЗН по <адрес>), в обоснование в иске указав, что ДД.ММ.ГГГГ заключила с ОАО «Сбербанк России» кредитный договор №, по условиям которого ФИО6 был предоставлен ипотечный кредит в размере 195000, сроком на 20 лет, для приобретения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В июле 2012 года она обратилась с заявлением в ГКУ АО - УСЗН по <адрес> о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, полученному на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, согласно Постановления Правительства амурской области от 2ДД.ММ.ГГГГ № «об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемым за счет средств областного или местного бюджетов», так, на основании решения ГКУ АО - УСЗН по <адрес>, она стала участником подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>» по категории «молодая семья».
С июля 2012 года она ежемесячно обращалась в ГКУ АО - УСЗН по <адрес> с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставляла справку о размере уплаченных процентов по кредиту и отсутствии задолженности по кредиту, на основании этих документов ей регулярно выплачивалась компенсация части расходов по уплате процентов. После октября 2013 года компенсация не выплачивалась, возникла задолженность в сумме 339625 рублей 20 копеек. В течении всего периода заявления и справки предоставлялись ею вовремя.
Просила взыскать с ГКУ АО УСЗН по <адрес> компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО6 и ФИО1 с ОАО «Сбербанк России» за период с октября 2013 года по июнь 2015 года, в размере 339625 рублей 20 копеек за счет средств областного бюджета и
взыскать с ГКУ АО УСЗН по <адрес> расходы по оплате государственной пошлины, в размере 300 рублей
Истец ФИО6 в суде иск уточнила и поддержала. В обоснование привела те же доводы, что и в иске.
Просила взыскать с ГКУ АО УСЗН по <адрес> компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО6 и ФИО1 с ОАО «Сбербанк России» за период с октября 2013 года по июнь 2015 года, в размере 339625 рублей 20 копеек за счет средств областного бюджета и
взыскать с ГКУ АО УСЗН по <адрес> расходы по оплате государственной пошлины, в размере 300 рублей
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика ГКУ АО - УСЗН по <адрес> ФИО4 надлежаще извещенной о дате, времени и месте судебного заседания. В письменном отзыве указавшей, что иск не признают, по следующим основаниям. ФИО6 является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья.
Механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодым семьям, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение).
Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, затем (в связи с признанием утратившим силу постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) - в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>», предусмотренной государственной программой <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ <адрес>, их формирования и реализации, а также проведя оценки эффективности», утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, подпрограмма государственной программы - это основная часть государственной программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач государственной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам.
Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств <адрес> осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
В силу части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом о бюджете по соответствующей каждой целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержден закрытый
перечень видов бюджетных ассигнований, а именно: оказание государственных
(муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций
юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными)
учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий
государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным
предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения.
Статьей 74.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.
Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации к публичным нормативным обязательствам отнесены публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или
имеющие установленный порядок его индексации.
Согласно пунктам 4, 6 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются группы «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»: подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»; подгруппа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»; подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера»; подгруппа «Стипендии»; подгруппа «Премии и гранты»; подгруппа «Иные выплаты населению».
Согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам».
Утвержденные постановлениями <адрес> государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме.
Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на 2014 год расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, один из членов которой работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов» определены в размере 7 000,00 тыс.руб.
Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами <адрес> об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, 47 000,00 тыс.руб. (2012г.), 62 670,00 тыс. рублей (2013г.) и 7 000,00 тыс.руб. (2014 г.), были выделены в полном объеме министерством социальной защиты населения <адрес> государственным казенным учреждениям <адрес> -управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области.
Пунктом 12 Положения установлено, что социальная выплата, а также
расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных. министерству социальной защиты населения области на текущий год.
В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Оказание государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, один из членов которой работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов» исполнены в 2013 - 2014 годах полном объеме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют.
В соответствии с пунктом 10 Положения, предоставление социальной выплаты гражданам производится на основании решения о предоставлении социальной выплаты в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований Положения.
Считаем, что в случае удовлетворения судом заявленных истцом требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ УСЗН раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору.
В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году на компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, один из членов которой работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации, предусмотрено 7000,00 тыс. рублей, которые в установленном порядке (по очередности подачи заявления) будут распределены между гражданами - получателями указанной меры социальной поддержки. Просят суд, отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Третьего лицо, не заявляющее самостоятельных требований ФИО1 суду пояснил, что требования ФИО6 поддерживает в полном объеме. Считает, что компенсация части расходов по уплате процентов по кредитному договору подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц Министерство социальной защиты населения <адрес>, Министерство финансов <адрес>, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, возражений на иск в суд не предоставивших.
Заслушав истца ФИО6, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, изучив доводы ответчика и материалы дела, суд пришел к выводу, что иск надлежит удовлетворить, по следующим основаниям.
Статьей 8 ГК РФ, предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его совершения; возмещения убытков; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Статьей 17 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Кредитным договором № от ДД.ММ.ГГГГ доказано, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» и созаемщиками ФИО6, ФИО1. заключен кредитный договор на получение денежных средств для приобретения готового жилья - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ доказано, что истец ФИО6, ФИО1 и их дети по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ приобрел в собственность ? долю в праве общей долевой собственности квартиру, общей площадью 59,5 кв. метров, расположенную по адресу: <адрес>, и что указанная квартира с ДД.ММ.ГГГГ является собственностью истца ФИО6
Решением ГКУ АО - УСЗН по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ доказано, что ДД.ММ.ГГГГ ГКУ АО - УСЗН по Бурейскому по результатам рассмотрения представленных документов ФИО6. ФИО1 принято решение о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по указанному кредиту, полученному на строительство или приобретение жилья молодыми семьями.
Согласно справки Филиала ОСБ № Дальневосточный банк ОАО «Сбербанк России» № от ДД.ММ.ГГГГ доказано, что созаемшиками ФИО6, ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уплачено процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 577859 рублей 00 копеек, кредит на просрочку не выносился.
Согласно справке ГКУ АО – УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по указанному кредитному договору перед истцом ФИО6 за период с октября 2013 года по июня 2015 года составляет 339625 рублей 20 копеек.
Указанными материалами дела доказано, что отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012 – 2013 года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012 – 2015 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная программа <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 – 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>». Государственная программа введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>.
Вышеизложенным доказано, и не оспорено лицами, участвующими в деле, что истец ФИО6 соответствует условиям действия государственной программы, введенной с ДД.ММ.ГГГГ, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>» государственная программа <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 – 2020 годы».
Из указанных материалов дела следует, что в период с октября 2013 года по июнь 2015 года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу ФИО6 не осуществлялась. При этом, истец в установленные законодательством сроки подтвердила свое намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставляя необходимые документы (справки об отсутствии просроченной задолженности и пр.).
Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета <адрес>.
В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ <адрес>, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, подпрограмма государственной программы - это основная часть государственной программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач государственной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам. Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств <адрес> осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
Согласно приложению № к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на 2014 год расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составили 40000,00 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами <адрес> об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, в размере 348 422.30 тыс. рублей (2013 год) и 40 000.00 тыс. рублей (2014 год) были выделены в полном объеме Министерством социальной защиты населения <адрес> государственным казенным учреждениям <адрес> - управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ АО - УСЗН).
Из письменного отзыва ответчика на иск следует, данные финансовые средства освоены в полном объеме, выделение дополнительных финансовых средств в ближайшее время не ожидается.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
В соответствии с пунктом 1 указанного Положения, данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Согласно пункту 4 указанного Положения, компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из пунктов 6 и 7 указанного Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в ГКУ АО - УСЗН по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № к настоящему Положению.
ГКУ АО - УСЗН в течение пяти рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям №, № к настоящему Положению.
Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 указанного Положения, предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ АО - УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ АО - УСЗН в течение пяти рабочих дней после получения денежных средств от Министерства социальной защиты населения <адрес> путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных Министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).
В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции РФ), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции РФ) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.
Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012 – 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.
Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012 – 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.
Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти <адрес>.
Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О и др.).
Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким – либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.
Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола № к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.
Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).
При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.
Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.
Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.
Принимая во внимание приведенные принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истец ФИО6 в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты, то суд приходит к выводу, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права.
Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.
С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает, что бездействие ГКУ АО – УСЗН по <адрес> в части несвоевременной выплаты истцам компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО6, ФИО1 и ОАО «Сбербанк России», за период с октября 2013 года по июнь 2015 года является незаконным и надлежит взыскать с
ГКУ АО – УСЗН по <адрес> компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО6 и ФИО1 с ОАО «Сбербанк России» за период с октября 2013 года по июнь 2015 года, в размере 339625 рублей 20 копеек за счет средств областного бюджета, удовлетворив заявленные требования.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Чеком-ордером ОАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ доказано, что истец ФИО6 оплатила при подаче данного иска в суд в соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ государственную пошлину в размере 300 рублей.
С учетом удовлетворения иска, в соответствии со ст. 88, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца надлежит взыскать государственную пошлину, уплаченную истцом при обращении с данным иском в суд, в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО6 к Государственному казенному учреждению <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> удовлетворить.
Взыскать с ГКУ АО УСЗН по <адрес> компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО6 и ФИО1 с ОАО «Сбербанк России» за период с октября 2013 года по июнь 2015 года, в размере 339625 рублей 20 копеек за счет средств областного бюджета.
Взыскать с Государственного казенного учреждения <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> в пользу ФИО6 расходы по оплате государственной пошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Амурский областной суд через Бурейский районный суд.
Председательствующий, (подпись)
Копия верна:
судья Бурейского районного суда Спиридонов Е.А.