Дело № 5 – 6 / 2021; УИД: * ;
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Поронайск, Сахалинской области 02 февраля 2021 года
Судья Поронайского городского суда Сахалинской области Шевелева Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении СЕМЕНОВА ВЯЧЕСЛАВА ВИКТОРОВИЧА, *, по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
дата инспектором ГИАЗ ОМВД России по Поронайскому городскому округу К. составлен протокол * об административном правонарушении в отношении Семенова В.В., по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, из которого следует, что дата в * часов * минут, Семенов В.В., в нарушение требований подпунктов а,у,ф пункта 1 статьи 11, подпункта а2, пункта а, статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52 – ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», подпункта 4.2 Указа Губернатора Сахалинской области от 18 марта 2020 года № 16 «О введении в Сахалинской области режима повышенной готовности для органов управления, сил и средств Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019 – nCoV) на территории Сахалинской области», находился в общественном месте, напротив дома № *, по ул. *, не имея при себе средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Семенов В.В., будучи извещенным о времени судебного заседания, в судебном заседании не присутствовал, об отложении слушания по делу не ходатайствовал, в связи с чем, судья полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие Семенова В.В., признавая его участие в судебном заседании не обязательным.
Судья, исследовав материалы дела об административном правонарушении, допросив свидетеля, приходит к следующему:
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом А2 пункта А статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее ФЗ № 68), устанавливает Правительство Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами «а,у,ф» пункта 1 статьи 11 ФЗ № 68, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что в связи с угрозой распространения на территории Сахалинской области новой коронавирусной инфекции (2019 – nCoV), в соответствии с ФЗ № 68, Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52 – ФЗ « О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, Законом Сахалинской области от 13 июня 2007 года № 50 – ЗО «О защите населения и территории Сахалинской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с учетом рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека от 10 марта 2020 года № 02 / 3853 – 2020 – 27 по профилактике новой коронавирусной инфекции (2019 – nCoV), в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации в Сахалинской области, Указом Губернатора Сахалинской области от 18 марта 2020 года № 16 «О введении в Сахалинской области режима повышенной готовности для органов управления, сил и средств Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019 – nCoV) на территории Сахалинской области» (далее Указ № 16), с 18 марта 2020 года на территории Сахалинской области введен режим повышенной готовности.
В силу подпункта 4.2 пункта 4 Указа № 16 (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых событий) на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в общественных местах, в том числе на объектах розничной и оптовой торговли, в организациях, оказывающих услуги и выполняющих работы, в общественном транспорте, аптеках, медицинских организациях.
Как следует из протокола * об административном правонарушении от дата и материалов дела, Семенову В.В. вменяется, что в нарушение положений вышеуказанных нормативных актов, в том числе подпункта 4.2 пункта 4 Указа № 16, он находился в общественном месте – напротив дома № * по ул. *, не имея при себе средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Действующее законодательство в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения термин «общественного места» не определяет.
Согласно позиции Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, отраженной в постановлении от 16 октября 2020 года № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID – 19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», в целях снижения рисков распространения COVID – 19, лицам, находящимся на территории РФ, предписано обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
При этом, согласно разъяснениям к вышеуказанному постановлению, содержащимся в информационном письме Роспотребнадзора, по аналогии права, под местом массового пребывания людей понимается, определенная пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года «35 – ФЗ «О противодействии терроризму» территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находится более пятидесяти человек.
Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (пункт 2) определено, что перечень мест массового пребывания людей, определяется органами местного самоуправления, по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД, Федеральной службой войск национальной гвардии РФ и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В Письме МВД России от 29 декабря 2015 года № 1 / 10983, содержится разъяснения по вопросам применения требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 272, согласно пункта 2 раздела 1 которого, указано, что в понятии места массового пребывания людей, при указании территории общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенной территории за их пределами, либо на место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, используется словосочетание «при определенных условиях», не каждое общественное место или место общего пользования, площадь которого позволяет разместить более 50 человек, может включаться в перечень мест массового пребывания людей. К таковым могут быть отнесены еженедельные массовые оздоровительные пробежки граждан.
Определение места массового пребывания людей, в соответствии с указанным выше постановлением Правительства РФ № 272 и разъяснениями, содержащимися в Письме МВД России от 29 декабря 2015 года № 1 / 10983, осуществляется после его обследования, категорирования комиссией и составления паспорта безопасности.
Поскольку, понятие «общественное место» в Указе № 16 не разъяснено, исходя из контекстной оценки требований к гражданам, установленных Указом № 16, позиции государственного органа санитарно – эпидемиологического контроля и положений законодательства в области антитеррористического защищенности, можно сделать вывод, что под общественными местами, при посещении которых граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания, помимо мест, непосредственно указанных в Указе № 16, следует понимать здания и помещения, свободные для доступа неопределенного круга лиц, а также другие места, характеризующиеся значительным скоплением людей (ярмарки, групповые занятия и др.), то есть в местах отвечающих критерию массового пребывания людей, поскольку именно в таких местах создаются условия, повышающие риск распространения инфекционных заболеваний.
Однако доказательств, указывающих на то, что на территории, расположенной напротив дома № * по ул. *, где Семенов В.В. находился без средств индивидуальной защиты органов дыхания, имелось значительное скопление людей, проводилось массовое мероприятие, что являлось бы основанием для отнесения ее к общественному месту по смыслу, придаваемому ему Указом № 16, ни протокол об административном правонарушении, ни представленные вместе с ним материалы не содержат.
Должностными лицами непосредственные очевидцы происшествия не устанавливались, и не опрашивались, меры по сбору доказательств не принимались.
При этом допрошенный в качестве свидетеля Б. – УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Поронайскому городскому округу, выявивший факт нахождения Семенова В.В. напротив дома № * по ул. * в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность, суду показал, что в момент обнаружения, Семенов В.В. шаткой походкой шел вдоль дороги, по тротуару, напротив дома № * по ул. *. Именно нахождение Семенова В.В. в состоянии опьянения в общественном месте, послужило причиной его доставления в Отдел полиции. Подтвердил, что в тот момент Семенов В.В. находился без средств индивидуальной защиты органов дыхания, однако указал, что массовых мероприятий, в том числе шествий по дороге, в месте нахождения Семенова В.В. не проходило, скопления большого количества граждан, пешеходов, не наблюдалось.
Кроме того, согласно информации, представленной суду МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования Поронайский городской округ», на территории муниципального образования Поронайский городской округ определено одно место с массовым пребыванием людей, подпадающее под требования постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 – здание Администрации Поронайского городского округа.
Поскольку признание вины лицом, привлекаемым к ответственности при составлении протокола об административном правонарушении, без подтверждения виновности совокупностью доказательств, не является достаточным для привлечения данного лица к административной ответственности, и согласно частей 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, и достаточных доказательств, свидетельствующих о наличие в действиях Семенова В.В. события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ по делу не имеется, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Кроме того, как было указано выше, пунктом 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID – 19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», вступившим в законную силу 28 октября 2020 года, постановлено лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Поскольку, административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно – гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, установлена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, являющейся специальной нормой по отношению к статье 20.6.1 КоАП РФ, и согласно протокола 65 АП 092174 об административном правонарушении и материалов дела, нарушение, совершение которого вменяется Семенову В.В., имело быть место дата , его действия подлежали квалификации по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, учитывая, что составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ и частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ имеют различные родовые объекты посягательства: общественные отношения в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения и общественные отношения в области общественного порядка и общественной безопасности, связанные с невыполнением правил поведения при чрезвычайной ситуации и угрозе ее выполнения, и учитывая установленный судом факт отсутствия в действиях Семенова В.В. события административного правонарушения, подтверждённого факта его нахождения без средств индивидуальной защиты органов дыхания – гигиенической маски в местах массового пребывания людей, оснований для переквалификации его действий с части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ на часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 29.5 – 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Семенова Вячеслава Викторовича по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Копию постановления для сведения направить в ОМВД России по Поронайскому городскому округу, Семенову В.В.
Постановление может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления, в порядке, предусмотренном статьей 30.2 КоАП РФ.
Судья Поронайского городского суда : –подпись
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья – Ю.М. Шевелева