Петрозаводский городской суд УИД 10RS0011-01-2020-010096-82
(Петрозаводск, ул. Красная, 33) (Дело № 12-882/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
08 сентября 2020 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев жалобу Меньшиковой С. Н. на постановление заместителя Председателя – заместителя Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия Смирнова А.Г. № от 27 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении
Меньшиковой С. Н., <данные изъяты>
установил:
Постановлением заместителя Председателя – заместителя Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия Смирнова А.Г. № от 27 июля 2020 года Меньшикова С.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Меньшикова С.Н. с указанным постановлением не согласна, обратилась в суд с жалобой, просит отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения по тем основаниям, что общая площадь, входящая в состав общедомового имущества многоквартирного дома <адрес>, рассчитанная в целях оплаты за электроэнергию, потребляемую за содержание общего имущества, указана Госкомитетом не верно, не включена площадь чердака <данные изъяты> кв.м. Госкомитет применяет норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества 0,36 кВт.ч., относящийся к многоквартирным домам, оборудованным только электроосветительными установками, однако, в данном доме имеется распределительная коробка, подключенная к подвесному кабелю, в связи с чем согласно приказу Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 31.05.2017г. правомерно применять норматив 0,52 кВт.ч. До проведения проверки Госкомитетом в августе и сентябре 2019 года ООО УК «Территория» произвело перерасчет платы собственникам помещений за содержание общедомового имущества по электроэнергии, дополнительно произведен перерасчет в декабре 2019 года. Кроме того, административным органом неправомерно признано в качестве отягчающего ответственность обстоятельства повторное совершение однородного административного правонарушения, в качестве которого учтено постановление от 11.03.2020 по делу №5-108/2020, которым Меньшикова С.Н. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ за ненадлежащее содержание иного многоквартирного дома.
Меньшикова С.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Защитник Пелля Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала по основаниям в ней изложенным.
Потерпевшая Единова Е.И. в судебном заседании полагала обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Представитель Государственного комитета по жилищному, строительному и дорожному надзору по Республике Карелия Гончаров П.А,, действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы и проверив дело, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В силу ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч.14 ст.161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 193 ЖК РФ закреплен перечень лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в пункте 7 части 1 установлено, что к лицензионным требованиям могут быть отнесены и иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» соблюдение лицензиатом требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг.
На основании ч.7 ст.156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с ч.9.2 ст.156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила).
Пунктом 42 Правил предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Согласно п.44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной слуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или, когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
На основании ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Вместе с тем, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, (вопрос №3) принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативноправового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Таким образом, размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа № от 07.12.2018 многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
ООО УК «Территория» является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества указанного многоквартирного дома, осуществляющим управление многоквартирным домом и подлежащим лицензионному контролю (лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № от 20.04.2015 года).
Лицензионные требования, предусмотренные Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014г. №1110 и вышеперечисленными нормами Кодекса, возлагают на лицензиата обязанность соблюдать установленные в соответствующей сфере деятельности правила, в том числе Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, согласно подпункту «ж» пункта 4 которых на управляющую организацию возложена обязанность по начислению обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Как установлено ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Единоличным исполнительным органом управляющей организации ООО УК «Территория» является генеральный директор Меньшикова С.Н.
Основанием привлечения Меньшиковой С.Н. к административной ответственности послужило то обстоятельство, что она, являясь генеральным директором ООО УК «Территория», не обеспечила корректное начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную в целях содержания общего имущества многоквартирного дома <адрес>, исходя из установленных нормативов потребления, начисляя плату исходя из показаний приборов учета электрической энергии за расчетный период.
Доводы заявителя о том, что административным органом произведен неверный расчет общей площади общедомового имущества многоквартирного дома, не включена площадь чердака <данные изъяты> кв.м., не являются основанием для отмены обжалуемого постановления на основании следующего.
По обращению Единовой Е.И., проживающей в многоквартирном доме <адрес>, административным органом инициирована внеплановая документарная проверка в отношении ООО УК «Территория», издано распоряжение № от 23.10.2019 о ее проведении.
В ходе проверки выявлено, что Общество производит расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственникам помещений исходя из показаний приборов учета, превышающих нормативы потребления, в то время как многоквартирный дом был признан аварийным и подлежит сносу.
Об устранении выявленных нарушений Комитет выдал Обществу предписание № от 08.11.2019, обязав в течении 20 рабочих дней с момента его получения произвести корректировку начисленной платы за электрическую энергию потребляемую при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома за период с января 2019 года по сентябрь 2019 года исходя из норматива потребления в соответствии с приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 31.05.2017 №156 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Карелия», а также с октября 2019 года производить начисление платы за электрическую энергию потребляемую при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома исходя из норматива потребления в соответствии с указанным Приказом.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 16 июля 2020 года по делу №А26-150/2020, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления ООО УК «Территория» к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору о признании недействительным предписания № от 08.11.2019 отказано. Решением суда установлено, что Общество производит расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственникам жилых помещений в указанном доме исходя из показаний приборов учета электрической энергии за расчетный период, которые превышают нормативы потребления.
Поскольку указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 16 июля 2020 года по делу №А26-150/2020, они не подлежат оценке при рассмотрении данной жалобы.
Доводы заявителя о неверном применении норматива потребления электроэнергии административным органом, также не влекут отмену обжалуемого постановления, поскольку Меньшиковой С.Н. инкриминируется неверное начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению, исходя из показаний приборов учета электрической энергии за расчетный период, в то время как начисление платы следовало производить исходя из нормативов потребления, установленных приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 31.05.2017 №156 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Карелия», при этом конкретный норматив, подлежащий применению, в обжалуемом постановлении не указан.
При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ административный орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях Меньшиковой С.Н. состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и вина Меньшиковой С.Н. подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.
Довод автора жалобы о том, что правонарушение, за совершение которого постановлением по делу №5-108/2020 она привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, не является однородным, основано на неверном толковании норм закона и подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ срок. При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ.
Таким образом, должностным лицом Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору сделан правильный вывод о признании правонарушения, за совершение которого постановлением по делу №5-108/2020 Меньшикова С.Н. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, однородным.
Существенных процессуальных нарушений, которые влекли бы отмену или изменение постановления не установлено.
Действия Меньшиковой С.Н. правильно квалифицированы должностным лицом Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору по ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Меньшиковой С.Н. к административной ответственности вынесено должностным лицом Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Собранные по делу доказательства отвечают требованиям допустимости и в совокупности их достаточно для всестороннего и полного исследования всех юридически значимых обстоятельств дела.
Оснований для освобождения Меньшиковой С.Н. от административной ответственности, в том числе на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Вместе с тем, суд полагает возможным снизить размер штрафа по следующим основаниям.
Санкция ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа для должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как прямо закреплено КоАП РФ наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Судья считает, что назначенное в данном случае наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об изменении постановления от 27 июля 2020 года в части назначенного наказания, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей следует снизить до 25000 рублей, назначив штраф в размере менее минимального с учетом обстоятельств дела и данных о личности правонарушителя, ее материального положения.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:Постановление заместителя Председателя – заместителя Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия Смирнова А.Г. № от 27 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении Меньшиковой С. Н. изменить, изменить, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей, в остальной части оставить без изменений, жалобу заявителя без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Сааринен