Дело №12-294/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Смоленск 9 августа 2019 года
Судья Промышленного районного суда г. Смоленска Соболевская О.В., при секретаре Тепановой О.В., рассмотрев жалобу Войтовича Владимира Ефимовича на постановление начальника отдела государственного энергетического надзора по Смоленской области Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4, вынесенное в отношении генерального директора СМУП «Горводоканал» Войтовича Владимира Ефимовича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.22 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела государственного энергетического надзора по Смоленской области Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 от 29.04.2019 генеральный директор СМУП «Горводоканал» Войтович В.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.22 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
В жалобе Войтович В.Е. просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, при этом ссылается на то, что акты согласования аварийной брони подписаны между предприятием и сетевой организацией без замечаний со стороны последней, а действующее законодательство не предусматривает для потребителя обязанностей производить ревизию или переподготовку, а равно переподписание без конкретных оснований актов согласования аварийной брони.
В судебное заседание Войтович В.Е. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Мищенков А.Н. в судебном заседании полагал, что постановление начальника отдела государственного энергетического надзора по Смоленской области Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 от 29.04.2019 является законным, оснований для удовлетворения жалобы Войтовича В.Е. и отмены оспариваемого постановления не имеется.
Заслушав объяснения представителя Ростезхнадзора, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Нарушение потребителем электрической энергии или субъектом электроэнергетики установленных законодательством об электроэнергетике требований о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони и направлении их для подписания в сетевую организацию или иному лицу, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики указанного потребителя электрической энергии или субъекта электроэнергетики, либо нарушение сетевой организацией или иным лицом, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение, сроков и порядка согласования уровня технологической и (или) аварийной брони влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет (ч. 4 ст. 9.22 КоАП РФ).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу абзаца 1 пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Согласно абзацу 9 статьи 38 указанного закона данным порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее - потребители особой категории).
В соответствии с абзацем 10 пункта 7 статьи 38 Закона N 35-ФЗ Перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Постановлением от 04.05.2012 № 442 Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
В приложении к Правилам ограничения определены категории данных потребителей, к которым относятся и организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
СМУП «Говодоканал» г. Смоленска внесено в Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, утвержденный распоряжением Губернатора Смоленской области от 29.04.2013 № 398-р (послед. ред. распоряж. от 10.08.2018 № 1141-р).
Потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (абз. 11 п. 7 ст. 38 Федерального закона № 35-ФЗ).
Как следует из материалов дела, между АО «АтомЭнергоСбыт» (гарантирующий поставщик) и СМУП «Горводоканал» (потребитель) заключен договор энергоснабжения от 01.01.2015.
Имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности) на энергопринимающие устройства потребителя СМУП «Горводоканал» по адресу: г. Смоленск, ул. Соболева, д. 5, Пасовский в/з, Пасово от 20.09.2016, являющийся неотъемлемым приложением к договору энергоснабжения, подписанный должностными лицами потребителя СМУП «Горводоканал» и сетевой организации ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго».
12.02.2019 АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» Межрайонное отделение на имя генерального директора СМУП «Горводоканал» Войтовича В.Е. было направлено уведомление о необходимости изменения акта согласования технологической и (или) аварийной брони на Пасовский водозабор № 67-6/163, ссылаясь на то, что акт согласования технологической и (или) аварийной брони от 20.09.2016, являющийся приложением к договору энергоснабжения от 01.01.2015, составлен в нарушение Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утвержденными Приказом Министерства Энергетики РФ от 06.06.2013 № 290 (в данном акте указаны электроприемники, отличные от токоприемников, обозначенных в п. 54 Правил разработки), а также в нарушение п. 37 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 - электроприемники аварийной брони электроснабжения не выделены на отдельные питающие линии, по которым подача электрической энергии (мощности) не подлежит временному отключению; данное уведомление получено 15.02.2019.
В ответ на данное уведомление 11.03.2019 в адрес АО «АтомЭнергоСбыт» за подписью генерального директора СМУП «Горводоканал» Войтовича В.Е. направлено письмо, в котором указано, что акт согласования технологической и (или) аварийной брони от 20.09.2016 оформлен на водозабор «Пасово» с артезианскими скважинами надлежащим образом и согласован с филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго». В соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 вопрос согласования подготовленных потребителем актов находится в компетенции сетевой организации. В соответствии с п. 31(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановление Правительства от 27.12.2004 № 861 акт согласования технологической и (или) аварийной брони может быть изменен: при изменении схемы внутреннего электроснабжения потребителя и (или) категории надежности, при изменении технологического процесса осуществляемого с использованием энергопринимающих устройств потребителя. При возникновении таких случаев СМУП «Горводоканад» с филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» запустит процесс переоформления актов согласования технологической и аварийной брони. Дополнительно указано, что при составлении актов согласования технологической и аварийной брони потребитель и сетевая организация руководствуются п 31(4) Правил № 861, оставляя в перечне электроприемников аварийной брони только те электроприемники, которые обеспечивают безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние энергопринимающего устройства потребителя, были определены величины наименьшей потребляемой мощности, при этом учитывалось функциональное назначение объекта – водоснабжение и водоотведение населения, а это процесс непрерывный, не имеющий конечного времени завершения технологического цикла. Замечаний со стороны сетевой организации к составлению имеющихся актов нет.
АО «АтомЭнергоСбыт» филиал «СмоленскАтомЭнергоСбыт» в адрес Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору направило заявление о привлечении генерального директора СМУМ «Горводоканал» Войтовича В.Е. к административной ответственности ввиду того, что потребитель (СМУП «Говодоканал») до настоящего времени не обратился к исполнителю (ПАО «МРСК Центра») с уведомлением о необходимости изменения акта согласования технологической и (или) аварийной брони для объекта водоснабжения «Пасовский водозабор».
Начальником отдела государственного энергетического надзора по Смоленской области ФИО4 в присутствии представителя Войтовича В.Е. – ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении от 19.04.2019 № 5.1-14540-Пр/0005-2019, предусмотренном ч. 4 ст. 9.22 КоАП РФ.
29.04.2019 г. Начальником отдела государственного энергетического надзора по Смоленской области Межрегионального технологического управления Ростехнадзора ФИО4 в присутствии представителя Войтовича В.Е. – ФИО6 вынесено оспариваемое постановление № 5.1-Пс/0005-14540вн-2019 о привлечении генерального директора СМУП «Говодоканал» Войтовича В.Е. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 9.22 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на должностное лицо в размере 10 000 руб.
Основанием для привлечения Войтовича В.Е., как директора СМУП «Горводоканал», к административной ответственности послужили изложенные в обжалуемом постановлении выводы о том, что потребителем не исполнены нормы действующего законодательства РФ, а именно: потребитель до настоящего времени не обратился к исполнителю (ПАО «МРСК Центра») с уведомлением о необходимости изменения актов согласования технологической и (или) аварийной брони, в чем, по мнению должностного лица Ростехнадзора, усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.22 КоАП РФ.
Однако данные выводы нельзя признать обоснованными.
Согласно п. 43 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» в договоре энергоснабжения в части порядка взаимодействия потребителя с третьими лицами предусматривается, в том числе обязанность потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящегося к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также потребителя электрической энергии, энергопринимающие устройства которого отнесены к первой категории надежности, при отсутствии у него акта согласования технологической и (или) аварийной брони на дату подачи заявления о заключении договора энергоснабжения или при возникновении после заключения договора энергоснабжения оснований для изменения ранее составленного акта в порядке, определенном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, составить (изменить) и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, а также передать гарантирующему поставщику копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней после дня согласования с сетевой организацией.
Договор энергоснабжения № 67516185 от 01.01.2015, заключенный АО «АтомЭнергоСбыт» и СМУП «Горводоканал» предусматривает обязанность потребителя обеспечить предоставление проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони в адрес РСК (ТСО) в течение 30 дней с даты заключения договора, если на эту дату у потребителя отсутствовал акт согласования технологической и (или) аварийной брони (п. 2.3.15 договора).
Согласно абз. 1 п. 31(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановление Правительства от 27.12.2004 № 861 в целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии, энергопринимающее устройство которого отнесено к первой категории надежности, а также потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении в связи с наступлением указанных в пункте 31(2) настоящих Правил случаев, обязаны составить и согласовать такой акт в порядке, установленном пунктом 31(4) настоящих Правил.
Пунктом 31(2) указанных Правил установлено, что акт согласования технологической и (или) аварийной брони должен быть оформлен вновь в следующих случаях:
изменение схемы внутреннего электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности) и (или) категории надежности, если это не влечет за собой изменение схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств;
изменение технологического процесса осуществляемой с использованием энергопринимающих устройств деятельности;
смена собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, в отношении которого оформлен акт;
иные случаи, определяемые актом.
В случае наступления обстоятельств, предусмотренных настоящим пунктом, потребитель электрической энергии (мощности), указанный в пункте 31(1) настоящих Правил, в течение 20 календарных дней со дня их наступления составляет и направляет в 2 экземплярах проект нового акта согласования технологической и (или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены (непосредственно или опосредовано) его энергопринимающие устройства, любым способом, позволяющим подтвердить факт его получения.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что наступил один из установленных п. 31.(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг случаев, при которых акт согласования технологической и (или) аварийной брони нуждается в изменении, в связи с чем потребитель электрической энергии (мощности) обязан составить и направить проект нового акта согласования технологической и (или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации.
В судебном заседании представитель Ростехнадзора Мищенков А.Н. пояснил, что схема внутреннего электроснабжения потребителя электрической энергии, категория надежности, технологический процесс осуществляемой с использованием энергопринимающих устройств потребителя деятельности СМУП «Говодоканал» не менялись.
В имеющемся акте согласования технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности) от 20.09.2016 на энергопринимающие устройства потребителя СМУП «Горводоканал» по адресу: г. Смоленск, ул. Соболева, д. 5, Пасовский в/з, Пасово, - случаи, при которых акт нуждается в изменении не определены.
Изложенное свидетельствует о том, что у генерального директора СМУП «Горводоканал» Войтовича В.Е. отсутствовала обязанность по изменению имеющегося акта согласования, составлению проекта нового акта и направления его в сетевую организацию для согласования, предусмотренная п.п. 31 (1), 31 (2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Те нарушения, на которые ссылалось АО «АтомЭнергоСбыт» в лице Филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт», допущенные, по мнению гарантирующего поставщика электроэнергии, при составлении акта согласования технологической и (или) аварийной брони от 20.09.2016 (указаны электроприемники, отличные от токоприемников, обозначенных в п. 54 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утвержденных Приказом Министерства Энергетики РФ от 06.06.2013 № 290, электроприемники аварийной брони электроснабжения в нарушение п. 37 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, не выделены на отдельные питающие линии) в силу вышеприведенных норм не относятся к случаям, при которых потребитель электрической энергии (мощности) обязан составить проект нового акта и направить его для согласования сетевой организации.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях генерального директора СМУП «Говодоканал» Войтовича В.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.22 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица административного органа признать законным и обоснованным не представляется возможным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях генерального директора СМУП «Говодоканал» Войтовича В.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.22 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.1–30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Войтовича Владимира Ефимовича удовлетворить.
Постановление начальника отдела государственного энергетического надзора по Смоленской области Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 от 29.04.2019 № 5.1-Пс/0005-14540вн-2019 о привлечении к административной ответственности генерального директора СМУП «Горводоканал» Войтовича Владимира Ефимовича за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.22 КоАП РФ, отменить, производство по данному делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.В. Соболевская