Дело № 10RS0011-01-2021-002253-56
(2а-1848/2021-31)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2021 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Тарабрина Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия к Карельской региональной общественной организации «Республиканский комитет по защите прав собственников и нанимателей жилых помещений» о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что Карельская региональная общественная организация «Республиканский комитет по защите прав собственников и нанимателей жилых помещений» была зарегистрирована 14.08.2009. В нарушение требований действующего законодательства административный ответчик не представил в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия (далее Управление) отчет об объеме получаемых организацией от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме № ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 16.08.2018 №170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2018 год. За непредставление отчета по форме №ОН003 за 2018 год Управление вынесло Организации предупреждение от 06.05.2019 №10/03-6200 об устранении нарушений в срок до 17.06.2019. Предупреждение получено не было, конверт возвращен отправителю в связи с истечением срока хранения. Нарушения до настоящего времени не устранены. После вынесения предупреждения в отношении административного ответчика, им вновь допущено аналогичное нарушение, не представлен в Управление отчет об объеме получаемых организацией от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме № ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 16.08.2018 №170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2019 год. Нарушения до настоящего времени не устранены, предупреждения не обжалованы. Административный истец просит признать общественное объединение прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены учредители: Пименов А.А., Тойвола Е.А., Иванова О.А., Новожилова Е.А.
В судебном заседании стороны и заинтересованные лица не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены судом надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации орган государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ Контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений. Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Карельская региональная общественная организация «Республиканский комитет по защите прав собственников и нанимателей жилых помещений» была зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской федерации по Республике Карелия 14.08.2009. Запись о данном общественном объединении была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 19.08.2009 за основным государственным регистрационным номером 1091000000706 (ведомственный номер 1012010689 от 20.08.2009).
Административный ответчик не представил в Управление отчет об объеме получаемых организацией от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме № ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 16.08.2018 №170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2018 год.
За непредставление отчета об объеме получаемых организацией от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме № ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 16.08.2018 №170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2018 год Управление вынесло в адрес Организации предупреждение от 06.05.2019 №10/03-6200 об устранении нарушений в срок до 17.06.2019.
Предупреждение получено не было, конверт возвращен отправителю в связи с истечением срока хранения.
После вынесения предупреждения в отношении административного ответчика, им вновь допущено аналогичное нарушение, не представлен в Управление отчет об объеме получаемых организацией от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме № ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 16.08.2018 №170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2019 год.
Нарушения не устранены, предупреждения не обжалованы.
В силу пункта 5 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
В силу статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано:
информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абзац 8 части 1).
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (часть 4).
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 67).
С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68).
При таких обстоятельствах неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных ст.29 Закона №82-ФЗ, является основанием для обращения в суд с заявлением о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 262-265 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать общественное объединение - Карельскую региональную общественную организацию «Республиканский комитет по защите прав собственников и нанимателей жилых помещений» (юридический адрес: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул.Володарского, д.40, ИНН 1001225023, КПП 100101001, ОГРН 1091000000706) прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Н.Н. Тарабрина
Мотивированное решение изготовлено 03.03.2021