Дело № 5-1942/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Якутск 24 сентября 2019 г.
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Кузьмина М. А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Ленское объединенное речное пароходство», юридический адрес: ____, ИНН №, ОГРН №,
у с т а н о в и л :
30 августа 2019 г. начальником отдела лицензирования и надзора за регистрацией судов Северо-Восточнго Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – СВУГМРН Ространснадзора) составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении публичного акционерного общества «Ленское объединенное речное пароходство» (далее – ПАО «ЛОРП»).
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, начальник отдела лицензирования и надзора за регистрацией судов СВУГМРН Ространснадзора Вакуленчик И. Н. поддержала данный протокол. Дополнительно пояснила, что судно «Капитан Марков» имеет лицензию только на право провоза опасного груза класс «4.2», остальные классы не допускаются к провозу, если прямо не оговорены в приложении. Селитра аммиачная является взрывоопасным и легковоспламеняющимся от влаги веществом, поэтому водное судно должно быть оборудовано специальным образом, доказательства чему в истребованных от ПАО «ЛОРП» документах не содержится. Также пояснила, что ПАО «ЛОРП» этим нарушением допустило угрозу жизни и здоровью команде судна и неопределенному кругу лиц на причале, а также окружающей среде.
Защитник Суханова Ж. В. в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласилась, поддержала письменные возражения на данный протокол. Пояснила, что класс опасного груза угля выше, чем класс опасного груза селитры аммиачной, уголь также является горючим веществом, поэтому класс «4.2» поглощает класс «5» и на судне можно было без дополнительных разрешений провозить селитру. Также пояснила, что провоз селитры был однократным, более этим ПАО «ЛОРП» не занимается и ранее не занималось. Селитра является удобрением, поэтому никакой угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде не возникло. Просила производство прекратить в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения, а в случае признания юридического лица виновным, заменить наказание на предупреждение.
Суд, заслушав доводы защитника и объяснения должностного лица административного органа, изучив представленные материалы, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Судно «Капитан Марков» принадлежит на праве собственности ПАО «ЛОРП», что подтверждается свидетельством о праве собственности серии МС-IV № 001552.
Из материалов дела установлено, что ФБУ «Администрация Ленского бассейна» своим письмом от 20 декабря 2017 г. № 05-09-6905 согласовала ООО «Грузовой причал Нижний Бестях» участок береговой полосы и прилегающей акватории на право берегу реки Лена (1657,0-1656,0 км от устья) с целью строительства грузового терминала ОАО (ПАО) «ЛОРП» в пос. Нижний Бестях с причальной стенкой для погрузки угля и инертных материалов.
На основании письма Ространснадзора от 16 июля 2019 г. № 8.18-1365 по заявке ООО «ПромСтройГрупп» о согласовании проекта «Грузовой терминал ОАО «ЛОРП» на стадии выполнения строительно-монтажных работы в пос. Нижний Бестях заместителем начальника и главным специалистом отдела надзора за судоходством, мореплаванием и портовой деятельностью СВУГМРН Ространснадзора 24 июля 2019 г. в период с 09 час. 30 мин. до 10 час. 00 мин. произведен осмотр подходных путей к причалу и строящегося причала «Грузовой терминал ОАО «ЛОРП» в пос. Нижний Бестях на указанном объекте «причал», в стадии строительно-монтажных работ. В ходе осмотра выявлен факт погрузки опасного груза «Селитра аммиачная» на судно «Капитан Марков», о чем данными должностными лицами составлен рапорт от 24 июля 2019 г. с приложением фотоматериалов (л.д.30-32).
30 августа 2019 г. в отношении ПАО «ЛОРП» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Согласно договору от 28 мая 2019 г. № 64/ОПГ/ЛОРП, заключенному между ПАО «ЛОРП» и ООО «АДК», первое принимает на себя обязательство по перевозке водным транспортом груз «Селитра аммиачная» в период с начала навигации 2019 г. по 20 августа 2019 г. Стоимость услуг рассчитывается согласно разделу 3 договора, исходя из размера провозной платы за груз «Селитра» 11918,0 руб./тн. Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что оплата услуг по договору осуществляется предоплатой, т. е. до момента приема груза к перевозке.
Во исполнение данного договора ПАО «ЛОРП» заключило 01 июля 2019 г. с ОООО «Грузовой терминал Нижний Бестях» договор № 01/07-2019 субаренды спецтехники (кран «Стреловой») с экипажем для осуществления погрузочно-разгрузочных работ на причале грузового терминала Нижний Бестях.
Акт погрузки от 25 июля 2019 г. № 034 (порт пос. Нижний Бестях, ПАО «ЛОРП» к накладной № 007108), письмо ООО «Грузовой терминал Нижний Бестях» от 24 августа 2019 г. №» 240819 подтверждают, что погрузка на судно «Капитан Марков» опасного груза «Селитра аммиачная» осуществлена в полном объеме.
Из накладной от 25 июля 2019 г. № 007108, письма ООО «Арктик капитал» от 15 августа 2019 г. № 314 следует, что груз «Селитра аммиачная» 1200 тонн был принят на судно «Капитан Марков» к перевозке водным транспортом по маршруту п.п. Якутск – Северный в адрес грузополучателя ООО «АДК». По состоянию на 15 августа 2019 г. акт оказанных услуг, счет-фактура от грузоперевозчика ПАО «ЛОРП» в адрес ООО «АДК» не поступили, соответственно оплаты на указанную дату не производились.
Данные обстоятельства лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не оспариваются, факт погрузки также подтверждается рапортом вышеуказанных должностных лиц и фотоматериалами.
В соответствии с п. 21 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов относится к виду деятельности, на осуществление которой необходимо наличие специального разрешения (лицензии). Лицензионные требования устанавливаются Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензирование деятельности в области внутреннего водного транспорта, морского транспорта осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте».
Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов, предусмотрены п. 4 указанного Положения, в том числе это наличие у соискателя (лицензиата) лицензии на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозки опасных грузов судов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623 (в случае если указанные требования применяются к таким судам).
При этом к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, указанных в подпунктах «а» - «в», «е» и «ж» пункта 4 Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Вместе с тем из приложения к лицензии ПАО «ЛОРП» видно, что в списке объектов, заявленных для осуществления лицензионной деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, под № 118 указано судно «Капитан Марков» с допущенным к перевозке одним классом опасного груза «4.2», а именно «уголь животного или растительного происхождения». Иные классы опасного груза, не указанные в списке, соответственно, к перевозке данным судном не разрешены. Доводы защитника о том, что класс «4.2» как более высокий по отношению к классу «5» разрешает одновременно перевозку груза класса «5» как более низкого, не основаны на нормах материального права и отклоняются судом.
Согласно Правилам перевозок грузов, утвержденным приказом Министерства речного флота РСФСР от 14.08.1978 № 114 «селитра аммиачная» относится к 5 классу опасности грузов «Окисляющие вещества и органические перекиси, способные легко выделять кислород, поддерживать горение, а также вызывать самовоспламенение и взрыв».
В соответствии с п. 1.3.2 Технических условий «Селитры аммиачной марка Б ГОСТ 2-2013» ТУ 20.13-009-00203795-2015 (дата введения 01.01.2015), составленных производителем филиалом «Азот» АО «ОХК «УРАЛХИМ» транспортная маркировка данного продукта – по ГОСТ 14192 с нанесением манипуляционных знаков «Беречь от солнечных лучей» и «Беречь от влаги» и в соответствии с правилами перевозки опасных грузов на соответствующем виде транспорта. Согласно п. 2.2 Технических условий в организм человека селитра может проникать через органы дыхания в желудочно-кишечный тракт, попадать на кожу и в глаза. В силу п. 2.3 селитра является окислителем и пожароопасна, также при взаимодействии селитры с горючими дисперсными материалами (порошки металлов, древесные опилки, сахар и другие органические вещества) происходит выделение тепла. В случае загрязнения селитры органическими материалами или при пожаре разложение селитры переходит во взрыв. Селитра также взрывает под действием сильных ударов. Пунктом 2.5 предусмотрено, что все производственные помещения должны быть оборудованы общеобменной принудительной вентиляцией в соответствии с ГОСТ 12.4.021. Согласно п. 5.2 упакованную селитру транспортируют водным транспортом в закрытых палубных судах. Выступающие части несъемного оборудования должны быть обиты или оклеены бумагой или другими обивочными материалами. Допускается транспортировать упакованную селитру на палубах судов с укладкой в штабеля, закрепленные и тщательно укрытые. Пунктом 5.3 Технических условий установлено, что хранение и транспортирование селитры проводят отдельно от других материалов и веществ.
Судебная практика, на которую ссылается защитник, относится к другим правоотношениям, а именно, к осуществлению деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению твердых бытовых отходов, и не может быть применена по аналогии к перевозке внутренним водным транспортом опасных грузов, поскольку в настоящем случае установлены особые требования к безопасности объектов внутреннего водного транспорта, включая системы вентилирования, электрооборудование, трубопроводы двигателей внутреннего сгорания и проч.
Согласно материалам дела при истребовании у ПАО «ЛОРП» административным органом документов доказательства соответствия судна «Капитан Марков» требованиям технического регламента по перевозке опасного груза класса «5» не представлено, также таких доказательств не представлено и на судебное заседание.
Вышеуказанные выявленные нарушения, зафиксированные в названном рапорте, фотоматериалах, протоколе об административном правонарушении, подтверждаются иными материалами дела и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении не допущено, срок привлечения к административной ответственностью по данной статье на момент рассмотрения дела не истек. Доказательств, опровергающих выводы должностного лица контролирующего органа и квалификацию вмененного правонарушения, суду также не представлено.
Таким образом, событие и состав административного правонарушения судом полностью установлены. Данное правонарушение не может быть признано судом малозначительным, административное наказание не может быть заменено на предупреждение, поскольку в данном случае ПАО «ЛОРП» допустило возникновение угрозы жизни и здоровью граждан, а также угрозу причинения вреда окружающей среде.
На основании ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств дела, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, ПАО «ЛОРП» подлежит назначению административное нарушение в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л :
Признать ПАО «Ленское объединенное речное пароходство», юридический адрес: ____, ИНН №, ОГРН №, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, по следующим реквизитам:
наименование получателя платежа: УФК по Республике Саха (Якутия) (Северо-Восточное Управление Госморречнадзора); налоговый орган: ИНН №, КПП №; номер счета получателя платежа: №; наименование банка: НБ Республики Саха (Якутия), г. Якутск; БИК №; наименование платежа: штраф; КБК №; код ОКТМО №; УИН №.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья: п/п М. А. Кузьмина
Копия верна.
Судья: М. А. Кузьмина