Дело № 2-46/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2017 года г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Скисова А.Е.,
при секретаре Зиядиновой Э.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г.Бахчисарай гражданское дело по иску Погнаева В.Ф. к Качуровской Ю.А., третье лицо Кульчицкая Н.Н. о признании договоров купли-продажи жилого дома и земельного участка мнимыми сделками,-
УСТАНОВИЛ:
Истец Погнаев В.Ф. обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Качуровской Ю.А., третье лицо Кульчицкая Н.Н., и с учетом уточненных исковых требований, просил признать договор купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ № и договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, недействительными, вследствие их мнимости.
Исковые требования мотивированы тем, что истец, заключая с ответчиком данные договора, не имел намерения создать правовые последствия, так как и сам в фактическое владение, пользование и распоряжение указанного имущества не вступал. Истец до совершения сделок был не знаком с ответчиком Жилым домом и земельным участком продолжает пользоваться Кульчицкая Н.Н. и ее супруг, которым ранее принадлежало данное имущество, а сделки были совершены для вида, с целью избежать обращения взыскания на данное имущество.
Истец Погнаев В.Ф. в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель истца Погнаева В.Ф. – Гнатюк Е.В., исковые требования также поддержала в полном объеме, и пояснила, что данные сделки являются мнимыми, так как Кульчицкая Н.Н. хотела скрыть имущество.
Представитель ответчика Качуровской Ю.А. – Качуровский П.И., возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, просил в их удовлетворении отказать, поскольку интересы третьего лица учтены, и ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и Кульчицкой Н.Н. заключен бессрочный договор найма. В настоящее время ответчик зарегистрировало свое право собственности. А также данное имущество и приобреталось для проживания Кульчицкой Н.Н., так как последняя боялась, что Погнаев В.Ф. выгонит ее из дома.
Третье лицо Кульчицкая Н.Н. и ее представитель Кушнир А.С., настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме, и просили суд их удовлетворить.
Выслушав стороны, их представителей, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд установил следующее.
Согласно договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ №, истец Погнаев В.Ф. продал, а ответчик Качуровская Ю.А. купила жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, за <данные изъяты>. Стороны утверждали, что они не ошиблись при заключении данного договора, а также договор не является фиктивным и притворным, заключается с намерением действительно создать для себя правовые последствия. Продавец подтвердил факт полного расчета за проданный жилой дом (л.д.9-11).
Согласно договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, истец Погнаев В.Ф. продал, а ответчик Качуровская Ю.А. купила земельный участок, площадью <данные изъяты> га., расположенный по адресу: <адрес>, за <данные изъяты>. Стороны подтвердили действительность своих намерений при заключении договора. Продавец подтвердил факт полного расчета за проданный земельный участок (л.д.5-8).
В соответствии с квитанцией, Кульчицкая Н.Н. оплатила коммунальные услуги по адресу: <адрес>, в мае 2016 года (л.д.20-21).
ДД.ММ.ГГГГ между Качуровской Ю.А. и Кульчицкой Н.Н. заключен бессрочный договор найма жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.41-42).
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещение убытков.
В соответствии с положениями статей 260 и 209 ГК РФ, право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику.
В силу ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч. 1 ст. 170 ГК РФ, мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
В соответствии с п. 86 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна (пункт 1 статьи 170 ГК РФ).
Следует учитывать, что стороны такой сделки могут также осуществить для вида ее формальное исполнение. Например, во избежание обращения взыскания на движимое имущество должника заключить договоры купли-продажи или доверительного управления и составить акты о передаче данного имущества, при этом сохранив контроль соответственно продавца или учредителя управления за ним.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Каких-либо достоверных доказательств, подтверждающих, что указанные договора купли-продажи являются мнимыми сделками, то есть совершенными лишь для вида, без намерения создать соответствующие им правовые последствия, суду не представлено.
Между тем, для признания сделки мнимой необходимо установить, что на момент совершения сделки стороны не намеревались создать соответствующие условиям этой сделки правовые последствия, характерные для сделок данного вида.
По данному делу такие обстоятельства не установлены.
Суд считает, что при заключении оспариваемых договоров волеизъявление истца и ответчика было направлено на установление между сторонами сделки именно тех гражданско-правовых отношений, которые обусловлены договором, и не усматривает оснований полагать, что данные сделки совершались лишь для вида, без намерения создать соответствующие им правовые последствия.
Доводы истца о том, что ответчик не уплатил истцу цену договора, а дом и земельный участок не передавались ответчику, сами по себе о мнимости заключенной сделки не свидетельствуют и не могут являться безусловным и единственным основанием для удовлетворения иска.
При этом никаких доказательств, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, свидетельствующих о мнимости заключенных сделок, кроме голословных утверждений истца, оспоренных утверждениями представителя ответчика о том, что истец имел намерение произвести отчуждение дома и земельного участка за сумма, а ответчик имел намерение приобрести данное имущество за указанную цену, суду представлено не было.
Материалы дела не содержат сведений о наличии между сторонами иной договоренности, кроме как по вопросу купли-продажи дома и земельного участка.
Таким образом, суд считает, что оснований для признания договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ мнимыми сделками, не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Погнаева В.Ф. – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 21.02.2017 года.
Судья: