Дело № 2-1635/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2015 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Арефьевой Ю.С.,
при секретаре Дудиной Н.В.,
с участием прокурора Ожгихина А.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сарапульского района в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о понуждении к прохождению медосмотра,
установил:
В Сарапульский городской суд поступило исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о понуждении к прохождению медосмотра. Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства об охране здоровья, в ходе которой выявлены нарушения со стороны лиц, освобожденных из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в части прохождения ими профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза. Основы профилактики туберкулеза в РФ установлены ФЗ от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ». В соответствии со ст. 8 указанного закона, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больными туберкулезом проходят профилактические обследования в целях выявления туберкулеза в соответствии с законодательством РФ. Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 г. № 892 «О реализации ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ», утвержден порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза. В силу п. 5 названного Постановления независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат два раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений в течение первых двух лет после освобождения. ФИО1 освободился из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, от прохождения профилактических медицинских осмотров 2 раза в год в целях выявления туберкулеза уклоняется, чем создает угрозу не только своему здоровью, но и здоровью окружающих его лиц, круг которых установить невозможно.
Прокурор просит обязать ФИО1 пройти профилактический медицинский осмотр на предмет наличия туберкулеза.
В судебном заседании прокурор ФИО3 поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, привел доводы аналогичные изложенным в иске.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ с согласия истца дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав объяснения истца, исследовав, оценив и проанализировав представленные суду письменные доказательства, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям.
Согласно письму ФКУ КП-11 УФСИН России по УР ФИО1 освободился из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу на запрос БУЗ УР «СГБ № МЗ УР» от ДД.ММ.ГГГГ, ответу на запрос БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР» от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 флюорографический осмотр не проходил.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно пп.2 п.1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии с ч.2 ст. 8 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулеза.
Статьей 9 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» установлено, что принудительное (т.е. независимо от согласия больных туберкулезом или их законных представителей) диспансерное наблюдение за больными туберкулезом в целях реализации нормы ст. 41 Конституции РФ.
Согласно пп.з п.5 Постановления Правительства РФ от 25.12.2001 N 892 (ред. от 30.12.2005) «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в групповом порядке по эпидемическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год, в том числе, лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, - в течение первых 2 лет после освобождения.
Судом также установлено, что до настоящего времени ФИО1, отбывший наказание в местах лишения свободы и освободившийся ДД.ММ.ГГГГ, R- графическое обследование органов грудной клетки до настоящего времени не проходил (как в добровольном, так и в принудительном порядке). Таким образом, ФИО1 уклоняется от прохождения профилактического медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза.
Положением ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» предусмотрена принудительная госпитализация на основании решения суда больных заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающих санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющихся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза.
Уклонение ФИО1 от прохождения профилактических медицинских осмотров в целях предупреждения распространения туберкулеза подвергает опасности жизнь и здоровье других граждан, круг которых определить не представляется возможным, то есть застрагивает их права, свободы и законные интересы.
Таким образом, имеются основания для удовлетворения требований прокурора о понуждении ФИО1 пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза.
Согласно п.п.9 п.1 ст. 333.36 НК РФ - от уплаты государственной пошлины при обращении с иском в суд освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу пп.3 п.1 ст. 333.19 НК РФ, с учетом характера заявленного спора, государственная пошлина при подаче данного иска подлежала уплате в размере 300 руб.
Сведений о том, что ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины, у суда не имеется.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ - издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика (ответчиков), не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку требования истца судом удовлетворены, суд считает, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика в доход Муниципального образования «<адрес>» в сумме 300 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о понуждении к прохождению медосмотра удовлетворить.
Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пройти профилактический медицинский осмотр с целью выявления туберкулеза.
Взыскать с ФИО1 в доход Муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в сумме 300 руб. 00 коп.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Сарапульского
городского суда Арефьева Ю.С.