Решение по делу № 2-396/2011 ~ М-316/2011 от 24.05.2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2011г.                                                                                                         п. Заиграево

Заиграевский районный суд Республики Бурятии в составе: председательствующего судьи Тютриной С.Н., с участием помощника прокурора Заиграевского района РБ Красиковой О.П., при секретаре Найдановой Э.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Илькинское» и Республиканскому агентству лесного хозяйства о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд в интересах неопределённого круга лиц, прокурор Заиграевского района РБ просил обязать администрацию МО СП «Илькинское» и Республиканское агентство лесного хозяйства (далее - РАЛХ) ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале №* *-ого участкового лесничества *-ого лесничества на общей площади около * га, расположенную около * метров в южном направлении от п.*. Иск мотивирован тем, что при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами потребления на территории МО СП «Илькинское» установлено, что органом местного самоуправления МО СП «Илькинское» и РАЛХ не приняты меры, направленные на ликвидацию расположенной в границах сельского поселения на территории лесного фонда *-ого лесничества несанкционированной свалки мусора и бытовых отходов, складированных навалом.

Согласно ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ - Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:

- организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

Согласно п. 1.1. Положения «О Республиканском агентстве лесного хозяйства», утвержденного Постановлением Правительства РБ от 25.01.2007 №13, Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по оказанию государственныхуслуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений (далее - установленная сфера).

В соответствии с п. 3.1.5 указанного Положения Агентство в установленной сфере деятельности:

- организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий поселения от ЧС природного и техногенного характера.

Согласно п. 9 ст. 28 Устава МО СП «Илькинское» Заиграевского района Республики Бурятия администрация поселения под руководством Главы поселения участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее - Закон), хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечений благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В ст. 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.

Статьей 7 Закона предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные требования предусмотрены ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства».

Согласно требованиям ст. 51 Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан» (далее - Закон) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья человека и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 2 Закона установлено, что органы местного самоуправления

обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно требованиям ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории сельских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях сельских и других поселений, а также создание условий для массового отдыха жителей сельского поселения и организацию обустройства мест массового отдыха населения осуществляют органы местного самоуправления.

Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 17 ст. 2 Устава МО СП «Илькинское», к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора.

В случае возникновения пожара на данной свалке существует реальная угроза его перехода на лесной фонд и близлежащий населенный пункт - п.*, расположенный в * метрах от указанного участка лесного фонда, а также антисанитарное состояние наличие свалки нарушает права граждан на здоровье и благоприятную окружающую среду, сказывается флоре и фауне. Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера закреплено в ст. 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды».

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «Заиграевский район».

В судебном заседании помощник прокурора Красикова О.П. иск и доводы в его обоснование поддержала, пояснив также, что прокурор обратился в интересах неопределённого круга лиц в целях защиты их конституционных прав на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, наличие несанкционированных свалок нарушает законные интересы и права неопределенного круга лиц, проживающих и пребывающих на территории муниципального образования и способствует возникновению чрезвычайных ситуаций в сфере экологической и пожарной безопасности, распространения инфекционных заболеваний, иным тяжким последствиям. Несанкционированная свалка возникла недавно, находится недалеко от санкционированной свалки.

Представитель ответчика - администрации МО СП «Илькинское» - Желудкова В.Ф., иск признала частично, суду пояснила, что указанная свалка является несанкционированной, находится на территории поселения, на землях лесного фонда; на несанкционированной свалке находится бытовой мусор, складированный населением п.*. В метрах в 500-х от несанкционированной свалки находится санкционированная свалка, которая заполнена на 1/3. Администрация поселения согласна ликвидировать свалку совместно с РАЛХ.

Представитель ответчика - РАЛХ - Кривобокова иск не признала, суду пояснила, что Республиканское Агентство является ненадлежащим ответчиком. Полномочия по очистке, уборке отходов производства и потребления не предусмотрены Положением о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 25.01.2007г., не наделяет РАЛХ указанными полномочиями и Лесной кодекс РФ. В силу ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления районов относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах не включают в себя мероприятия по уборке отходов производства и потребления. Выделение средств субвенций на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления федеральным бюджетом органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в области лесных отношений, не предусмотрено.

Представитель ответчика - администрации МО «Заиграевский район» РБ - Базарон Ч.В. иск не признал, суду пояснил, администрация МО «Заиграевский район» не является надлежащим ответчиком по делу. Земли лесного фонда находятся в федеральной собственности; РАЛХ осуществляет полномочия по защите лесов; санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления районов относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на территории МО СП «Илькинское» имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Свалка расположена на землях лесного фонда, в защитных лесах, в квартале №* *-ого участкового лесничества *-ого лесничества, в * метров в южном направлении от с.*, на общей площади около * га. При этом, под размещение полигона твердых бытовых отходов администрации МО СП «Илькинское» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок общей площадью * кв.м., расположенный по адресу: ==, что подтверждается постановлением администрации МО «Заиграевский район» от дд.мм.гг.*, свидетельством о государственной регистрации права серии *.

Часть 5 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещает размещать отходы на территориях населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон. Согласно ч. 1 ст. 13 указанного ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам администрации района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статья 3 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В результате ненадлежащего исполнения полномочий, установленных п.п.18 п.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией поселения, образовалась данная несанкционированная свалка.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывозы бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

С учетом вышеуказанного, суд считает, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на МО СП «Илькинское», так как именно на него вышеизложенными требованиями закона возложена обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и именно в результате его бездействия образовалась несанкционированная свалка. Суд считает необходимым отказать в иске прокурора к РАЛХ в связи с тем, что в соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Право осуществлять определенные полномочия в отношении лесного фонда приобретают субъекты РФ. В то же время РАЛХ является уполномоченным органом в сфере использования, охраны, защиты воспроизводства лесов на территории республики, функциями которого, в том числе, является осуществление государственного лесного контроля и надзора в форме проверок в соответствии с планами, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. В случаях выявления или получения информации о возникновении ситуаций, последствия которых могут непосредственно причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде и т.п., уполномоченный орган обязан провести внеплановые мероприятия по осуществлению государственного контроля. Ст. 55 Лесного кодекса РФ и Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г., предусматривают, что санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах не включают в себя мероприятия по уборке отходов производства и потребления, в том числе бытовые отходы от населения. Также у суда не имеется оснований для возложении обязанности на администрацию МО «Заиграевский район» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории МО СП «Илькинское», так как вопрос организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым определить срок для устранения недостатков до дд.мм.гг. Указанный срок является разумным, достаточным для решения вопросов, связанных с ликвидацией свалки.

Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ №* *-░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ *-░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ * ░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░.

░░░░░                                                                                                  ░.░. ░░░░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-396/2011 ~ М-316/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Заиграевского района РБ
Ответчики
Администрация МО СП "Илькинское"
Республиканское агентство лесного хозяйства
администрация МО "Заиграевский район" РБ
Суд
Заиграевский районный суд
Судья
Тютрина С.Н.
24.05.2011[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2011[И] Передача материалов судье
30.05.2011[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2011[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2011[И] Подготовка дела (собеседование)
09.06.2011[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2011[И] Судебное заседание
12.07.2011[И] Судебное заседание
28.07.2011[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2011[И] Дело оформлено
01.08.2011[И] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее