Петрозаводский городской Суд Дело № 5-383/2011-8
г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 июня 2011 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Петров Андрей Николаевич, при секретаре Кольенен И.И., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении:
Муниципального общеобразовательного учреждения «Петрозаводская средняя школа № с <данные изъяты> (далее - «МОУ Школа №»), расположенного по адресу: <адрес>
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному специалистом 1 категории отдела надзора за исполнением законодательства в сфере образования Министерства образования РК (далее – Министерство образования), 11 мая 2011 г. при проведении проверки соблюдения МОУ «Школа №», расположенного по адресу осуществления деятельности: <адрес> лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности установлено, что на момент проверки в МОУ «Школа №» реализуется основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья без лицензии, что является нарушением ст. 33.1 Федерального закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
В судебном заседании директор МОУ Школа № ФИО14 школы в совершении административного правонарушения не признала, пояснив, что в <данные изъяты>. Родителям учащихся как устно, так и письменно предлагалось перевести детей в специальное коррекционное учреждение, последние от этого отказались. Поскольку родители имеют право на выбор образовательного учреждения для своего ребенка, школа делает все возможное для обучения детей и создания им комфортных условий, но при этом указанные дети обучаются по лицензированной общеобразовательной программе. Специальная (коррекционная) образовательная программа 7 типа для этих учеников не разрабатывалась и их обучение по такой программе не велось. Указание в отчете по сведениям о детях инвалидах в графе виды образовательной программы о том, что <данные изъяты> МОУ «Школа №» занимаются по образовательной программе 7 вида, является ошибочным.
Представитель МОУ Школа № ФИО15 судебном заседании полагала, что доказательств обучения в МОУ Школа № детей с ограниченными возможностями по общеобразовательной программе VII типа не имеется. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) носит рекомендательный характер, с заявлениями об изменении общеобразовательного маршрута по специальной коррекционной программе родители детей не обращались, направление органами образования на специальное коррекционное обучение детям не выдавалось. Форма отчета о детях инвалидах не может рассматриваться как официальный документ, поскольку не предусмотрена соответствующим постановлением Правительства РК. Реализация общеобразовательной специальной (коррекционной) программы 7 типа подразумевает наличие плана специальной коррекционной подготовки. Такой план отсутствует, данная корректировка в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не осуществлялась, общеобразовательная программа доводилась до них в полном объеме и без каких-либо изъятий.
Представитель Министерства образования РК по доверенности Морозов А.Н. в судебном заседании полагал, что вина школы в обучении детей с ограниченными возможностями по общеобразовательной программе 7 типа, предназначенной для детей с ограниченными возможностями, без соответствующего лицензирования такой программы, подтверждается отчетом школы о детях инвалидах за март 2011 г., где указано, что <данные изъяты> школы реализуется общеобразовательная программа 7 типа.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснила, что работает в МОУ «Школе №» в качестве <данные изъяты>, в ее обязанности входит, в том числе, работа с детьми инвалидами. С учащимися ФИО12 (<данные изъяты>), ФИО9, ФИО10 она никакой специальной работы не вела. Отчет о детях инвалидах составляла, руководствуясь личными делами указанных учащихся, основываясь только на имевшихся в них заключениях ПМПК, поэтому допустила ошибку.
Свидетель ФИО6, <данные изъяты> МОУ «Школа №», в судебном заседании пояснила, что дети с ограниченными возможностями обучаются в школе по основной общеобразовательной программе, которая лицензирована, в соответствии с общим учебным планом. Она лично обучает на дому ФИО9 и ФИО10 Какая-либо специальная программа по русскому языку для этих школьников ею не разрабатывалась. Тематическое планирование уроков для этих детей идентично планированию для других школьников, обучающихся на дому по состоянию здоровья.
Свидетель ФИО7, <данные изъяты> МОУ «Школа №», в судебном заседании пояснила, что на основании приказа по школе производит обучение на дому <данные изъяты> с ограниченными возможностями здоровья (ФИО9, ФИО10). При этом ученикам реализуется основная общеобразовательная программа без какой-либо ее доработки.
Свидетель ФИО8, <данные изъяты> МОУ «Школа №», в судебном заседании пояснила, что на основании приказа по школе производит обучение на дому <данные изъяты> ФИО11, <данные изъяты>, а также ФИО9 и ФИО10 с ограниченными возможностями здоровья. При этом всем <данные изъяты> ученикам реализуется основная общеобразовательная программа в полном объеме, в соответствии с общим учебным планом.
Заслушав представителей МОУ «Школа №» и Министерства образования РК, показания свидетелей, исследовав материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
Часть 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно ст. 17 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 общеобразовательные программы реализуются в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). При этом, общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии (п. 1). Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников (п. 2).
В соответствии со статьей 33.1 указанного Закона лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1). Документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах (для профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки с указанием профессий, направлений подготовки (специальностей), квалификаций), а также иные сведения, предусмотренные положением, указанным в пункте 3 настоящей статьи (п. 6).
Пункт 9 ст. 33.1 названного Закона предусматривает, что в случае изменения наименований образовательных программ, указанных в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, необходимо переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии (п.п. 5). Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, в зависимости от основания его переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.
В силу части 10 статьи 50 поименованного Закона для детей с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают специальные (коррекционные образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Дети с ограниченными возможностями здоровья направляются в указанные образовательные учреждения органами, осуществляющими управление в сфере образования, только с согласия родителей (законных представителей) по заключению ПМПК.
Как следует из Положения о ПМПК, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2009 № 95, комиссия создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания (пункт 2). Основными направлениями деятельности комиссии, в том числе, являются: подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций. При проведении обследования ПМПК вместе с ребенком присутствует только его родитель (законный представитель). Заключение ПМПК с рекомендациями выдается комиссией лично родителям (законным представителям) ребенка. Решение об изменении образовательного маршрута, в том числе о дальнейшем обучении ребенка по специальной (коррекционной) программе, принимается его родителями (законными представителями).
В судебном заседании установлено, что образовательная деятельность МОУ «Школа №» осуществляется на основании лицензии № от 19.06.2009 г., выданной Министерством образования РК.
В приложении к указанной лицензии имеется перечень общеобразовательных программ начального, основного и среднего (полного) образования, преподавание которых школе разрешено.
На момент проверки 11 мая 2011 г. в МОУ «Школа №» обучались <данные изъяты> с ограниченными возможностями здоровья: <данные изъяты>).
Данные ученики были приняты в МОУ «Школа №» в общеобразовательный класс общеобразовательной школы (<данные изъяты>
Указанным учащимся заключением ПМПК рекомендовано обучение в специальных (коррекционных) учреждениях.
Родители школьников после получения заключений ПМПК отказались от обучения своих детей по специальной (коррекционной) программе 7 вида, просили продолжить обучение детей по основной общеобразовательной программе в данном образовательном учреждении.
В управление образования комитета образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации Петрозаводского городского округа за направлением для организации обучения в соответствии с заключением ПМПК родители данных обучающихся не обращались.
МОУ «Школа №» не является специальным коррекционным образовательным учреждением и не имеет в своем составе соответствующие классы или группы, изменение наименований общеобразовательных программ, указанных в приложении к лицензии, в образовательном учреждении не производилось.
Как следует из пояснений представителей МОУ «Школа №» ФИО2, ФИО3, показаний свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 учащиеся ФИО12, ФИО9, ФИО10 обучались в школе по общеобразовательной программе основного общего образования, специальная (коррекционная) программа 7 вида в отношении этих детей не реализовывалась.
Представленные учебные планы для общеобразовательных и специальных (коррекционных) классов 7 вида, учебный план основного общего образования МОУ «Средняя школа №», копии страниц классных журналов, личных дел обучающихся свидетельствуют, что обучающиеся ФИО12, ФИО9, ФИО10 изучали все предметы в соответствии с учебным планом основной общеобразовательной программы, включающей предметы регионального и школьного компанента.
Доказательства обучения МОУ «Школа №» детей с ограниченными возможностями по специальной (коррекционной) общеобразовательной программе в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют. Не представлены они и при рассмотрении дела в суде.
Представленные в материалы дела в качестве доказательства осуществления школой специальной (коррекционной) программы 7 вида отчеты о детях инвалидах, где указано, что <данные изъяты> обучаются в Школе № по общеобразовательной программе 7 вида, не могут быть приняты во внимание, поскольку как установлено в судебном заседании эти сведения являются ошибочными, что подтверждается показаниями свидетеля ФИО5, пояснениями представителя МОУ «Средняя школа №» ФИО2, которые согласуются с показаниями остальных свидетелей, а также представленными в судебное заседание документами.
Поскольку само по себе обучение в МОУ «Школа №», имеющей лицензию на осуществление общеобразовательных программ, <данные изъяты> с ограниченными возможностями здоровья по основной общеобразовательной программе получение дополнительной лицензии на осуществление такой образовательной деятельности не требует, то такие действия юридического лица объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, не образуют.
При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 24.5, ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения «Петрозаводская средняя школа № <данные изъяты>» на основании п. 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) через Петрозаводский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.