Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5408/2021 от 12.07.2021

№ 2-5408/2021

10RS0017-01-2021-000395-74

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 сентября 2021 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М.

при секретаре судебного заседания Коваленко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц связи гражданское дело по иску Марцанюка С.В. к ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», руководителю Отделения по работе с гражданами в <данные изъяты> Драловой С.М. о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить действия,

установил:

Истец обратился в суд с иском по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно о приостановлении выплаты субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг по причине неисполнения им соглашения о выплате задолженности. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением к руководителю Отделения по работе с гражданами в <данные изъяты> ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» Драловой С.М., в котором просил возобновить выплату субсидии в связи с нарушениями, допущенными при вынесении решения о приостановке выплаты. Из ответа на заявление, по мнению истца, следует, что заявление рассмотрено формально, доводы заявителя оставлены без внимания, в возобновлении выплаты отказано. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с приложением, представил все требуемые документы, однако ДД.ММ.ГГГГ ему направлено решение об отказе в предоставлении субсидии . С учетом изложенного, просит признать незаконными действия ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», выразившиеся в принятии решения о приостановке выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязать руководителя отделения по работе с гражданами в <данные изъяты> ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» Дралову С.М. произвести расчет и выплату субсидии с момента приостановки, признать незаконным действия ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», выразившиеся в принятии решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязать руководителя Отделения по работе с гражданами в <данные изъяты> ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» Дралову С.М. принять решение о выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента обращения.

К участию в деле в качестве третьих лиц с учетом положений ст.43 ГПК РФ привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия, АО «Единый расчетный центр Республики Карелия».

В судебном заседании истец и его представитель Гуглин В.Н., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержали.

Представитель ответчика ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» Кавандер М.Ф., действующая на основании доверенности, возражала относительно исковых требований.

Ответчик руководитель Отделения по работе с гражданами в <данные изъяты> Дралова С.М. в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела.

Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о рассмотрении дела извещены.

Суд, заслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец зарегистрирован по адресу <адрес>.

Решением ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлена субсидия на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с дальнейшим продлением выплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» вновь обратился с заявлением о предоставлении ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении субсидии по причине отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги, а именно в связи с наличием у него задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Истец не согласен с указанным решением, в связи с чем, обратился с настоящим иском в суд.

Статья 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливает право на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу ст.159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Пункт 1 статьи 159 ЖК РФ устанавливает, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на субсидии имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 1 и 2 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 этого же Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги по общему правилу вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Пункт 4 статьи 159 ЖК РФ предусматривает, что субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

Пунктом 5 статьи 159 ЖК РФ установлено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В соответствии с п.7 ст.159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Статья 160 ЖК РФ предусматривает компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан и содержит указание на то, что такая компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Во исполнение данных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, пунктом 6 которых предусмотрено, что субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.

Правилами финансирования расходов на предоставление субсидий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», предусмотрено, что финансирование расходов на выплату субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а согласно пункту 71 этих Правил порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 42 Правил уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил.

Таким образом, обязанность уполномоченного органа по предоставлению субсидии возникает при условии выполнения законодательно установленных требований, возлагаемых на претендента на получение субсидии.

То есть, возникновение права истца на субсидии связано с выполнением им требований закона, в частности, лицо, претендующее на предоставление субсидии, обязано представить в уполномоченный орган соответствующее заявление и пакет документов, подтверждающих право заявителя на субсидии (пункты 8 и 9 Правил).

Подпункт «б» пункта 8 Правил предусматривает, что для получения субсидии граждане предоставляют документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.

По общему правилу, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на такую меру социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).

Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.

При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Таким образом, действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении) по заявлению обратившегося гражданина.

На момент принятия решения о предоставлении истцу субсидии в беззаявительном порядке с ДД.ММ.ГГГГ ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» располагал сведениями о наличии задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, соглашение с ресурсоснабжающей организацией о погашении задолженности истцом не было представлено.

Довод стороны истца о том, что ответчик не изучил причины задолженности, отнесся к данным обстоятельствам формально, о том, что задолженность истца образовалась по уважительной причине, в связи с чем, ему не может быть отказано в предоставлении субсидии на основании наличия задолженности судом во внимание не принимается, данный довод не может служить основанием к отмене решения, поскольку истец не представил доказательства невозможности оплаты задолженности либо заключения соглашения о порядке погашения этой задолженности.

Каких-либо доказательств наличия уважительных причин для погашения имеющейся задолженности истцом не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Марценюка С.В. к ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», руководителю Отделения по работе с гражданами в <данные изъяты> Драловой С.М. о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить действия отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Е.М.Бингачова

Мотивированное решение составлено 03.09.2021.

2-5408/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Марценюк Сергей Валерьевич
Ответчики
ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия"
Руководитель отделения по работе с гражданами в Сортавальском районе Дралова Светлана Матвеевна
Другие
Министерство социальной защиты Республики Карелия
АО "Единый расчетный центр Республики Карелия"
Гуглин Владислав Николаевич
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Бингачова Е.М.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
12.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.07.2021Передача материалов судье
16.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2021Судебное заседание
01.09.2021Судебное заседание
03.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2021Дело оформлено
21.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее