РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2023 года г. Москва
Солнцевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Шилкина Г.А., при секретаре Синеве И.И., с участием представителя истца Черярина А.В., ответчика Грековой Т.И., ее представителя Толмачева Ю.К., прокурора Алпатовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-144/2023 по иску ГБУ Геронтологический центр «Западный» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы к Грековой о взыскании задолженности, расторжении договора социального обслуживания, выселении,
УСТАНОВИЛ:
Истец ГБУ Геронтологический центр «Переделкино» (далее - ГБУ ГЦ «Переделкино», Центр) обратилось в суд с иском к Грековой Т.И., просил, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, взыскать с ответчика задолженность по договору социального обслуживания граждан пожилого возраста за фактическое пребывание ответчика в ГБУ ГЦ «Переделкино» в размере 31 046,18 руб., расходы по оплате государственной пошлины, расторгнуть договор социального обслуживания граждан пожилого возраста, выселить ответчика из ГБУ Геронтологический центр «Западный». В обоснование заявленных требований указано, что хххх г. между истцом и ответчиком заключен договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов. На основании указанного договора истец принял на себя обязательства принять Грекову Т.И. на стационарное обслуживание, а Грекова Т.И. обязалась вносить ежемесячную плату за стационарное обслуживание. Свои обязательства по стационарному обслуживанию Грековой Т.И. со стороны ГБУ ГЦ «Переделкино» исполняются надлежащим образом, однако Грековой Т.И. обязательства по оплате оказываемых по договору услуг надлежащим образом не исполняются, в результате чего образовалась задолженность. Об образовавшейся задолженности Грекова Т.И. уведомлена в письменной форме, однако задолженность до настоящего времени не погашена.
В соответствии с приказом Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от хххх произошла реорганизация путем присоединения ГБУ Геронтологический центр «Переделкино» к ГБУ Геронтологический центр «Очаково-Матвеевское», учреждение преобразовалось в ГБУ Геронтологический центр «Западный» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.
Представитель истца ГБУ ГЦ «Западный» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы - Черярин А.В. в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Грекова Т.И., ее представитель – Толмачев Ю.К. в судебном заседании иск не признали, просили отказать, неоднократно представляли суду письменные возражения.
Представитель третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд письменные пояснения, в которых просил исковые требования удовлетворить.
С учетом положений статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела и проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Спорные правоотношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент заключения договора с ответчиком (на 20.01.2010 г.) регулировались Федеральным законом № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (пп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ N 122-ФЗ).
Согласно ст. 24 Федерального закона от 02.08.1995г. N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 02.08.1995г. N 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17.04.2002 г. N 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».
Пунктом 1 данного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Федеральный закон от 02.08.1995г. N 122-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2002г. N 244 утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2014 г. N 581 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» соответственно.
Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до ххххх г. правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.
В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в ст. 35 предусмотрены переходные положения.
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на ххххх года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ххххх года.
Данной нормой закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до хххх г.) с хххх г. предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на ххххх г., а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на ххххх г.
С хххх г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», регулирующий в том числе отношения по предоставлению гражданам социальных услуг в стационарной форме и определяющий права получателя социальных услуг, понятия индивидуальной программы предоставления социальных услуг и требования к ее содержанию, договора о предоставлении социальных услуг и его существенных условий, форм социального обслуживания, видов социальных услуг. Данным законом также установлен порядок определения размера платы за предоставление социальных услуг.
Согласно ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания или социальной услуги.
В силу ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 Федерального закона.
Частью 4 статьи 31 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определено, что порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей этого федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой Правительством РФ утверждено постановление от 18.10.2014 г. № 1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно», пунктом 5 которых определены виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, к числу которых отнесены в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Переходные положения ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» касались сохранения прежних благоприятных условий в рамках длящихся правоотношений с участием получателей социальных услуг. Норма призвана обеспечить сбережения прежнего уровня получения социальных услуг при условии, что реализация права их получения началась до хххх г.
В силу положений ст.20 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.
Из положений ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» следует, что источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются:
1)) средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
2)) благотворительные взносы и пожертвования;
3) средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату;
4) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иные не запрещенные законом источники (часть 1).
Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 8).
В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» был принят приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.11.2014г. №874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг», постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2014г. № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно», постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2014г. № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг».
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 20.01.2010 г. между ФГУ «Геронтологический центр «Переделкино» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и Грековой Т.И. заключен договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов, согласно условиям которого ФГУ «Геронтологический центр «Переделкино» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию обязуется на основании письменного заявления заказчика, принять его на стационарное обслуживание, а заказчик вносить плату за стационарное обслуживание, включающую затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений и др.
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что конкретный размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, вносимой заказчиком, составляет 6 920 руб., что является 75% от установленного размера пенсии.
Плата за стационарное обслуживание должна вноситься заказчиком ежемесячно, не позднее чем за пять дней до конца текущего месяца путем безналичного перечисления на счет учреждения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение указанных граждан, или внесением наличных денежных сумм.
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что за время отсутствия заказчика в Центре 30 календарных дней текущего месяца плата не взимается.
Дополнительным соглашением от хххх г. к договору о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов от хххх г. в п. 2.1 договора внесены изменения, в соответствии с которыми размер ежемесячной платы за стационарное социальное обслуживание установлен в сумме 14 001 руб. 27 коп.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», с учетом положений ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. N 442-ФЗ обстоятельствами, имеющими значение для разрешения заявленного поставщиком социальных услуг иска о взыскании денежных средств с гражданина (получателя социальных услуг) являются: установление наличия длящихся правоотношений между поставщиком и получателем социальных услуг (то есть существование таких правоотношений до ххххх.); размер платы и условия предоставления социальных услуг по состоянию на хххх г.; наличие или отсутствие превышения размера вновь установленного размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг относительно размера такой платы по состоянию на хххх г.; наличие или отсутствие ухудшения условий предоставления соответствующих социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на хххх г.
Из материалов дела и объяснений представителя истца следует, что размер платы за стационарное социальное обслуживание Грековой Т.И. при нахождении полный месяц составляет 75% пенсии ежемесячно, при начислении платы расчет производится из времени фактического пребывания ответчика в Центре.
Указанные тарифы ответчиком устанавливаются в соответствии с тарифами на социальные услуги, утвержденными приказом Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 28.09.2016г. № 865 «Об утверждении тарифов на социальные услуги».
Общая сумма предоставленных социальных услуг рассчитывается на основании «Индивидуальной программы предоставления социальных услуг».
Согласно пункту 11 статьи 8 Федерального закона N 442-ФЗ установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Соответственно, размер платы для всех получателей социальных услуг в стационарной форме установлен одинаковым (фиксированным) - 75% от пенсии, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а дифференциация оплаты происходит в связи с разным уровнем денежного дохода (пенсии) как в меньшую, так и в большую сторону. Установление предельной величины ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания с учетом получаемой гражданином пенсии не может расцениваться как нарушающее права заявителя, который, отказался от подписания предложенного ему договора о предоставлении социальных услуг, однако нуждается в социальном обслуживании, постоянно проживает в стационарном учреждении, пользуется социальными услугами, от предоставления социальных услуг не отказывался и не относится к числу граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно либо за плату ниже установленных 75 %.
Как подтверждается материалами дела, состав предоставляемых Грековой Т.И. социальных услуг с момента заключения ей договора о стационарном социальном обслуживании не изменялся.
В уточненном исковом заявлении истец просит взыскать с ответчика задолженность за фактическое пребывание ответчика в ГБУ ГЦ «Переделкино» в размере 31 046,18 руб.
В обоснование исковых требований истец указал, что ответчик нерегулярно проживает в Центре, в хххх году проживала хххх года включительно, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 31 046,18 руб. В подтверждение своих доводов, истцом представлен расчет задолженности, справка о проживании ответчика в Центре.
Из представленной справки следует, что Приказом «О прибытии из отпуска» от ххххх установлено прибытие Грековой Т.И. в Центр хххх.
Приказом «Об убытии в отпуск» от хххх установлено убытие Грековой Т.И. из Центра с хххх.
хххх ответчик прибыла в Центр (Приказ «О прибытии из отпуска» от хххххх).
хххх ответчик убыла из Центра (Приказ «Об убытии в отпуск» от 1хххх).
Также хххх ответчиком истцу написано заявление о временном отсутствии в целях подготовки к переезду в квартиру, с последующим расторжением договора.
Как указывает истец, до настоящего времени задолженность ответчиком не погашена.
Ответчиком не оспорено, что в указанные периоды она проживала в ГБУ ГЦ «Переделкино», доказательств обратного не представлено.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. ст. 56, 67 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности за фактическое пребывание ответчика в ГБУ ГЦ «Переделкино» в размере 31 046,18 руб.
Принимая во внимание характер спорных правоотношений, связанных с реализацией гражданином права на получение возмездных социальных услуг, суд не находит оснований для освобождения ответчика от обязанностей по оплате оказанных ей социальных услуг.
Довод ответчика о том, что апелляционным определением Московского городского суда по делу хххх отменено решение Солнцевского районного суда г. Москвы по делу хххх о взыскании с нее задолженности за проживание в учреждении ответчика, судом отклоняется, поскольку указанным определением отказано во взыскании задолженности за время отсутствия в учреждении ответчика. Удовлетворяя заявленные требования в рамках рассмотрения данного дела, суд исходит из обязанности ответчика оплатить время фактического нахождения в Центре.
Довод ответчика о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора опровергается материалами дела. Истцом представлены почтовые квитанции о направлении претензий по адресам ответчика в г. Москва и в г. Воронеж, почтовое уведомление. Доказательств того, что был направлен иной документ, ответчиком не представлено.
Рассматривая требование истца о расторжении договора стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов от хххх, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из действий граждан и юридических лиц, в частности из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно ч.1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно ч.1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ч.1,2 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Многосторонним договором, исполнение которого связано с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, может быть предусмотрена возможность изменения или расторжения такого договора по соглашению как всех, так и большинства лиц, участвующих в указанном договоре, если иное не установлено законом. В указанном в настоящем абзаце договоре может быть предусмотрен порядок определения такого большинства. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ч.1 ст.781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
П. 5.4 договора стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов от ххххх предусмотрено, что расторжение договора по инициативе исполнителя возможно в случае систематического невнесения клиентом учреждения оплаты за стационарное обслуживание, неоднократных нарушений клиентом правил внутреннего распорядка.
В силу п. 4.5 указанного договора, в случае систематического невнесения заказчиком оплаты за стационарное обслуживание, а также за нарушение условий проживания в Центре, исполнитель вправе решить вопрос об отчислении заказчика из Центра, с возмещением исполнителю понесенных затрат.
Поскольку судом установлено, что ответчик систематически не вносила оплату за фактическое пребывание в ГБУ ГЦ «Переделкино», имеются основания для расторжения договора стационарного обслуживания. При этом, суд также учитывает, что ответчик не регулярно проживает в Центре, возвращается в Центр по своему желанию. Из представленных истцом сведений следует, что за период хххх ответчик отсутствовала в Центре 974 дня из 1941 дня. В письменных возражениях ответчик неоднократно указывала, что ее не устраивает строгость карантина, в связи с чем она длительное время отсутствует в Центре. Также указала, что сама желает покинуть Центр после решения вопроса с квартирой.
В связи с удовлетворением требований о расторжении договора стационарного обслуживания, основания для проживания ответчика в учреждении истца отсутствуют, в связи с чем, ответчик подлежит выселению из ГБУ Геронтологический центр «Западный». При этом, судом принято во внимание, что ответчик имеет жилье в г. Москве и в г. Воронеже, что не оспорено ответчиком, и подтверждается в том числе решениями Центрального районного суда г. Воронежа по делу хххх, Солнцевского районного суда г. Москвы по делу хххх.
Поскольку большая часть возражений ответчика относится к первоначально заявленным истцом требованиям, ввиду изменения исковых требований истцом, возражения ответчика в части первоначально заявленных исковых требований не подлежат рассмотрению.
Согласно положениям ст. 99 ГПК РФ, со стороны, недобросовестно заявившей неосновательный иск или спор относительно иска либо систематически противодействовавшей правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела, суд может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени. Размер компенсации определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств.
Между тем, действия истца по предъявлению иска к Грековой Т.И. о взыскании задолженности за социальное обслуживание в форме стационарного социального обслуживания, расторжении договора и выселении, учитывая установленные судом обстоятельства, не свидетельствует о его недобросовестном поведении, о заявлении им неосновательного иска, доказательств, подтверждающих виновные действия истца в отношении ответчика, суду не представлено, фактов систематического противодействия истцом правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела не установлено, в связи с чем, требования ответчика о взыскании с истца компенсации за фактическую потерю времени и компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При цене иска 31 046,18 руб., размер государственной пошлины составляет 1 131,39 руб. Поскольку исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию указанная сумма.
Истцом при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 5 477,86 руб., что подтверждается платежным поручением хххх. Поскольку истцом была уменьшена сумма исковых требований, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 4 346,47 руб. подлежит возврату истцу в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 31 046,18 ░░░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 131,39 ░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░».
░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 346,47 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░ ░.░.