Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерацииг.Астрахань 18.10.2012 года
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Апостолова К.В.,
при секретаре судебного заседания Закировой Н.Р.,
с участием представителя заявителя ФИО4,
представителя заинтересованного лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению мэра г.Астрахани ФИО11 об отмене представления прокурора Ленинского района г.Астрахани,
У С Т А Н О В И Л:
Мэр г.Астрахани ФИО11., в лице своего представителя по доверенности ФИО3, обратился в суд с заявлением об отмене представления прокурора Ленинского района г.Астрахани «Об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог» от дата обезличена №, указав, что прокурором данное представление внесено об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог. С данным представлением заявитель не согласен, считая его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене по следующим обстоятельствам. В представлении прокурора указывается на нарушение закона со стороны заказчика, выразившееся в непринятии мер по привлечению подрядчика к ответственности за нарушение срока выполнения работ. Данный довод заявитель считает несостоятельным, поскольку в п. 11 ст. 9 Федерального закона от дата обезличена № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» указано на право заказчика потребовать неустойку. Реализация права - это применение норм права на практике путем правомерного поведения субъектов права. Реализация права состоит в практическом осуществлении нормативных предписаний - запретов, дозволений, обязываний. Посредством реализации правовых норм достигаются цели и результаты правового регулирования, провозглашаемые законодателем в процессе правотворчества. В представлении прокурор определяет, что муниципальный контракт изначально заключен на незначительные сроки, явно несоразмерные объемам подлежащих выполнению работ. Данный довод не подкреплен фактическими обстоятельствами дела и основан только лишь на перечислении сроков окончания работ. Перенос срока окончания работ связан с объективными, прокладка инженерных сетей осуществляется на глубине от 5 до 7 метров, и существенно замедлена из-за высокого уровня грунтовых вод, что значительно затрудняет возможность выполнения работ в установленные муниципальным контрактом сроки. Помимо вышеуказанного, в своем представлении прокурор явно вышел за пределы своих полномочий, указанных в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В своем представлении прокурор указывает, что «выявленные нарушения свидетельствует о халатном отношении к своим должностным обязанностям лиц, на которых возложено осуществление контроля за исполнением договорных обязательств». Данный довод грубейшим образом нарушает права работников структурных подразделений администрации города. Данные факты, в совокупности, свидетельствует о незаконном характере представления прокурора, вынесенного в адрес мэра города. Просят суд отменить представление прокурора Ленинского района города Астрахани № от дата обезличена «Об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог» внесенного в адрес мэра города Астрахани
В судебном заседании представитель истца ФИО4 заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица ФИО5 в удовлетворении заявленных требований просил отказать, посчитав, что представление вынесено законно и обосновано.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Полномочия прокурора по внесению представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, определены ч. 3 ст. 22 и ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с ч. 2 ст. 22 указанного Закона, прокурор по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Согласно ч.1 ст.25 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
Судом установлено, что согласно муниципального контракта № от дата обезличена заключенного между управлением по капитального строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации г.Астрахани и ООО ПКФ «Астрастрой» в соответствии с п.2.1 подрядчик обязуется произвести реконструкцию <адрес> (корректировка).
В соответствии с п.5.1 вышеуказанного договора сроки выполнения ежемесячных объемов работ и завершения отдельных этапов работ устанавливаются календарным графиком выполнения работ. П.5.2. начало работ с момента заключения контракта дата обезличена п.5.3 окончание работ, момент сдачи первого этапа строительства объекта в срок до дата обезличена
В соответствии с п.7.23 подрядчик по запросу заказчика обязуется предоставлять информацию о строящемся объекте, в том числе на электронных носителях.
Согласно п.8.1 ежемесячная приемка работ производиться до 25 числа каждого месяца и п.8.2 подрядчик ежемесячно не позднее 25 числа отчетного месяца предоставляет заказчику акты приёмки выполненных работ, справку о стоимости выполненных работ, счет фактуру, общий журнал работ. При нарушении срока предоставления документов объем выполненных работ за отчетный месяц переноситься на следующий месяц.
Согласно п.12.2 подрядчик уплачивает заказчику неустойку (штраф, пени) за просрочку исполнения обязательств, п.12.2.3 за нарушения сроков сдачи законченного строительством первого этапа объекта по вине подрядчика, начиная с первого дня, следующего за днем просрочки, в размере 0,1% от цены настоящего контракта за каждый день просрочки.
В соответствии с разрешением на строительство № управления по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Астрахани на реконструкцию <адрес> (корректировка) I этап, срок действия настоящего разрешения, установленный до дата обезличена, продлевался до дата обезличена, до дата обезличена и до дата обезличена
Согласно письма ФИО6 № от дата обезличена учитывая, что в зимний период времени выполнение работ по устройству асфальтобетонного покрытия и посадке зеленных насаждений запрещается, работы по реконструкции <адрес> планируется завершить во втором квартале дата обезличена.
Согласно письма вице-мэра ФИО7 № от дата обезличена в связи с тем что производство работ по реконструкции <адрес> в весенний период дата обезличена. было затруднено по причине высокого уровня грунтовых вод и возникшей необходимостью укрепления участка дороги на ПК2+0,0 до ПК 3+50 синтетическими материалами, а также в связи с комиссионным принятием решения о необходимости замены существующих опор наружного освещения, находящихся в неудовлетворительном состоянии, срок завершения работ по реконструкции <адрес> в соответствии с п.8 протокола административного совещания от дата обезличена №, установлен дата обезличена
Согласно письма вице-мэра ФИО7 № от дата обезличена в связи с тем, что производство работ по реконструкции <адрес> в весенний период дата обезличена. было затруднено по причине высокого уровня грунтовых вод и возникшей необходимостью укрепления участка дороги на ПК2+0,0 до ПК 3+50 синтетическими материалами, а также в связи с комиссионным принятием решения о необходимости замены существующих опор наружного освещения, находящихся в неудовлетворительном состоянии, срок завершения работ по реконструкции <адрес> в соответствии с п.8 протокола административного совещания от дата обезличена №, установлен дата обезличена, в настоящее время ООО ПКФ «Астрастрой» принимаются меры и ведутся работы по ускорению темпов производства работ на данном объекте с целью сокращения сроков и обеспечению ввода объекта в эксплуатацию.
Согласно договора № от дата обезличена уступки прав и перевода долга по контракту от дата обезличена №Э управление по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Астрахани уступает управлению по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации города Астрахани все права и обязанности по указанному контракту.
В соответствии с дополнительным соглашением № от дата обезличена к контракту от дата обезличена №Э по выполнению подрядных работ по завершению первого этапа строительства объекта реконструкция <адрес> (корректировка), слова «управление по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Астрахани» заменить на «управление по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации города Астрахани».
Согласно представления прокурора Ленинского района г.Астрахани № от дата обезличена проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог. В ходе которой выявлены следующие нарушения: дата обезличена по результатам проведенного аукциона в электронной форме по размещению муниципального заказа на реконструкцию <адрес> между управлением по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Астрахани и ООО «Производственно-коммерческая фирма «Астрастрой» заключен муниципальный контракт № В соответствии с контрактом подрядчик - ПКФ «Астрастрой» обязан выполнить подрядные работы по завершению первого этапа строительства объекта «Реконструкция <адрес> (корректировка)». Цена контракта составляет <данные изъяты> рублей. Пунктом 5.1 контракта предусмотрено, что календарные сроки выполнения работ по объекту, сроки выполнения ежемесячных объемов работ и завершения отдельных этапов работ устанавливаются календарным графиком выполнения работ, прилагаемым к контракту. Согласно контракту и календарному графику производства работ первый этап строительства объекта «Реконструкция <адрес> (корректировка)» должен быть завершен в срок до дата обезличена Несмотря на истечение предусмотренного контрактом срока вышеуказанные работы до настоящего времени не завершены. Предварительный срок сдачи работ перенесен на сентябрь дата обезличена., о чем внесены соответствующие изменения в календарный график выполнения работ. Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что муниципальный контракт изначально заключен на незначительные сроки, явно несоразмерные объемам подлежащих выполнению работ. Разделом 12 контракта предусмотрена ответственность подрядчика за просрочку исполнения обязательств. Подрядчик уплачивает заказчику неустойку (штраф, пени) в размере 0,1 % от цены контракта за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, за нарушение сроков выполнения ежемесячных объемов работ, утвержденных Календарным графиком выполнения работ, подрядчик уплачивает заказчику неустойку (штраф, пени) в размере 1 (одного) процента стоимости невыполненных работ за каждый день просрочки. На протяжении всего периода выполнения работ подрядчиком регулярно нарушались сроки, установленные календарным графиком производства работ, в том числе установленные сроки выполнения ежемесячных объемов работ, срока сдачи законченного строительством первого этапа строительства объекта. Несмотря на систематическое нарушение предусмотренных контрактом сроков производства работ заказчиком не принимались меры к привлечению подрядчика за допускаемые нарушения к установленной законом ответственности, тем самым не принимались предусмотренные законом меры к выполнению подрядчиком своих обязательств. В результате бездействия заказчика по применению мер гражданско-правовой ответственности проводимые работы приняли затяжной характер и до настоящего времени не завершены, что также является нарушением принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств. Выявленные нарушения свидетельствуют о халатном отношении к своим служебным обязанностям лиц, на которых возложено осуществление контроля за исполнением договорных обязательств. На основании изложенного, прокурор требует: безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять соответствующие меры к устранению нарушений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд; о дне рассмотрения представления заблаговременно уведомить районную прокуратуру для принятия участия в его рассмотрении; провести служебную проверку по допущенным нарушениям и рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц; о результатах принятых мер сообщить в прокуратуру района в письменной форме в установленный законом срок.
Давая оценку исследованным в судебном заседании доказательствам, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, основанием для оспаривания в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является довод заявителя о нарушении его прав и свобод.
Вопреки позиции заявителя, по мнению суда, рассматриваемым представлением права и свободы мэра г.Астрахани не затронуты.
Действительно, как указано в заявлении, требование неустойки по договору подряда является правом заказчика. Вместе с тем, часть 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Статья 130 Конституции РФ предусматривает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 16.10.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации гласит, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Пункт 5 части 1 статьи 14 того же Федерального закона к вопросам местного значения поселения относит и дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нельзя признать многократный перенос сроков реконструкции рассматриваемого объекта по контракту № действием в интересах населения, как того требует закон, равно как, нельзя признать такой перенос сроков соответствующим справедливым ожиданиям жителей города Астрахани от избранных ими органов местной власти.
Одни и те же причины, а именно уровень грунтовых вод, зимний и весенний периоды времени, в соответствии с представленными письмами вице-мэров г.Астрахани, адресованных мэру г.Астрахани, стали основанием для неоднократного переноса срока завершения работ по реконструкции <адрес>.
Однако перечисленные причине не могут считаться непредвидимыми, поэтому установление срока выполнения работ контрактом № на срок немногим более чем в три месяца и последующее неоднократное продление данного срока на период, превышающий год, по мнению суда, может свидетельствовать о нарушениях, допущенных при подготовке и заключении данного контракта.
Кроме того, необходимо отметить, что проведение работ по реконструкции <адрес> (вышеназванного объекта) фактически предполагает ее (его) закрытость и недоступность для движения автотранспортных средств, а также ограничение пешеходного прохода граждан по данному участку. В связи с чем возникает необходимость объезда данного участка дороги автотранспортными средствами по близлежащим дорогам, следствием чего становиться их перегруженность, что также вызывает ряд неудобств как для водителей, так и для граждан, проживающих вдоль такого участка дороги, поскольку продление сроков окончания работ продлевает период предоставляемых неудобств.
Непринятие заявителем мер ответственности, установленных разделом 12 контракта №, не способствует ускорению процесса реконструкции и явно не соответствует интересам местного бюджета. При этом отказ от прав требовать неустойку заявителем какими-либо объективными причинами не мотивирован.
Вопреки доводу заявителя, требование представления прокурора Ленинского района г.Астрахани от дата обезличена не предполагает безусловного применения заявителем дисциплинарной ответственности к работникам, поскольку в пункте 3 данного представления указано на необходимость проведения служебной проверки, после чего рассмотреть вопрос об ответственности.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что представление прокурора Ленинского района г. Астрахани ФИО8 от дата обезличена № «Об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог», адресованное мэру городу Астрахани ФИО11, внесено в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22 и ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от дата обезличена № «О прокуратуре Российской Федерации, соответствует полномочиям прокурора и требованиям закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление мэра г.Астрахани ФИО11 об отмене представления прокуратура Ленинского района г.Астрахани «об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог» от дата обезличена №- оставить без удовлетворения.
Судья К.В.Апостолов