Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2012 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Щепкиной Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания: У
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1889 по исковому заявлению Муниципального предприятия «Салехардремстрой» муниципального образования город Салехард к М о взыскании платы за предоставление услуг по хранению транспортного средства на территории штрафной стоянки и судебных расходов, возложении обязанности забрать автомобиль с территории штрафной стоянки,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие «Салехардремстрой» муниципального образования город Салехард обратилось в суд с иском к М о взыскании платы за предоставление услуг по хранению транспортного средства на территории штрафной стоянки и судебных расходов, возложении обязанности забрать автомобиль с территории штрафной стоянки.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 19 апреля 2011 года инспектором ДПС ОРДПС ГИБДД УВД по ЯНАО был остановлен автомобиль <данные изъяты> транзитный номер № принадлежащий на праве собственности К под управлением М На основании заключенного между УВД ЯНАО и МП «Салехардремстрой» договора, а также протокола задержания от 19 апреля 2011 года данный автомобиль был передан сотрудниками милиции истцу, для его помещения и хранения на штрафной стоянке, расположенной по адресу: г. Салехард, <адрес>. До настоящего времени автомобиль находится на территории стоянки, что мешает её полноценной деятельности, поскольку хранение автомобиля является временным, а не постоянным. Этот автомобиль мешает помещению других транспортных средств на территорию стоянки, в результате чего некоторые автомобили приходится ставить за пределами стоянки. В связи с нахождением автомобиля на стоянке в период с 19 апреля 2011 года по 21 мая 2012 года задолженность за хранение автомобиля составляет 324 768 рублей, которая до настоящего времени не погашена. Ответчику М и третьему лицу К были направлены претензионные письма, однако требования, изложенные в них, указанными лицами не исполнены. В связи с чем, истец просил взыскать с М в пользу Муниципального предприятия «Салехардремстрой» муниципального образования город Салехард плату за хранение автомобиля в размере 324 768 рублей и обязать ответчика забрать автомобиль <данные изъяты>» транзитный номер № с территории штрафной стоянки.
В судебном заседании представитель истица Ж действующий на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивал, привёл доводы и основания искового заявления.
Ответчик М исковые требования не признал в полном объёме.
Третье лицо К в судебном заседании 19 ноября 2012 года пояснил, что автомобиль «<данные изъяты> по договору купли-продажи от 24 декабря 2010 года был продан им М
Заслушав объяснения представителя истца, ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 7 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 27.13 КоАП РФ предусмотрено, что при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных часть 1 ст. 11.8.1, статьей 11.9, статьёй 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3-4, 6 статьи 12.19, частями 1-3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьёй 12.26, частью3 статьи 12.27 КоАП РФ транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.
О задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол.
Согласно части 5 данной статьи задержание транспортного средства соответствующего вида, помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с делегированными полномочиями Правительство Российской Федерации постановлением от 18 декабря 2003 года № 759 утвердило Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации. Рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать работу по созданию специализированных муниципальных стоянок - специально отведенных охраняемых мест хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
Согласно с п. 2 указанных Правил, задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств (далее - специализированная стоянка).
В соответствии с пунктами 6 и 9 Правил, срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку. Плата за хранение транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке. Плата за перемещение транспортного средства и за первые сутки его хранения на специализированной стоянке не взимается. Плата за хранение задержанного транспортного средства взимается в размере, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Выдача задержанного транспортного средства водителю (владельцу, представителю владельца) производится на основании разрешения (в письменной форме) уполномоченного должностного лица после оплаты расходов, связанных с хранением транспортного средства на специализированной стоянке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством, гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям.
Отношения, связанные с помещением транспортного средства на стоянку и его хранением, возникают на основании части 5 статьи 27.13 КоАП РФ, но находятся вне сферы действия административного законодательства. В силу статьи 906 Гражданского кодекса Российской Федерации на них распространяются правила главы 47 этого Кодекса, регулирующей обязательства хранения, ответственность за их неисполнение.
К имущественным отношениям при хранении, в том числе возникшим в силу закона, применяется гражданское законодательство, основанное на принципах равенства участников регулируемых им отношений, а не административное законодательство, основанное на властном подчинении одной из сторон другой. Следовательно, владелец помещенного на хранение транспортного средства (поклажедатель) и хранитель, принявший вещь на хранение, обладают правами и несут обязанности, установленные гражданским законодательством.
Это означает, что поклажедатель не только вправе потребовать возврата ему вещи в сохранности, но, и обязан в соответствии со статьями 896-898 Гражданского кодекса РФ выплатить хранителю вознаграждение за хранение, а также возместить расходы на ее хранение, в том числе связанные с помещением на хранение (транспортировкой).
Как следует из материалов дела, 19 апреля 2011 года инспектором ДПС ОРДПС ГИБДД УВД по ЯНАО было задержано транспортное средство <данные изъяты> принадлежащее М под его же управлением, что подтверждается протоколом о задержании транспортного средства от 19 апреля 2011 года.
Согласно акту приема-передачи от 19 апреля 2011 года указанное транспортное средство помещено на специализированную стоянку (штрафную стоянку).
Из представленного суду договора купли-продажи от 24 декабря 2010 года следует, что собственником автомобиля <данные изъяты> транзитный номер № является М
Согласно распоряжению Администрации муниципального образования город Салехард от 24 августа 2006 года № 941-р муниципальному предприятию «Салехардремстрой» предоставлен земельный участок площадью 1309 квадратных метров, для размещения штраф - площадки по ул. <адрес>
Действительно, 28 декабря 2010 года между Управлением внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу и Муниципальным предприятием «Салехардремстрой» муниципального образования город Салехард был заключён договор № 319-10 о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел РФ с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, по адресу: г. Салехард, ул. <адрес>.
Срок хранения транспортного средства, принадлежащего М., на территории штрафной стоянки истца составил с 19 апреля 2011 года по настоящее время, а размер платы за хранение автомобиля в период с 19 апреля 2011 года по 21 мая 2012 года - 324 768 рублей.
Как следует из материалов дела, в адрес М. истцом была направлена претензия о погашении задолженности за хранение транспортного средства на территории штрафной стоянки и необходимости забрать автомобиль с территории стоянки. Однако требования претензий ответчиком не исполнены до настоящего времени.
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 мая 2011 года были удовлетворены исковые требования первого заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа к Муниципальному предприятию «Салехардремстрой» муниципального образования город Салехард и Управлению внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу, и договор № 319-10 от 28 декабря 2010 года о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел РФ с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, признан недействительным.
Следовательно, передачу и хранение задержанного транспортного средства <данные изъяты> транзитный номер №, нельзя признать основанными на законе либо договоре. Иных доказательств, свидетельствующих о правомерности помещения указанного автомобиля на территорию штрафной стоянки по <адрес> суду не приведено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования иска в части взыскания платы за предоставление услуг по хранению транспортного средства на территории штрафной стоянки не подлежат удовлетворению в полном объёме.
Между тем, в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, М обязан как собственник автомобиля <данные изъяты>» транзитный номер № забрать с территории штрафной стоянки принадлежащее ему транспортное средство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать М забрать с территории штрафной стоянки, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащее ему транспортное средство <данные изъяты> транзитный номер №
В удовлетворении исковых требований к М о взыскании платы за предоставление услуг по хранению транспортного средства на территории штрафной стоянки - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 ноября 2012 года.
Председательствующий Т.Ю. Щепкина