Решение по делу № 02а-0509/2017 от 05.10.2017

8

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

18 декабря 2017 г. г. Москва

 

Пресненский районный суд г. Москвы в составе

 председательствующего судьи

 

Кирьянен Э.Д.,

при секретаре Ефимовой А.Ю.,

с участием представителя административного истца Чейшвили

 М.З.

,

представителя административного ответчика Михайловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное

 дело №

 2

а-509/17 по административному иску Шлапак Ирины Витальевны к

 Комитету города Москвы по обеспечению реализации

 инвестиционных проектов в строительстве и контролю в

 области долевого строительства о признании решения

 незаконным, возложении обязанности

 включ

ить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для

 строительства многоквартирного дома и чьи права

 нарушены,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Шлапак И.В. обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование своих требований указав, что решением Москомстройинвеста по результатам повторного рассмотрения ее заявления, истцу было отказано во включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены со ссылкой на подпункт 1 п.14 Приложения №2 к Приказу №403 от 20.09.2013 года, то есть по основанию несоответствия заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших. .... не согласна с указанным решением, поскольку, по ее мнению, она подпадают под критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, установленные Приложение №1, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 г. №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» и совершила все действия для включения ее в реестр.

С учетом изложенного, Шлапак И.В. просит суд признать решение об отказе во включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, оформленное письмом от 30.09.2016 года №77-08-409/6-1 незаконным и обязать Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) устранить допущенные нарушения и включить Шлапак Ирину Витальевну в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, направила в суд своего представителя, который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контроля в области долевого строительства в судебное заседание явился, требования не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделанных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделанные государственными или иными публичными полномочиями), если полагаю, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования.

Согласно ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме.

В соответствии с ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 17 марта 2015 г. Шлапак И.В. обратилась с заявлением в Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства о включении ее в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.

По результатам рассмотрения заявления, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства отказал во включении заявителя в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, о чем сообщил в своем письме от 03.04.2015 г № 77-08-146/5-1.

Вступившим в законную силу решением Пресненского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2015 года вышеуказанное решение Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контроля в области долевого признано незаконным, на Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контроля в области долевого строительства возложена обязанность повторно рассмотреть заявление.

Шлапак И.В. обратилась за повторным рассмотрением заявления в Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контроля в области долевого строительства о включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

По результатам рассмотрения заявления, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контроля в области долевого строительства отказал во включении заявителя в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, о чем сообщил в письме от 30.09.2016 года № 77-08-409/6-1.

Основания для отказа во включении заявителя в Реестр установлены приказом Минрегиона России от 20.09.2013 г. №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» (далее – Приказ).

Принимая данное решение Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контроля в области долевого строительства руководствовался п.1 п.14 Приказа, указав, что на основании представленных Шлапак И.В. документов, не представляется возможным установить, что денежные средства привлечены по договору долевого участия для строительства многоквартирного дома, разрешение на строительство которого получено после вступления в силу ФЗ №214-ФЗ и соответствие Шлапак И.В. критериям, утвержденным Приказом №403.

Между тем, с таким выводом согласиться нельзя, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.7 ст.23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Приказом Минрегиона России от 20 сентября 2013 г. №403 утверждены Критерии, а также правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Согласно п.4 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения №1 к настоящему приказу.

Таким образом, соответствие критериям, определенным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, является основанием для включения гражданина в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, согласно п.2 приложения №1 к указанному приказу, к числу пострадавших являются:

1) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления;

2) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину;

3) просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены);

4) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, препятствующее вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствующее о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;

5) прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;

6) признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов;

7) вступление в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства двух и более граждан в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, и указанные граждане в установленном порядке признаны потерпевшими;

8) установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключенным с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены;

9) ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.

По мнению истца, она соответствует нескольким критериям (№3, 5) и имеются основания для включения ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Соответствие критериям, определенным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, является основанием для включения гражданина в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015).

Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основания для отказа во включении заявителя в реестр, в связи с тем, что не представляется возможным установить, привлекались ли денежные средства для строительства многоквартирного дома, разрешение на строительство которого получено после вступления в силу ФЗ №214-ФЗ и соответствия критериям, данный приказ не содержит.

Кроме того, из материалов дела следует, что денежные средства Шлапак И.В. привлечены для строительства многоквартирного дома с последующим правом получения квартиры.

ООО «Ингорстрой» приобрел права застройщика по строительству многоквартирного дома по адресу ... на основании Инвестиционного контракта №23-Ш от 10.06.2003 года, Дополнительного соглашения №1 от 18.02.2005 года (об уступке прав по инвестконтракту в пользу ООО «Ингорстрой»). Окончание сроков строительства планировалось изначально во втором квартале 2006 года (п. 1.2 Инвестиционного контракта №23-Ш от 10.06.2003 года), затем окончание сроков строительства было продлено до 3 квартала 2009 года (п.1 Дополнительного соглашения от 28.12.2007 года к Инвестиционному контракту №23-Ш от 10.60.2003 года).

Для целей реализации инвестиционного проекта на основании п.4.2.1 Инвестиционного контракта №23-Ш от 10.06.2003 ООО «Ингорстрой», привлек для строительства многоквартирного дома соинвесторов:

- ООО «Ринс» (соинвестор) - на основании Контракта соинвестирования№71/1-Ш от 02.09.2004 года, Контракта соинвестирования №72/1-Ш от 12.04.2004 года;

- ЖСК «Капитал-Инвест» (впоследствии ЖКС «Русь-Северо-Восток» на основании договоров уступки в отношении каждого члена ЖСК) - на основании Договора простого товарищества №77-Ш от 13.01.2006 года и Протокола предварительного распределения квартир для долевого участия в инвестировании строительства;

- ООО «Компания «Московские огни-Мегапир» (как соинвестора в части приобретенных прав и как агента ООО «Ингорстрой» для целей заключения договоров на приобретение жилых помещений) – на основании Контракта соинвестирования №01Ш от 07.07.2004 года, Агентского договора №4Щ от 15.10.2004 года (предметом которого являлось привлечение покупателей и заключение договоров на приобретение квартир – п.1.1, 2.1.1)

Компания «Московские огни-Мегапир» в свою очередь передала часть своих прав соинвестору ООО «Грин-Лайн» на основании Контракта соинвестирования №М01 от 14.10.2004 года, также став агентом ООО «Грин-Лайн» для целей привлечения покупателей и заключения договоров на приобретение квартир на основании Агентского договора №9 от 20.10.2004 года.

Из дела усматривается, что до вступления в силу Закона от 30 декабря 2004 года разрешение на строительство жилого дома по указанному адресу не выдавалось, а окончание сроков строительства планировалось в первом квартале 2006 года, то есть в период действия указанного Закона.

Следовательно, разрешение на строительство планировалось выдать после 1 апреля 2005 года, однако, решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.01.2013 года основной инвестиционный контракт был расторгнут.

Таким образом, каких-либо объективных данных, позволяющих сделать вывод, что на такой договор не распространяются нормы Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», не имеется.

ООО «Ринс» на основании договора соинвестирования с застройщиком-инвестором ООО «Ингорстрой» привлекло денежные средства Шлапак И.В. для инвестирования строительства многоквартирного жилого дома по адресу г.Щербинка, ул.Мостотреста, вл.7, на основании Договора о долевом участии в инвестировании строительства №008/02-05-ЩМ от 03.02.2005 года, в соответствии с п.п.3.1, 3.3, 3.4, 3.6 которого после ввода объекта в эксплуатацию административному истцу должна быть передана однокомнатная квартира общей площадью 41,00 кв.м, в секции 2, на 4 этаже, на площадке №2.

Застройщик – ООО «Ингорстрой» - своих обязательств не выполнил.

Инвестиционный контракт между ООО «Ингорстрой» и администрацией г.Щербинки был расторгнут решением Арбитражного суда г.Москвы от 14.01.2013 года.

В отношении генерального директора ООО «Ингорстрой» было возбуждено уголовное дело по факту мошеннических действий, связанных с привлечением денежных средств инвесторов для строительства многоквартирного дома. ООО «Ринс» привлечено в качестве потерпевшего по данному уголовному делу.

Приговором Симоновского районного суда г.Москвы по уголовному делу №1-280/07 от 15.10.2007 года установлено (п.1), что Волков В.В., являясь участником и директором ООО «Ингорстрой», реализуя свой преступный умысел, с целью осуществления долевого участия в инвестировании строительства жилых домов по адресам г...., организовал заключение с ООО «Ринс» договоров соинвестирования, в соответствии с которым ООО «Ринс» предоставлялось право привлечения денежных средств граждан-соинвесторов к инвестированию строительства жилого дома.

При таких обстоятельствах, поскольку денежные средства Шлапак И.В. привлечены для строительства многоквартирного дома с последующим правом получения квартиры, то решение Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контроля в области долевого строительства об отказе во включении заявителя в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, по вышеуказанному основанию нельзя признать законным и обоснованным.

Содержание договора, заключённого административным истцом, подтверждает, что он был совершен с целью приобретения административным истцом права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения денежных средств гражданина не введён в эксплуатацию.

Принимая во внимание, что Комитетом города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства неоднократно рассматривалось заявление Шлапак И.В. о включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и единственным основанием для отказа во включении в реестр явилось невозможность установления привлечения денежных средств для строительства многоквартирного дома, разрешение на строительство которого получено после вступления в силу ФЗ №214-ФЗ и соответствия критериям и невозможность установления соответствия завителя критериям, а учитывая что отказ по данному основанию признан судом незаконным, а иных оснований для отказа во включении заявителей в реестр уполномоченный орган не нашел, то восстановление нарушенных прав Шлапак И.В. возможно в силу ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем включения административного истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

В силу ч.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в пользу Шлапак И.В. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей каждому.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

 

РЕШИЛ:

 

Административное исковое заявление Шлапак Ирины Витальевны к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, удовлетворить.

Признать незаконным решение Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от 30.09.2016 года № 77-08-409/6-1.

Возложить обязанность на Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства включить Шлапак Ирину Витальевну в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.

Взыскать с Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в пользу Шлапак Ирины Витальевны 300 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в

 Московский городской суд в течение месяца через Пресненский

 районный суд г.

 Москвы.

 

Судья

                                                           

                                                Кирьянен

 Э.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

...

 

 

 

 

02а-0509/2017

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 18.12.2017
Истцы
Шлапак И.В.
Ответчики
Москомстройинвест
Суд
Пресненский районный суд
Судья
Кирьянен Э.Д.
Дело на странице суда
mos-gorsud.ru
18.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее