Дело №2-1381/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2018 года г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Готовкиной Т.С.,
при секретаре судебного заседания Шепелевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г.Бахчисарай гражданское дело по иску ФИО15 к Администрации Вилинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, ФИО7, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – нотариус Бахчисарайского районного нотариального округа ФИО2, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования по закону, -
У С Т А Н О В И Л:
ФИО9, действующий в интересах ФИО16, обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с иском к Администрации Вилинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, ФИО7 о включении недвижимого имущества – жилой дом, общей площадью 78,5 кв.м., жилой площадью 32,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО17, умершего ДД.ММ.ГГГГ; признании права собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № в порядке наследования после смерти ФИО18, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 и ФИО19 был заключен договор купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. После смерти ФИО13, умершего ДД.ММ.ГГГГ, истец обратилась к нотариусу по вопросу оформления наследственных прав, где ей было разъяснено о невозможности выдать свидетельство о праве на наследство на вышеуказанное имущество, поскольку право собственности наследодателя не было зарегистрировано в БТИ, в связи с чем, истцу было рекомендовано обратиться в суд.
Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.08.2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, нотариус Бахчисарайского районного нотариального округа ФИО2.
Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 09.10.2018 года, занесенным в порядке статьи 229 ГПК РФ в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6.
В судебном заседании представитель истца ФИО9 исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить последние.
Ответчик – Администрация Вилинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, третьи лица – нотариус Бахчисарайского районного нотариального округа ФИО2, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 явку в судебное заседание не обеспечили. О дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Ранее в суд третьими лицами - ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 были поданы ходатайства о рассмотрении дела без их участия, против удовлетворения исковых требований не возражают.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников по делу, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, исследовав в их совокупности представленные суду доказательства, установил следующее.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 и ФИО20 был заключен договор купли-продажи жилого <адрес> (л.д.6-7).
В договоре указаны все существенные условия договора купли-продажи, в частности предмет договора, цена и иные условия.
Указанный договор удостоверен секретарем исполкома Вилинского сельского совета Бахчисарайского района Крымской области ФИО10 и зарегистрирован в реестре за №.
Наличие записи в книге нотариальных действий Вилинского сельского совета вышеуказанного договора купли-продажи жилого дома подтверждается справкой Администрации Вилинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.98).
Согласно выписки Администрации Вилинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ из похозяйственных книг Вилинского сельского совета за период с 1991-1995 гг., 1996-2000 гг. главой домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, значится ФИО21, за период с 2001-2005 гг., 2006-2010 гг., 2011-2015 гг., 2015-2019 гг. главой вышеуказанного домовладения значится ФИО22 (л.д.125), что также подтверждается копиями соответствующих похозяйственных книг Вилинского сельского совета (л.д.136-147).
Согласно выписки Администрации Вилинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ из земельно-кадастровой книги ФИО23 был предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства общей площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.14).
Согласно предоставленного по запросу суда сообщения ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на 01.01.2013 года право собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано за ФИО7 (л.д.89).
Согласно предоставленного по запросу суда сообщения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ информация о зарегистрированных правах на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в ЕГРН отсутствует (л.д.94-95).
Согласно данных свидетельства о смерти серия I-АП №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Вилинским сельским советом Бахчисарайского района АРК, ФИО24 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).
Согласно предоставленного по запросу суда наследственного дела к имуществу ФИО25, умершего ДД.ММ.ГГГГ, к нотариусу с заявлением о принятии наследства обратилась супруга наследодателя – ФИО26 (л.д.102-111).
Регистрация брака между ФИО27, умершим ДД.ММ.ГГГГ и ФИО28 подтверждается соответствующим свидетельством о браке (л.д.147а).
Согласно справки Администрации Вилинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерший ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован ФИО30 Мустафаева Пемпе, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.133).
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Бахчисарайского районного нотариального округа ФИО2 ФИО9, действующему в интересах ФИО12, предоставлены разъяснения о невозможности выдать свидетельство о праве на наследство, поскольку согласно данных БТИ право собственности на вышеуказанный объект недвижимости за Зейтуллаевым Рефатом не зарегистрировано; разъяснено о необходимости обратиться в суд (л.д.11).
Согласно предоставленной по запросу суда актовой записи о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.173).
Согласно предоставленных по запросу суда сообщений нотариусов Республики Крым наследственное дело к имуществу ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось (л.д.178-240).
Наследник по завещанию или по закону имеет право принять наследство или не принять его (ч.1 ст.1268 ГК Украины).
Согласно ст.1224 ГК РФ отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество.
При этом в силу п.1 ст.1206 ГК РФ возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Так, на момент заключения вышеуказанного договора купли-продажи между между ФИО7 и ФИО32 действовал Гражданский кодекс Украинской ССР 1963 года (далее ГК УССР), положения которого подлежат применению в части определения прав умершей на спорное имущество.
Согласно ст.227 ГК УССР 1963 года договор купли-продажи жилого дома должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин. Несоблюдение этого требования влечет недействительность договора (статья 47 данного Кодекса). Договор купли-продажи жилого дома подлежит регистрации в исполнительном комитете местного совета народных депутатов.
Таким образом, вышеуказанный договор купли-продажи между между ФИО7 и ФИО33 был заключен с соблюдением требований, установленных действовавшим на момент его заключения законодательством (письменная форма договора, удостоверенный секретарем исполкома Вилинского сельского совета Бахчисарайского района Крымской области ФИО10, что приравнивалось к нотариальному удостоверению), однако ФИО13 не была произведена регистрация права собственности на спорный жилой дом в органах БТИ.
Следует отметить, что из анализа вышеприведенных норм следует, что право собственности на указанный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> возникло у ФИО13 на основании вышеуказанного договора купли-продажи; при этом отсутствие регистрации возникшего права в органах БТИ не может свидетельствовать об отсутствии последнего.
При этом, в силу норм действовавшего на момент заключения договора купли-продажи законодательства, не была установлена обязанность по регистрации права собственности.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ФИО13 при жизни приобрел право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> и являлся собственником последнего.
Согласно разъяснений, содержащихся в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о наследовании» №9 от 29.05.2012 при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
Истец является наследником по закону ФИО34, умершего ДД.ММ.ГГГГ, совершила действия по принятию наследства – проживала с наследодателем на момент смерти, а также в установленный срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, иные наследники к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращались, отсутствие регистрации в БТИ права собственности на спорное имущество за наследодателем исключает возможность выдачи свидетельства о праве на наследство нотариусом, о чем нотариусом было разъяснено в письменной форме, ввиду чего суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.1112 ГК РФ, ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требования Мустафаевой Пемпе удовлетворить.
Включить в наследственную массу наследодателя ФИО35, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за ФИО36, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности в порядке наследования по закону после смерти супруга ФИО37, умершего ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23.11.2018 г.
Председательствующий: Т.С. Готовкина