Дело № 2-7643/2015-31
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
09 сентября 2015 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н. при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Иванова С.В. о признании незаконным распоряжения Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от ДД.ММ.ГГГГ №,
установил:
Иванов С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее по тексту – Государственный комитет, Комитет) от ДД.ММ.ГГГГ №, мотивируя его тем, что оспариваемое распоряжение Комитета о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в части определения условий проведения аукциона. Указывая на то, что условие о начальном размере годовой арендной платы, установленной в размере <данные изъяты> руб., а также о внесении задатка в сумме, равной начальной цене лота, нарушает его права, а также ссылаясь на то, что Государственным комитетом при вынесении оспариваемого распоряжения не соблюдены принципы, определенные Постановлением Правительства РФ № 582, заявитель полагает, что условия распоряжения являются незаконными, нарушают принцип состязательности и конкуренции, начальный размер годовой арендной платы и задатка завышены, а действия Государственного комитета недобросовестны.
В судебное заседание Иванов С.В. не явился, извещен судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Его представитель Якубов Т.М., действующий по ордеру, в судебное заседание не явился, в предварительном судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок Бира О.И., действующая по доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, ссылалась на доводы, изложенные в письменном отзыве по делу.
Представитель ГУП РК «Фонд государственного имущества Республики Карелия» Бородин А.П., действующий по доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, представил письменные отзыв на заявление.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом издано распоряжение № о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, являющегося государственной собственностью, расположенного по адресу: <адрес> для строительства блокированного жилого дома и определении условий данного аукциона. Организатором торгов является ГУП РК «Фонд государственного имущества Республики Карелия» (далее по тексту – Фонд). На основании отчета № об определении рыночной стоимости годовой арендной платы за земельный участок, составленного Фондом, определена начальная рыночная стоимость годовой арендной платы за пользование земельным участком <данные изъяты> руб. Отчет никем не оспорен, в суде доказательствами не опровергнут. Определена сумма задатка в размере 100% начальной годовой арендной платы – <данные изъяты>. Шаг аукциона, являющийся неизменным на протяжении торгов, составляет <данные изъяты> руб. Срок аренды установлен <данные изъяты> лет. Дата начала приема заявок на участие в аукционе – ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания – ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. по московскому времени.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.11 Змельного кодекса РФ (далее по тексту – ЗК РФ) решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, является Государственный комитет, что из Положения о Комитете, утвержденным Постановлением Правительства РК от 25.11.2010 № 274-П, на который возложены функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, и в частности, предоставляет земельные участки, находящиеся в собственности Республики Карелия, на торгах(п. 35.3 Положения о Комитете).
Статьей 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании ч. 4 ст. 447 ГК РФ, ст. 39.6 ЗК РФ Государственный комитет, реализуя свое полномочие по распоряжению земельным участком по указанному адресу, принял решение о предоставлении его путем проведения торгов в форме открытого аукциона, порядок проведения которого регламентируется ст. 39.11 ЗК РФ.
В соответствии с п. 7 ст. 39.11 ЗК РФ в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Часть 2 ст. 39.7 ЗК РФ предусматривает, что в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона.
В соответствии с ч. 14 ст. 39.11 ЗК РФ начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящей статьи.
Рыночная стоимость годовой арендной платы за пользование земельным участком, расположенного <адрес> определена на основании отчета № об определении рыночной стоимости годовой арендной платы за земельный участок. Размер задатка определен уполномоченным органом – Государственным комитетом, действующему законодательству не противоречит.
Таким образом, доводы заявителя о том, что оспариваемое распоряжение Государственного комитета принято без учета принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, не основаны на приведенных выше нормах права. Суд не принимает ссылки заявителя на завышение размера годовой арендной платы в нарушение Постановления Правительства РК № 120П от 17.04.2014г., поскольку указанное Постановление было принято во исполнение Закона РК от 10.06.2013г. № 1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия», который устанавливает порядок определения цены расположенных на территории Республики Карелия земельных участков, которые находятся в собственности Республики или государственная собственность на которые не разграничена, и порядок их оплаты при продаже собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений и сооружений, порядок определения арендной платы за использование указанных земельных участков, порядок, условия и сроки ее внесения. Иначе говоря, Постановление Правительства Республики Карелия от 17.04.2014 № 120-П регулирует ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена и предоставленных без проведения торгов. В случае если право на заключение договора аренды земельного участка приобретается в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, на торгах (конкурсах, аукционах), то арендная плата определяется по результатам таких торгов (конкурсов, аукционов (ч. 4 ст. 3 Закона N 1712-ЗРК ).
В соответствии с пунктом 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что оспариваемое распоряжение принято в пределах полномочий Государственного комитета, в установленном законом порядке, а также то, что нарушений прав Иванова С.В. судом не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 256, 258ГПК РФ суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Иванову С.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение.
Судья Н.Н. Тарабрина
Мотивированное решение изготовлено 14.09.2015 года.