судья: Ежова Е.А.
адм. дело №33а-5896
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 декабря 2020 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б., Гордеевой О.В.,
при секретаре Бондарь И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-40/2020 по административному исковому заявлению Выдоборец В.В., Васечкиной Н.В. к Управлению Росреестра по Москве о признании решений об отказе в государственной регистрации прав незаконными, обязании повторно рассмотреть заявление о государственной регистрации прав,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве по доверенности Скиперского А.С. на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 22 июля 2020 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В., возражения представителя административных истцов по доверенности Буянова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Выдоборец В.В., Васечкина Н.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве от 12 ноября 2019 года № 77/19-154461 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, образуемого путем объединения земельных участков, обязании повторно рассмотреть заявление об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого путем объединения земельных участков.
В обоснование требований административные истцы указали, что они обратились с заявлением об осуществлении кадастрового учета земельного участка, образуемого путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами ** площадью 408 кв.м., ** площадью 509 кв.м., ** площадью 408 кв.м., ** площадью 508 кв.м., ** площадью 408 кв.м., ** площадью 509 кв.м., расположенных по адресу: **, принадлежащих административным истцам на праве собственности. К заявлению приложены правоустанавливающие документы на участки, доверенность и межевой план. 12.11.2019 года Управлением Росреестра по Москве было отказано в государственном кадастровом учете земельного участка в связи с не устранением причин, послуживших основаниями для приостановления кадастрового учета, а именно из-за отсутствия в схеме расположения земельных участков границ территориальной зоны, а также выполнения графической части межевого плана без соблюдения специальных условных знаков.
Решением Троицкого районного суда г. Москвы от 22 июля 2020 года постановлено:
«Исковые требования Выдоборец В.В., Васечкиной Н.В. к Управлению Росреестра по Москве о признании решений об отказе в государственной регистрации прав незаконными, обязании повторно рассмотреть заявление о государственной регистрации прав - удовлетворить.
Признать решение Управления Росреестра по Москве об отказе в государственном кадастровом учете от 12.11.2019 года и решение об отказе в государственной регистрации прав на вновь образованный участок - незаконными.
Обязать Управление Росреестра по Москве повторно рассмотреть заявление Выдоборец В.В., Васечкиной Н.В. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на вновь образованный участок».
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Управления Росреестра по Москве по доверенности Скиперский А.С. просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административных истцов по доверенности Буянова А.В., полагавшего, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие сторон участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно положениям статьи 14 этого же Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона.
Статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 часть 1 вышеназванной статьи).
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Одним из оснований для государственного кадастрового учета и регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ), представляющий собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).
Применительно к названным нормам материального права, а также предписаниям статьи 62, части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226, статье 227 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что Выдоборец В.В., Васечкина Н.В. являются собственниками земельных участков: с кадастровыми номерами ** площадью 408 кв.м., ** площадью 509 кв.м., ** площадью 408 кв.м., ** площадью 508 кв.м., ** площадью 408 кв.м., ** площадью 509 кв.м., расположенных по адресу: **, границы земельных участков установлены в соответствии с действующим законодательством.
Административными истцами принято решение об объединении указанных земельных участков, подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами **, **, **, **, **, **.
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 12.08.2019 года №77/19-98548 приостановлен государственный кадастровый учет земельного участка в связи с тем, что в представленном межевом плане указан неверный номер кадастрового квартала, в котором расположен уточняемый земельный участок, сумма площадей образуемого земельного участка, указанная в составе межевого плана (2750 кв.м.) больше суммы площадей исходных участков (2749 кв.м.).
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 05.09.2019 года №77/19-97308 отказано в снятии приостановления государственного кадастрового учета изменений земельного участка.
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 21.10.2019 года №77/19-145366 отказано в снятии приостановления государственного кадастрового учета земельного участка в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению действий по государственному кадастровому учету.
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 12.11.2019 года №77/19-154461 в осуществлении государственного кадастрового учета отказано
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку оспариваемые решения нарушают право административных истцов на реализацию прав собственников недвижимого имущества, Выдоборец В.В., Васечкиной Н.В. в адрес регистрирующего органа были представлены все документы, соответствующие требованиям законодательства, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда об удовлетворении заявленных требований, он соответствует закону и установленным по делу обстоятельствам, подтверждается собранными по делу доказательствами, является мотивированным. Оснований для признания его незаконным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки (пункт 3 статьи 11.6 Земельного кодекса РФ).
В силу статьи 70 Земельного кодекса РФ с 1 января 2017 года государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно положению пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Статьей 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определены требования, предъявляемые к межевому плану.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (пункт 1).
В случае если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (пункт 3).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (пункт 8).
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость, согласно части 9 статьи 22 данного Федерального закона.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (пункт 10).
По смыслу приведенных выше норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Границы таких земельных участков считаются установленными в соответствии с действующим земельным законодательством, если местоположение их границ установлены посредством определения координат характерных точек в местной системе координат (до 1 января 2017 года) либо в единой государственной системе координат и в соответствии с требованиями к точности.
Приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921 утверждены форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке. В раздел «Сведения о частях земельного участка» включается в состав межевого плана, в случае, если кадастровые работы выполнялись в целях образования части (частей) существующего земельного участка при этом не осуществлялось уточнение местоположения границ земельного участка или образование земельных участков. В иных случаях сведения о частях земельных участков включаются в состав следующих разделов межевого плана: «Сведения об образуемых земельных участках и их частях», «Сведения об измененных земельных участках и их частях», «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» (п.12). Если межевой план подготовлен в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка, в разделах «Схема расположения земельных участков» и «Чертеж земельных участков и их частей» отображаются границы всех земельных участков, сведения ГКН о которых подлежат уточнению (п.70).
Таким образом, ссылки Управления на нарушения пунктов 72, 76 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» являются необоснованными, поскольку пункт 72 - графическая часть межевого плана оформлена специальными условными знаки согласно Требованиям; пункт 76 - в разделе «Схема расположения земельных участков» выполнена с использованием картографического материала, межевой план содержит сведения территориальных зон; в связи с чем, у Управления не имелось препятствий для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с учетом представленных административными истцами документов. Вместе с тем, в решении о приостановлении не указано, какие конкретно нарушения допущены, и какие специальные условные обозначения не соблюдены при выполнении изображения межевого плана, что также препятствовало внесению административными истцами необходимых исправлений.
Судебная коллегия считает, что суд правильно определил характер рассматриваемых правоотношений и, исходя из этого, верно установил юридически значимые обстоятельства, закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, по результатам которой правомерно удовлетворил заявленные административные исковые требования, поскольку со стороны административного ответчика, доказательств того, что представленный административными истцами межевой план оформлен в нарушение пунктов 72, 76 требований, суду представлено не было, соответственно административным ответчиком не исполнена обязанность доказывания законности оспариваемых решений.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку выводов суда они не опровергают, из их содержания усматривается, что они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет, так как она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 22 ░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
5