77OS0000-02-2023-007819-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва 7 августа 2023 г.
Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Толмасовой Ю.Е., с участием прокурора Каировой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-5241/2023 по коллективному административному исковому заявлению Антиповой С.В., Бронникова С.В., Бубновой-Цициановой А.В., Валенской Т.И., Витмана А.В., Волкова В.Л., Гомера Б.И., Гришко М.В., Ильинского В.В., Карцева В.В., Карцевой К.А., Коленченко И.Г., Колякиной К.В., Коптякова С.С., Крайнова А.А., Медведевой М.В., Мигунова В.М., Нифантьева В.И., Осадчей А.Н., Островской Е.В., Рябченковой Ю.П., Стретович Л.В., Шипициной Н.А. о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 15 ноября 2022 года № 2488-ПП «Об объектах природного комплекса адрес», постановления Правительства Москвы от 8 ноября 2022 года № 2433-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 года № 120-ПП», руководствуясь статьями 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
8 ноября 2022 года Правительством Москвы принято постановление № 2433-ПП, которым в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 года № 120-ПП «Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы» внесены следующие изменения:
1.1. Карта градостроительного зонирования «Границы территориальных зон и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. адрес» раздела 1 книги 3 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению дополнена изображениями территориальных зон согласно приложению 1 к указанному постановлению.
1.2. Карта градостроительного зонирования «Границы территориальных зон, подзон территориальных зон и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. адрес» раздела 1 книги 3 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению дополнена изображениями территориальных зон согласно приложению 2 к указанному постановлению.
1.3. Подраздел «Пункт 47» раздела 2 книги 3 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению признан утратившим силу.
1.4. Раздел 2 книги 3 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению дополнен подразделом в редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению.
1.5. Пункт 16 раздела 3 книги 3 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению изложен в редакции согласно приложению 4 к указанному постановлению.
1.6. адрес 943 на карте градостроительного зонирования «Территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории» раздела 1 книги 14 территориальной части правил землепользования и застройки исключено.
1.7. В названии адрес подраздела «Пункт 123» раздела 2 книги 14 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению цифры «943» исключены.
В частности Приложением 3 к постановлению Правительства Москвы от 8 ноября 2022 года № 2433-ПП внесены следующие изменения в приложение к постановлению Правительства Москвы от 28 марта 2017 года № 120-ПП Книга 3 адрес пункт 681:
Территориальная зона | 105223018 |
Основные виды разрешенного использования | 3.1.1. Предоставление коммунальных услуг. 3.3. Бытовое обслуживание. 3.4.1. Амбулаторно-поликлиническое обслуживание. 3.6.1. Объекты культурно-досуговой деятельности. 4.1. Деловое управление. 4.2. Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы). 4.4. Магазины. 4.5. Банковская и страховая деятельность. 4.6. Общественное питание. 4.7. Гостиничное обслуживание. 4.9. Служебные гаражи. 4.9.1.3. Автомобильные мойки. 4.9.1.4. Ремонт автомобилей. 5.1.1. Обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий. 5.1.2. Обеспечение занятий спортом в помещениях. 5.1.3. Площадки для занятий спортом. 5.1.4. адрес для занятий спортом. 12.0.1. Улично-дорожная сеть. 12.0.2. адрес |
Условно разрешенные виды использования |
|
Вспомогательные виды |
|
Максимальный процент застройки (%) | Не установлен |
Высота застройки (м) | 91 |
Плотность застройки (тыс. кв. м/га) | Не установлена |
Минимальные и (или) максимальные размеры земельных участков (га) |
|
Иные показатели | Существующие объекты - по существующему положению. адрес многофункционального спортивно-тренировочного комплекса - 30000 кв. м |
Указанное постановление подписано Мэром Москвы, текст документа опубликован 15 ноября 2022 года в издании «Вестник Москвы», № 47 (спецвыпуск), и 10 ноября 2022 на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru.
15 ноября 2022 года Правительством Москвы принято постановление № 2488-ПП «Об объектах природного комплекса адрес».
Постановление подписано Мэром Москвы, текст документа опубликован 22 ноября 2022 года в издании «Вестник Москвы», № 65.
Пунктом 2 указанного постановления исключен из состава природных и озелененных территорий адрес объект природного комплекса № 185а адрес у спортивного парка «Динамо» площадью 0,47 га.
Антипова С.В., Бронников С.В., фио, Валенская Т.И., Витман А.В., Волков В.Л., Гомер Б.И., Гришко М.В., Ильинский В.В., Карцев В.В., Карцева К.А., Коленченко И.Г., фио, Коптяков С.С., фио, Медведева М.В., Мигунов В.М., Нифантьев В.И., Осадчий А.Н., Островская Е.В., фио, Стретович Л.В., фио, уточнив свои требования, обратились в Московский городской суд с коллективным административным заявлением, в котором просят признать недействующими постановление Правительства Москвы от 8 ноября 2022 года № 2433-ПП о присвоении земельному участку с кадастровым номером 77:09:0004017:7570 новых кодов видов разрешенного использования в полном объеме и пункт 2 постановления Правительства Москвы от 15 ноября 2022 года № 2488-ПП «Об объектах природного комплекса адрес» со дня принятия указанных нормативных правовых актов.
В обоснование своих требований административные истцы указывают, что оспариваемые постановления нарушают их право на благоприятную окружающую среду и охрану памятников культурного наследия, противоречат статье 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», статье 98 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», Закону города Москвы от 5 мая 2010 года № 17 «О Генеральном плане города Москвы».
В настоящем судебном заседании представитель административных истцов, административный истец фио, требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям указанным в заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы (по доверенности) фио, представляющий также интересы заинтересованного лица Москомархитектуры, в настоящем судебном заседании требования административных истцов не признал, просил отказать в их удовлетворении, полагая требования не обоснованными и противоречащими положениям закона. Считал, что постановления Правительства Москвы, положения которых оспаривают административные истцы, приняты в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, не противоречат федеральному закону и законам субъекта, имеющим большую юридическую силу.
Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора фио, которая полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении требований административных истцов следует отказать по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в области градостроительной деятельности.
Согласно частям 1, 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Статьей 7 названного Федерального закона, подпунктом 74 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено утверждения документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Правительство Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы, в силу статей 1, 11, 13, 15 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве Москвы» обладает достаточной компетенцией для принятия оспариваемых постановлений.
Оспариваемые постановления Правительства Москвы подписаны Мэром Москвы, официально опубликованы, что соответствует требованиям статьи 15 Конституции Российской Федерации, пунктам 1,2,4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы».
Следовательно, оспариваемые нормативные правовые акта введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Согласно пунктам 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, включающие в себя устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки города федерального значения Москвы утверждаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти города Москвы.
Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП «Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы».
Статьей 36 Закона г. Москвы от 25.06.2008 № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» установлено, что предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы направляются в городскую комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки (далее - Городская комиссия), которая осуществляет подготовку заключения, содержащего рекомендации о внесении в соответствии изменений или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет указанное заключение в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, который принимает решение о подготовке проекта изменений правил землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2018 № 457-ПП «Об утверждении Порядка направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы и Порядка направления и рассмотрения требований об отображении в правилах землепользования и застройки города Москвы границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия» утвержден Порядок направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы (далее – Порядок направления и рассмотрения предложений).
Согласно пункту 4.1 Порядка направления и рассмотрения предложений Москомархитектура с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы, за исключением случаев, указанных в пункте 4.1(1) настоящего Порядка, в течение 30 календарных дней с даты утверждения заключения Городской комиссии, указанного в пункте 3.6 настоящего Порядка, принимает решение о подготовке проекта правового акта Правительства Москвы о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы либо об отклонении предложения с указанием причин отклонения.
При принятии решения о подготовке проекта правового акта Правительства Москвы о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы Москомархитектурой подготавливается проект соответствующего правового акта Правительства Москвы в соответствии с пунктом 4.1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 07.11.2012 № 633-ПП «Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы», согласно которому Комитет разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Комитета, в том числе о правилах землепользования и застройки города Москвы.
Судом установлено и из письменных материалов дела следует, что на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 07.07.2022 приняты решения согласиться с внесением изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП «Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы», а также изменить границы объекта Природного комплекса адрес № 185а адрес у спортивного парка «Динамо», исключив территорию ориентировочной площадью 0,47 га с подбором участка территориальной компенсации.
Москомархитектурой издано распоряжение от 26.07.2022 № 1425 о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы от 22.03.2022 № 438-ПП «О реализации положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 14 марта 2022 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в 2022 и 2023 годах не требуется проведение общественных обсуждений или публичных слушаний для принятия правовых актов, предусматривающих утверждение Генерального плана города Москвы, правил землепользования и застройки города Москвы, проектов планировки территории, проектов межевания территории, внесение изменений в один из указанных документов.
Таким образом, проведение публичных слушаний и общественных обсуждений по рассматриваемому проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы не требовалось.
Необходимо отметить, что как следует из части 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о внесении изменений в правила землепользования и застройки либо об отказе во внесении изменений по своей правовой природе является решением о целесообразности.
При этом исходя из пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти.
Доводы административных истцов о том, что постановление Правительства Москвы от 15.11.2022 № 2488-ПП следовало принять до принятия Постановления Правительства Москвы от 08.11.2022 № 2433-ПП, поскольку на момент принятия Постановления № 2433-ПП спорная земля входила в состав озелененных территорий, в связи с чем не мог быть установлен дополнительный вид разрешенного использования, связанный со строительством, не может являться основанием для признания недействующими оспариваемых актов, так как в настоящее время в связи с вступлением в силу Постановления Правительства Москвы от 15.11.2022 № 2488-ПП каких-либо противоречий действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не усматривается.
Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия федеральным конституционным законам, федеральным законам положений указанных актов действуют положения федерального конституционного закона, федерального закона.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев после дня его официального опубликования.
Природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры, согласно пункту «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 12 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Часть 2 вышеуказанной статьи предусматривает, что зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Москвы от 28.12.1999 № 1215 «Об утверждении зон охраны памятников истории и культуры г. Москвы (на территории между адрес и административной границей города)» утверждены зоны охраны памятников истории и культуры г. Москвы (на территории между адрес и административной границей города) и режимы их содержания.
В соответствии с пунктом 3 Приложения № 3 к постановлению Правительства Москвы от 28.12.1999 № 1215 об утверждении зон охраны памятников истории и культуры г. Москвы (на территории между Камер- адрес и административной границей города) зоне регулирования застройки соответствует режим градостроительного регулирования, который в основном распространяется на районы, утратившие историческую среду и видоизмененные в советский и постсоветский периоды. Данный режим обеспечивает сохранение общей композиционной роли объектов культурного наследия в городском ландшафте и осуществляется методами реконструкции и нового строительства с регулированием высотных параметров проектируемых зданий в лучах видимости ценных градоформирующих объектов.
Из изложенного следует, что режим зоны регулирования застройки не предусматривает безусловный запрет на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
При этом оспариваемые постановления Правительства Москвы не нарушают положения вышеуказанных нормативных правовых актов.
Так, в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки устанавливают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Конкретные параметры планируемых к строительству объектов определяются при подготовке проектной документации, которая в соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В свою очередь, часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Оспариваемые постановления Правительства Москвы разрешениями на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства не являются.
Таким образом, ссылка административных истцов на наличие зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности в обоснование заявленных требований не обоснована.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования города Москвы является Генеральный план города Москвы, который утвержден Законом г. Москвы от 05.05.2010 № 17 «О Генеральном плане города Москвы» (далее – Генеральный план города Москвы).
Согласно части 2 статьи 23 Закона г. Москвы от 25.06.2008 № 28 «Градостроительный кодекс адрес план города Москвы является основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве, размещения и строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с Генеральным планом адрес земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004017:7570 расположена в границах многофункциональной общественной зоны.
Генеральный план города Москвы не устанавливает конкретный перечень объектов, размещение которых возможно в границах многофункциональной общественной зоны, при этом отсутствует запрет на размещение в границах рассматриваемой функциональной зоны объектов с видами разрешенного использования согласно оспариваемому постановлению о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.
Следовательно, постановление Правительства Москвы от 08.11.2022 № 2433-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП» Генеральному плану города Москвы не противоречит.
При этом постановлением Правительства Москвы от 15.11.2022 № 2488-ПП «Об объектах природного комплекса адрес» предусмотрено:
1. Включить в состав природных и озелененных территорий адрес участок территории площадью 0,15 га, образовав объект природного комплекса № 162в адрес у дома по адресу: адрес» и установив его границы согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
2. Исключить из состава природных и озелененных территорий адрес объект природного комплекса № 185а адрес у спортивного парка «Динамо» площадью 0,47 га.
3. Включить в состав природных и озелененных территорий адрес участки территории общей площадью 0,32 га, образовав объект природного комплекса № 212а адрес вблизи дома 6а, строение 1 по адрес» и установив его границы согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
Следовательно, в результате принятия данного постановления Правительства Москвы площадь территорий объектов природного комплекса адрес осталась неизменной.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Пункт 3 части 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
Таким образом, ссылка административных истцов на статью 98 Земельного кодекса Российской Федерации в части земель рекреационного назначения не относима.
Ссылки административных истцов на противоречие оспариваемых нормативно-правовых актов положениям ГОСТ Р 59124-2020 «Сохранение объектов наследия» отклоняются судом как несостоятельные, поскольку суд проверяет соответствие оспариваемых нормативно-правовых актов только нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 26 ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе.
Доводы административных истцов о несоответствии оспариваемых нормативно-правовых актов постановлению Правительства Москвы от 22.07.2008 № 609-ПП «О проекте планировки адрес «Динамо» (адрес)» не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в соответствии с КАС РФ проверка оспариваемых нормативно-правовых актов осуществляется на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, тогда как указанное постановление Правительства Москвы имеет равную с оспариваемыми актами юридическую силу.
Ссылки административных истцов на ч. 7 ст. 33 адрес кодекса РФ и наличие на спорном земельном участке самовольной постройки, также являются несостоятельными, поскольку указанная норма содержит запрет на изменение правил землепользования и застройки только с момента поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от соответствующего исполнительного органа государственной власти, между тем, доказательств поступления такого уведомления в материалах дела не имеется.
Рассмотрев доводы административных истцов о нарушении их прав на благоприятную окружающую среду принятием оспариваемых Постановлений Правительства Москвы, суд принимает во внимание следующее.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, а Правила землепользования и застройки города Москвы в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержат предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Постановление об исключении территории из перечня объектов Природного комплекса города Москвы не является документом, дающим право на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства или на уничтожение зелёных насаждений.
Таким образом, оспариваемые постановления Правительства Москвы от 08.11.2022 № 2433-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП» и от 15.11.2022 № 2488-ПП «Об объектах природного комплекса адрес» сами по себе не могут быть признаны нарушающими право административных истцов на благоприятную окружающую среду.
При этом статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, в рамках которой осуществляется оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды. В отсутствие положительного заключения экспертизы не предусмотрена выдача разрешения на строительство.
Представленные в материалы дела акты обследования жилого дома, в котором проживают административные истцы, не подтверждают наличие причинно-следственной связи между принятием оспариваемых нормативно- правовых актов и появлением повреждений жилого дома.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Антиповой С.В., фио, Бубновой-Цициановой А.В., Валенской Т.И., Витмана А.В., фио, фио, Гришко М.В., Ильинского В.В., фио, Карцевой К.А., Коленченко И.Г., Колякиной К.В., Коптякова С.С., Крайнова А.А., Медведевой М.В., фио, фио, фио, Островской Е.В., Рябченковой Ю.П., Стретович Л.В., Шипициной Н.А. о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 15 ноября 2022 года № 2488-ПП «Об объектах природного комплекса адрес», постановления Правительства Москвы от 8 ноября 2022 года № 2433-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 года № 120-ПП» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции, через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда: М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 25 августа 2023 года.
1