РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2021 г. г.Белогорск
Белогорский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - Ко А.И.,
при секретаре судебного заседания Киевской Е.В.,
с участием представителя административного истца ФИО8 и представителя административных ответчиков - начальников территориального отдела «Амурский» филиала «Восточный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ и ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, административное дело №/2021 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <иные данные> ФИО11 ФИО3 об оспаривании действий начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (в настоящее время - начальник территориального отдела «Амурский» филиала «Восточный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации), связанных с отказом в увеличении норматива общей площади жилого помещения при расчете жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения,-
УСТАНОВИЛ:
Павленко О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия начальника 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее - ФГКУ «Востокрегионжилье»), связанные с отказом в расчете жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения без учета 1/3 доли (16,57 кв.м) общей площади жилого помещения, находящегося в собственности родителей её супруга.
В целях устранения допущенного нарушения административный истец просит суд возложить на начальника территориального отдела «Амурский» филиала «Восточный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ (далее территориальный отдел «Амурский») обязанность внести в её учетные данные сведения об установлении размера жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с учетом 18 кв.мобщей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Административный истец Павленко О.А., заинтересованные лица Павленко Е.В. и руководитель ФКУ «Управление финансового обеспечения по Восточному военному округу», извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, что в соответствии с положениями ст.226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению искового заявления.
Представитель административного истца ФИО8 в судебном заседании поддержал исковые требования и пояснил, что в 2016 году решением начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» Павленко О.А. была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 4 человека.
При этом, пояснил представитель истца, в сопроводительном письме к указанному решению ответчик указал, что при предоставлении истцу жилого помещения будет учтена 1/3 доли жилого помещения, находящегося в собственности родителей её супруга ФИО9 по адресу: <адрес>, что составляет 16,57 кв.м., поскольку последний имеет право пользования этим жилым помещением.
Также, ФИО8 пояснил, что указанное жилое помещение в 1986 году было предоставлено государством отцу ФИО9 на всех членов семьи, в том числе и на ФИО9, при этом в 2013 году ФИО9 отказался от участия в приватизации этого жилого помещения.
В феврале 2020 года, пояснил далее ФИО8, истец обратилась к начальнику 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением, в котором просила внести в её учетные данные сведения об установлении размера жилищной субсидии без учета 1/3 доли (16,57 кв.м) общей площади жилого помещения, находящегося в собственности родителей её супруга ФИО9, в связи с утратой им права пользования этим жилым помещением.
В начале мая 2020 года, пояснил ФИО8, в адрес истца поступило сообщение названного должностного лица от <дата> об отказе в удовлетворении её заявления, поскольку ФИО9 имеет бессрочное право пользования указанным жилым помещением.
Данный отказ, пояснил ФИО8, является незаконным, так как ФИО9 выехал из указанного жилого помещения в 2008 году, в настоящее время проживает с истцом в арендуемой квартире, а регистрация ФИО9 в жилом помещении родителей носит уведомительный характер и является вынужденной, поскольку ему негде зарегистрироваться.
В июне 2020 года, пояснил далее ФИО8, решением начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» супруг истца ФИО9 был исключен из состава семьи административного истца для получения жилищной субсидии, после чего Белогорским гарнизонным военным судом это решение было признано незаконным и на указанное должностное лицо возложена обязанность восстановить ФИО9 в качестве члена семьи истца для получения жилищной субсидии, однако, без указания расчета жилищной субсидии, причитающейся истцу.
В связи с изложенным, пояснил ФИО8, на административного ответчика необходимо возложить обязанность внести в учетные данные истца сведения об установлении размера жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения без учета 1/3 доли (16,57 кв.м) общей площади жилого помещения, находящегося в собственности родителей её супруга ФИО9, так как последний утратил право пользования этим жилым помещением после выезда из него.
Представитель административных ответчиков ФИО10 в судебном заседании, возражая против административного иска, пояснила, что супруг административного истца ФИО9 имеет бессрочное право пользования 1/3 доли (16,57 кв.м) общей площади жилого помещения в <адрес>, поскольку в момент приватизации этого жилого помещения его родителями в 2013 году он проживал и был зарегистрирован в нем в качестве члена их семьи, а кроме того, зарегистрирован в данном жилом помещении и в настоящее время.
Наличие у ФИО9 права пользования данным жилым помещением, пояснила ФИО10, подтверждается и вступившим в законную силу решением Завитинского районного суда <адрес> об отказе в удовлетворении иска супруги и родителей к ФИО9 о признании права бессрочного пользования указанным жилым помещением отсутствующим.
С учетом указанных обстоятельств, пояснила ФИО10, административный истец подлежит обеспечению жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения с учетом 1/3 доли (16,57 кв.м) общей площади жилого помещения, находящегося в собственности родителей её супруга.
Кроме того, пояснила ФИО10, административный истец пропустила установленный ст.219 КАС РФ срок на обращение в суд, поскольку об уменьшении норматива предоставления жилого помещения на 16,57 кв.м она была уведомлена в 2016 году.
Также, ФИО10 пояснила, что сведений о дате получения административным истцом сообщения начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> об отказе в удовлетворении её заявления об установлении размера жилищной субсидии без учета 1/3 доли (16,57 кв.м) общей площади жилого помещения, находящегося в собственности родителей её супруга, она не имеет.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, а также, исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Доводы представителя административных ответчиков ФИО10 о пропуске административным истцом установленного ст.219 КАС РФ трехмесячного срока на обращение с административным исковым заявлением в суд, являются несостоятельными.
Как следует из пояснений представителя истца ФИО8 сообщение административного ответчика об отказе в удовлетворении заявления ФИО2 о расчете жилищной субсидии без учета 16,57 кв.м. от <дата> истец получила в начале мая 2020 года. Каких-либо данных о том, что истец получила данное сообщение ранее, представителем административных ответчиков суду не представлено.
Учитывая, что ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением <дата>, срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, установленный ст.219 КАС РФ ею не пропущен.
Как видно из справок с войсковой части № от <дата> №, №, а также выписки из послужного списка, административный истец <дата> заключила первый контракт о прохождении военной службы, которую с <дата> по настоящее время проходит в войсковой части № в <адрес>, имеет выслугу в календарном исчислении более 25 лет и подлежит увольнению с военной службы в соответствии с п.п. «а» п.1 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Из свидетельства о заключении брака видно, что <дата> между ФИО9 и административным истцом заключен брак.
Согласно записям в паспорте ФИО9 с <дата> по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Из копии согласия от <дата> №<адрес>8 следует, что ФИО9 дал согласие своим родителям ФИО5 и ФИО6 на приватизацию ими квартиры, расположенной по указанному адресу. Таким образом, ФИО9 добровольно отказался от приватизации данного жилого помещения.
Согласно договору передачи жилого помещения в собственность граждан от <дата> родители ФИО9 - ФИО5 и ФИО6 приобрели право совместной собственности на указанную квартиру, общей площадью 49,7 кв.м.
Как видно из свидетельства о государственной регистрации права от <дата> №<адрес> указанная квартира находится в общей совместной собственности ФИО5 и ФИО6, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> внесена соответствующая запись о регистрации.
Из справки с администрации <адрес> от <дата> № следует, что совместно с ФИО9 в указанной квартире зарегистрированы его родители ФИО6 и ФИО5
Как видно из квитанций за содержание и ремонт этого жилого помещения и предоставления коммунальных услуг за май 2016 года, ноябрь 2017 года, апрель-июнь 2020 года в данной квартире проживают 2 человека.
Из справки УУП ОМВД России по <адрес> усматривается, что ФИО9 с семьей с марта 2014 года проживал по адресу: <адрес>.
Из копии договора аренды жилого помещения от <дата>, а также справки начальника ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> от <дата> видно, что административный истец и члены её семьи проживают по адресу: <адрес>.
Согласно сообщению начальника отделения МВД России по <адрес> от <дата> № ФИО9 с <дата> зарегистрирован по адресу: <адрес>, а фактически с июля 2019 года с семьей проживает по адресу: <адрес>.
В своих письменных объяснениях, приложенных к указанному сообщению, ФИО9 и его мать ФИО5 указывают, что ФИО9 с 1995 года не проживает по адресу своей регистрации, так как после заключения брака с первой супругой выехал из квартиры.
Решением начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> № Павленко О.А. признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма по месту прохождения военной службы в <адрес>, составом семьи 4 человека, с учетом супруга ФИО9 и двоих детей.
В сообщении названного должностного лица от <дата> №, адресованного административному истцу, указано, что при определении общей площади жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии будет учитываться 1/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 16,57 кв.м., право пользования которым сохраняет ее супруг ФИО9
Согласно заявлению Павленко О.А., зарегистрированному во 2 отделе «Востокрегионжилье» <дата>, ею избран способ обеспечения жилым помещением в виде предоставления жилищной субсидии.
<дата> ФИО2 обратилась во 2 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением, в котором просила внести в учетные данные истца сведения об установлении размера жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения без учета 1/3 доли (16,57 кв.м) общей площади жилого помещения, находящегося в собственности родителей её супруга ФИО9 В этом же заявлении истец указала, что её супруг с 2008 года проживал совместно с ней в общежитии по адресу: <адрес>, а поэтому в квартире родителей не проживал.
Как видно из ответа начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> № истцу отказано в увеличении норматива предоставления жилищной субсидии, поскольку её супруг ФИО9 в период проживания и регистрации по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, дал согласие своим родителям на приватизацию этой квартиры.
Согласно решению начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> № и сообщению того же должностного лица от <дата> № ФИО9 исключен из состава семьи ФИО2 для получения жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения по причине наличия у него бессрочного права пользования 16,57 кв.м. жилого помещения, принадлежащего его родителям, что выше учетной нормы общей площади жилого помещения, утвержденной в <адрес>.
Решением Белогорского гарнизонного военного суда от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, вышеуказанное решение жилищного органа признано незаконным и на его начальника возложена обязанность восстановить ФИО9 в качестве члена семьи административного истца для получения жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения. При этом, решением суда не определена площадь жилого помещения, причитающегося административному истцу.
В силу абз.1 п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее Закон) основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с названным кодексом другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с абз.3 этого же пункта военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до <дата> (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотренавоенная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 и 2 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно ч.4 ст.31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от <дата> №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» действие положений ч.4 ст.31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», за бывшими членами семьи собственника приватизированного жилого помещения в случае отказа от приватизации сохраняется право бессрочного пользования приватизированным жилым помещением, так как на его приватизацию необходимо было их согласие, без которого она была бы невозможна.
В соответствии с ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Пунктом 1 ст.15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п.16 ст.15 Закона при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п.4 ст.15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.4 ст.15.1 Закона норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилищной субсидии, норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждены Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п.3 и 4 Правил установленный норматив общей площади жилого помещения при расчете размера жилищной субсидии уменьшается: на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности; на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения; на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение.
Решением Завитинского районного суда <адрес> от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, отказано в удовлетворении иска ФИО2, ФИО6 и ФИО5 к ФИО9 о признании права бессрочного пользования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствующим. При этом, судом установлено, что ФИО9, давая согласие своим родителям на приватизацию указанного жилого помещения, имел право бессрочного пользования им, равно как имеет таковое и в настоящее время.
Согласно ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, поскольку супруг административного истца ФИО9 имеет право бессрочного пользования 1/3 доли (16,57 кв.м) общей площади жилого помещения, находящегося в собственности его родителей, требования административного истца о признании незаконными действий начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье», связанных с отказом в расчете жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения без учета указанной доли, а также о возложении обязанности на административного ответчика внести в её учетные данные сведения об установлении размера жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с учетом 18 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
При этом, суд считает необходимым отметить, что вопреки доводам административного истца и её представителя ФИО8, то обстоятельство, что ФИО9 не проживает в квартире родителей не свидетельствует о том, что он утратил право пользования этим жилым помещением, поскольку за лицами, отказавшимися от участия в приватизации право пользования жилыми помещениями сохраняется бессрочно.
Руководствуясь ст.175-180 и 227 КАС РФ военный суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части № <иные данные> ФИО2 об оспаривании действий начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в увеличении норматива общей площади жилого помещения при расчете субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Восточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 30 августа 2021 года.
Председательствующий А.И. Ко