Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1940/2020 ~ М-1644/2020 от 18.05.2020

Копия

Дело № 2-1940/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 сентября 2020 года г. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи         Захаровой О.С.,

при секретаре Шалонько О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Псковского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Мехуборка Псков» об обязании прекратить размещение твердых коммунальных отходов на объекте размещения отходов до включения объекта размещения твердых коммунальных отходов в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ (Псковской области),

УСТАНОВИЛ:

И.о. Псковского природоохранного межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ООО «Мехуборка Псков» об обязании прекратить размещение твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на объекте размещения отходов, расположенном в границах территории городского поселения «Плюсса» Плюсского района, на земельном участке с КН 60:16:0085108:50, площадью 20000 кв.м., по истечении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и до включения объекта размещения ТКО в Перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ (Псковской области) в соответствии с требованиями, установленными п. 2.1 и п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в соответствии с Порядком формирования и изменения перечня объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ, утвержденным приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303.

В обоснование иска указано, что ООО «Мехуборка Псков», являясь оператором по обращению с ТКО, на основании договора аренды земельного участка № 58 от 03.06.2019, заключенного с администрацией городского поселения «Плюсса», арендует земельный участок с КН <данные изъяты>, площадью 20000 кв.м., в границах территории городского поселения «Плюсса» Плюсского района у д. Гривцево и использует его как объект размещения ТКО.

Использование данного участка под размещение ТКО осуществляется в соответствии с апелляционным определением Псковского областного суда от 14.03.2019, которым на администрацию Плюсского района возложена обязанность обеспечить разработку проекта рекультивации нарушенных земель в срок до 01.01.2024 и провести рекультивацию в сроки, определенные проектом рекультивации.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» эксплуатация санкционированных свалок, не внесенных в ГРОРО, запрещена.

Использование санкционированных объектов размещения ТКО, не внесенных в ГРОРО, для размещения отходов до 01.01.2023 возможно в соответствии с п. 2.1 и п. 8 ст. 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ путем внесения санкционированной свалки в Перечень объектов размещения ТКО с соблюдением условий, регламентированных Порядком формирования и изменения перечня объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ, утвержденного приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303.

Поскольку использование ООО «Мехуборка Псков» земельного участка с КН <данные изъяты> как объекта размещения ТКО без включения объекта размещения ТКО в указанный Перечень является незаконным, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании и.о. природоохранного межрайонного прокурора Здановский А.П. исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, указанные в иске.

Представитель ответчика ООО «Мехуборка Псков» Огурцова Ю.Г., представляющая в судебном заседании и интересы третьего лица ООО «Экопром», законность требований прокурора не оспаривала, пояснила, что ООО «Мехуборка Псков» принимаются меры для включения объекта размещения ТКО в Перечень объектов размещения ТКО. Для выполнения требований приказа Минприроды России от 14.05.2019 № 303 необходимы, в том числе градостроительный план земельного участка и разрешение на строительство, в выдаче данных документов отказывает Администрация Плюсского района. Полагала, что невключение до настоящего времени объекта размещения ТКО, используемого ООО «Мехуборка Псков» на основании договора аренды, в Перечень объектов размещения ТКО обусловлено независящими от ответчика обстоятельствами, возникновение которых допущено со стороны Администрации Плюсского района.

Третье лицо Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области явку представителя в судебное заседание не обеспечил, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В возражениях на иск указал, что для размещения отходов производства и потребления на территории Плюсского района используется земельный участок с КН <данные изъяты>, предоставленный в аренду ООО «Мехуборка Псков». Указанный объект размещения ТКО включен в территориальную схему по обращению с отходами Псковской области, утвержденную приказом Госкомитета Псковской области по делам строительства и ЖКХ от 15.11.2016 № 127-ОД. В целях соблюдения приказа Минприроды России от 14.05.2019 № 303 для включения объекта размещения ТКО в Перечень объектов размещения ТКО Комитет 22.05.2020 направил в адрес Администрации Плюсского района письмо о предоставлении градостроительного плана земельного участка, ответа на который не поступило. Отсутствие в настоящее время полного пакета документов препятствует включению ОРО в Перечень объектов размещения ТКО, просил в иске прокурору отказать.

Представитель третьего лица Администрации Плюсского района Волос А.В. в судебном заседании разрешение иска оставил на усмотрение суда, пояснил, что в настоящее время ответчику выдан градостроительный план, в выдаче разрешения на строительство отказано, поскольку отсутствуют сведения о правообладателе спорного земельного участка, решением суда на администрацию возложена обязанность о рекультивации земельного участка, кроме того полагал, что для включения объекта размещения ТКО в Перечень разрешение на строительство не требуется.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия является основным принципом государственной политики в области обращения с отходами.

В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Как указано в ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ч. 7 ст. 12 Закона).

В соответствии с п. 2.1 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" до 1 января 2023 года запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи.

Согласно п. 8 ст. 29.1. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что на основании распоряжение Администрации городского поселения «Плюсса» от 03.06.2019 № 61-зу о предоставлении земельного участка в аренду 03.06.2019 между ООО «Мехуборка Псков» и Администрацией городского поселения «Плюсса» заключен договор № 58 аренды земельного участка с КН <данные изъяты>, площадью 20000 кв.м., в границах территории городского поселения «Плюсса» Плюсского района, по условиям которого арендатор обязался использовать земельный участок как объект хранения ТКО и в соответствии с целевым назначением осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, не допускать ухудшение экологической обстановки на территории в результате своей экономической деятельности, соблюдать правовые основы обращения с отходами в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду /л.д. 8, 9-1/.

Договор заключен на срок 11 месяцев до 02.05.2020 (п. 2.1 договора) с возможностью пролонгации на тех же условиях на неопределенный срок (п. 7.2 договора).

На момент рассмотрения настоящего дела договор является действующим, пролонгирован на неопределенный срок, что сторонами договора не оспаривалось.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, ранее данный земельный участок использовался для размещения отходов производства и потребления МУП «Сервис» на основании договора аренды земельного участка от 27.10.2014, расторгнутого соглашением сторон 27.07.2015. Несмотря на отсутствие договорных отношений, МУП «Сервис» продолжил деятельность по размещению отходов производства и потребления на указанном земельном участке.

На основании решения Плюсского районного суда Псковской области по делу № 2-127/2018 от 19.12.2018 на МУП «Сервис» возложена обязанность прекратить размещение отходов производства и потребления на земельном участке с КН <данные изъяты>; на Администрацию Плюсского района возложена обязанность обеспечить разработку проекта рекультивации земельного участка с КН <данные изъяты> и в соответствии с разработанным и согласованным проектом рекультивации, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, провести работы по рекультивации указанного земельного участка в течение 7 месяцев со дня, следующего за днем вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 14.03.2019 решение суда первой инстанции изменено в части срока, в течение которого Администрация Плюсского района обязана обеспечить разработку проекта рекультивации, указанный срок установлен до 01.01.2024 года.

Из приведенных судебных актов следует, что, возлагая на МУП «Сервис» обязанность прекратить размещение отходов производства и потребления на земельном участке с КН 60:16:0085108:50, суд установил, что объект размещения отходов не включен в государственный реестр объектов размещения отходов.

Устанавливая срок 01.01.2024 года, в течение которого Администрация Плюсского района обязана обеспечить разработку проекта рекультивации, суд учитывал положения п. 8 ст. 29.1. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которому законодательно установлена возможность при соблюдении определенных условий использовать несанкционированную свалку для размещения ТКО до 01.01.2023, а также Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204, которым до 2024 предусмотрено решение задач по эффективному обращению с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 01.01.2018 несанкционированных свалок.

Территориальная схема по обращению с отходами Псковской области, утвержденная приказом Госкомитета Псковской области по делам строительства и ЖКХ от 15.11.2016 № 127-ОД, в которую входил спорный объект по размещению ТКО, как объект не включенный в ГРОРО, решением Псковского областного суда от 20.07.2020 по делу № 2а-38/2020 признана недействительной в части по причине содержащейся в ней информации об объектах, несоответствующей реальной действительности.

В настоящее время на официальном сайте Комитета по строительству и ЖКХ Псковской области размещен для общественного обсуждения проект актуализированной территориальной схемы обращения с отходами, установлены сроки общественного обсуждения с 19.09.2020 по 18.10.2020. При этом спорный объект размещения ТКО включен в проект актуализированной территориальной схемы.

Таким образом, с учетом приведенных положений закона и судебных актов в настоящее время арендуемый ответчиком земельный участок с КН <данные изъяты> и используемый им под размещение ТКО, как объект размещения ТКО, введенный в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющий документации, и в отношении которого судебным актом установлен срок разработки проекта рекультивации до 01.01.2024, исходя из требований п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" может быть использован ответчиком для размещения ТКО при условии включения его в Перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта Российской Федерации – Псковской области.

Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядок подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов, утвержден Приказом Минприроды России от 14.05.2019 N 303.

В п. 7 указанного Порядка перечислены прилагаемые к заявлению о включении Объекта в Перечень документы, среди которых указаны: документ, подтверждающий, что заявитель является правообладателем земельного участка, на котором расположен Объект, зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для осуществления деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на Объекте; документ, подтверждающий ввод Объекта в эксплуатацию (разрешение на ввод Объекта в эксплуатацию, акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления, подтверждающий ввод Объекта в эксплуатацию).

В материалах дела имеется представление заместителя природоохранного межрайонного прокурора от 31.01.2020 в адрес ООО «Мехуборка Псков» о принятии мер к включению объекта размещения ТКО на территории Плюсского района в Перечень объектов размещения твердых коммунальный отходов /л.д. 18-20/.

В ответ на представление прокурора ответчик представил график выполнения требований Приказа Минприроды России от 14.05.2019 № 303, указав сроки и перечень необходимых для выполнения работ и срок подачи документов в Комитет по строительству и ЖКХ Псковской области до 01.06.2020 /л.д. 21-22/.

На основании постановления № 10-6/2020 от 28.02.2020 должностного лица Росприроднадзора директор ООО «Мехуборка Псков» Гнедышев И.И. привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.

В целях оказания содействия к скорейшему формированию пакета документов, необходимых для включения объекта размещения ТКО в Перечень, письмом от 22.05.2020 за подписью председателя Комитета по строительству и ЖКХ Псковской области, направленным в адрес Главы Администрации Плюсского района, истребован градостроительный план спорного земельного участка.

В ходе рассмотрения дела установлено, что распоряжением Администрации Плюсского района от 03.08.2020 № 152-р утвержден градостроительный план земельного участка, вместе с тем Администрацией Плюсского района письмом от 06.08.2020 ответчику отказано в выдаче разрешения на строительство.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком принимаются меры к устранению нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления, выразившихся в размещении ТКО на земельном участке с КН <данные изъяты> без соблюдения требований п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», путем сбора необходимых документов для включения объекта размещения ТКО в Перечень.

Отказ Администрации Плюсского района в выдаче ответчику разрешения на строительство по спорному земельному участку предметом настоящего спора не является.

В соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Поскольку осуществление ответчиком деятельности по размещению ТКО на земельном участке с КН <данные изъяты> без соблюдения требований п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроке исполнения ответчиком обязанности, учитывая предмет заявленного спора, социальную значимость объекта размещения ТКО, принятые и принимаемые в настоящее время ответчиком меры для включения объекта размещения ТКО в Перечень, руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, суд полагает, что заявленный прокурором срок исполнения возложенной на ответчика обязанности – прекратить размещение ТКО на объекте по истечении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и до включения объекта размещения ТКО в Перечень объектов размещения ТКО, является разумным и позволит ответчику выполнить установленную законом обязанность.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. Псковского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать ООО «Мехуборка Псков» прекратить размещение твердых коммунальных отходов на объекте размещения отходов, расположенном в границах территории городского поселения «Плюсса» Плюсского района, на земельном участке с КН <данные изъяты>, площадью 20000 кв.м., по истечении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и до включения объекта размещения ТКО в Перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ (Псковской области) в соответствии с требованиями, установленными п. 2.1 и п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в соответствии с Порядком формирования и изменения перечня объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ, утвержденным приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                    /подпись/             О.С. Захарова

2-1940/2020 ~ М-1644/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. Псковского природоохранного межрайонного прокурора
Ответчики
ООО "Мехуборка Псков"
Другие
ООО "Экопром"
Администрация Плюсского района
Комитет по строительству и ЖКХ Псковской области
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Захарова Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
18.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2020Передача материалов судье
19.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
16.09.2020Судебное заседание
23.09.2020Судебное заседание
28.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.12.2020Дело оформлено
31.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее