Решение от 13.08.2019 по делу № 02-2365/2019 от 20.03.2019

Дело  2-2365/19

77RS0010-01-2019-001558-02

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

дата                                                               адрес 

Измайловский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио при секретаре фио,

с участием представителя истца фио

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску фио к Управления социальной защиты населения адрес Измайлово об обязании предоставить земельный участок,

установил:

истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании предоставить земельный участок, мотивируя свои требования тем, что фио, зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: адрес. Кроме истца в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают члены семьи истца: фио, паспортные данные - сын; фио, паспортные данные - дочь; фио, паспортные данные - дочь. Истец состоит в зарегистрированном браке с фио, паспортные данные. Супруга истец, фио, зарегистрирована по адресу: адрес, однако, фактически проживает совместно с истцом в адрес. Семья истца является многодетной и не имеет финансовой возможности приобрести земельный участок за счет собственных денежных средств. Заботясь о здоровье и благополучном развитии детей, а также с целью осуществления строительства собственного жилого дома, истец был вынужден обратиться в адрес ответчика с заявлением о рассмотрении вопроса по постановке семьи истца на очередь для последующего предоставления как многодетной семье, в собственность, бесплатно, земельного участка. Однако истец получил отказ, мотивированный тем, что предоставление земельных участков многодетным семьям в адрес для индивидуального жилищного строительства не представляется в связи с ограничениями по имеющемуся земельному фонду на территории адрес, что обусловлено особенностями развития города и не является нарушением прав граждан. Не согласившись с отказом, истец просит суд обязать ответчика, Управление социальной защиты населения адрес (адрес Измайлово), предоставить истцу и членам его семьи, как многодетной семье, в собственность, бесплатно, земельный участок.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку представителя по доверенности фио, которая на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее представил письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Вместе с тем любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике.

В соответствии со ст. 80 ЗК РФ земельные участки для ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства предоставляются гражданам из земель сельскохозяйственного назначения, в составе которых создается фонд перераспределения земель.

Вместе с тем в адрес в соответствии со ст. 83 ЗК РФ, ст. 1 Закона адрес от дата N 48 "О землепользовании в адрес" все земли относятся к категории земель населенных пунктов, которые используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов. При этом земель, относящихся к категории сельскохозяйственного назначения, в адрес не имеется.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец фио, зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: адрес.

Кроме истца в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают члены семьи истца: фио, паспортные данные - сын; фио, паспортные данные - дочь; фио, паспортные данные - дочь.

Истец состоит в зарегистрированном браке с фио, паспортные данные.

Супруга истец, фио, зарегистрирована по адресу: адрес, однако, фактически проживает совместно с истцом в адрес.

Семья истца является многодетной и не имеет финансовой возможности приобрести земельный участок за счет собственных денежных средств.

Для получения сертификата на земельный участок многодетной семье, истец дата обратился к ОСЗН адрес.

В ответном письме от  дата ОСЗН адрес указал, что в настоящее время прием заявлений на предоставление земельных участков не осуществляется в целях предотвращения формирования необеспеченных обязательств перед гражданами. Вместе с тем, в ответном письме отмечено, что Полномочия по формированию персональных составов членов садоводческих некоммерческих объединений на основании списков граждан, подавших в установленном порядке соответствующие заявления, были возложены на префектуры административных округов адрес. При этом постановлением Правительства Москвы от дата N 76-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от дата N 157-ПП" указанные полномочия исключены.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.

Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 121-0-0 следует, что отсутствие возможности формирования земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.

Также следует отметить, что в силу специального статуса города федерального значения и статуса столицы Российской Федерации на адрес, в том числе в соответствии с Законом Российской Федерации от дата N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", возложены дополнительные по сравнению с другими субъектами Российской Федерации функции по использованию имеющегося земельного фонда, в том числе в целях обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, дипломатических представительств иностранных государств, в целях развития транспортной инфраструктуры и др.

Принимая во внимание, что в адрес имеется ограниченное количество земельных участков, свободных от прав третьих лиц, с необходимым разрешенным использованием в целях возможного предоставления для индивидуального жилищного строительства, а также с учетом значительной существующей и прогнозной численности многодетных семей возможность обеспечить равные условия таким семьям при реализации права бесплатного приобретения соответствующих земельных участков отсутствует.

Таким образом, предоставление земельных участков многодетным семьям в адрес для индивидуального жилищного строительства не представляется возможным в связи с ограничениями по имеющемуся земельному фонду на территории адрес, что обусловлено особенностями развития города и не является нарушением прав граждан, что соответствует вышеуказанной позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от дата  66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.

Вместе с тем, к настоящему моменту в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков в адрес зарегистрировано значительное число граждан. По принятым заявлениям земельные участки по мере возможности выделялись исходя из наличия земельного фонда на адрес и сопредельных с ней областей, приобретенного за счет бюджетных средств адрес, с учетом постановки граждан на учет и имеющихся у них льгот. Принимая во внимание ограничения, по имеющемуся земельному фонду на адрес и сопредельных с ней областей, предоставление садовых, огородных или дачных земельных участков, а также прием новых заявлений на предоставление таких земельных участков в настоящее время не осуществляется в целях предотвращения формирования необеспеченных обязательств перед гражданами.

Между тем, за счет средств бюджета адрес многодетным семьям, имеющим место жительства в адрес, установлены различные меры социальной поддержки: денежные выплаты (ежемесячные, ежегодные), льготы, материальная помощь, которые закреплены Законами адрес от дата N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в адрес" и от дата N 34 "О социальном обслуживании населения адрес", а также другими нормативно-правовыми актами адрес.

В связи с отсутствием возможности предоставления земельных участков, в рамках поддержки многодетных семей городом в настоящее время реализуется значительный комплекс мероприятий, направленных на социальную поддержку указанных граждан, включая возможность семьям, состоящим на жилищном учете или учете нуждающихся в содействии адрес в приобретении жилых помещений, улучшить свои жилищные условия.

Постановлением Правительства Москвы от дата N 76-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от дата N 157-ПП" внесены изменения в указанное постановление, согласно которым префектуры административных округов адрес прекратили осуществление полномочий по формированию персональных составов членов садоводческих некоммерческих объединений на согласованных земельных участках. В настоящее время такие полномочия никакому другому органу власти адрес не переданы и прием новых заявлений на предоставление садовых, огородных или дачных земельных участков в настоящее время не осуществляется.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

Отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан (определение Конституционного Суда РФ от дата  121-О-О).

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд, установив, что поскольку в настоящее время законодательством адрес не установлены случаи и порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, порядок постановки их на очередь на получение земельных участков в адрес для индивидуального жилищного строительства, ответчиком не было допущено каких-либо неправомерных действий или бездействия, нарушающего права истца, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

При этом суд полагает необходимым отметить, что в настоящем споре Управления социальной защиты населения адрес Измайлово является ненадлежащим ответчиком, ходатайство о замене ненадлежащего ответчика надлежащим истцом не заявлялось, что является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Поскольку сформированных земельных участков, свободных от прав третьих лиц и поставленных на кадастровый учет, в адрес в настоящее время не имеется, заявленные исковые требования об обязании ответчика предоставить  земельный участок не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил :

в иске фио отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Измайловский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение   суд    ░░░░░░░░░░░░   ░░░░   ░░░░░░░░░░  ░░░░.

░░░░                                                                           ░░░

 

02-2365/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Отказано в удовлетворении, 13.08.2019
Истцы
Даутов Е.Р.
Ответчики
РУСЗН Района Измайлово
Суд
Измайловский районный суд
Судья
Семенова Н.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
13.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее