Дело № 2-429/2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
( мотивированная часть)
19 октября 2017 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шороховой Н.В.
при секретаре Матвеевой И.А.,
с участием истца Одинец Е.Ф.,
3-е лицо на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Ивановой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску
Одинец Е.Ф. к Администрации г. Райчихинска Амурской области о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии,
У С Т А Н О В И Л:
Одинец Е.Ф. обратилась в Райчихинский городской суд Амурской области с иском к Администрации г. Райчихинска Амурской области о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии, в обоснование которого указала о том, что по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ она получила квартиру по адресу: <адрес>. Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись №, кадастровый №. Вместе с комплектом ключей от квартиры при оформлении дарения предыдущим собственником ему был передан комплект документов, подтверждающих отключение собственником квартиры в тот период (В.А.В.) в ДД.ММ.ГГГГ от центрального отопления всех помещений квартиры, кроме кухни площадью <....> кв.м. и были переданы документы, подтверждающие факты проверок квартиры организациями ЖКХ (управляющими компаниями) на предмет наличия отключения квартиры от центрального отопления, на основании чего не производилось начисление услуги «отопление». В квартире было установлено автономное отопление в четырех комнатах в виде 4-х электротенов, которые встроены в радиаторы отопления и нагревают воду, находящуюся в них. Вода в радиаторы отопления заливается самостоятельно собственником жилья, при этом радиаторы отопления отсоединены от централизованного отопления. На стояках централизованного отопления установлены заглушки, произведена термоизоляция труб. В туалетной комнате установлен электрический бойлер на <....> литров для получения горячей воды. Полотенцесушитель в ванной комнате изолирован, произведена термоизоляция труб. До ДД.ММ.ГГГГ управляющей компанией начислений по оплате услуги «отопление» не производилось. За ДД.ММ.ГГГГ она получила квитанцию АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» об оплате коммунальных услуг, в которых имелась плата за коммунальную услугу отопление. Она отнесла документы о демонтаже централизованного отопления квартиры, произведенного еще до того, как стала собственником жилья, в АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский», где ей сказали, что сделают перерасчет. Однако позже ей прислали документ, в котором было указано о недостаточности предоставленных документов и необходимости постановления Администрации г. Райчихинска Амурской области, разрешающее установку автономного отопления. Она настояла, чтобы АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» комиссионно произвело осмотр квартиры, определила действительную установку в квартире автономного отопления.
При обследовании квартиры АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» ДД.ММ.ГГГГ был составлен Акт, в котором указано, что на основании решения ВС РФ 07.05.2015 года № АКПИ15-198, действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в МКД с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. На основании данного документа ему начисляется оплата за отопление за всю площадь квартиры. Она обратилась к дарителю - своей дочери Ивановой, за разъяснением возникшей ситуации с оплатой отопления квартиры. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию г. Райчихинска Амурской области с заявлением о выдаче разрешения на оборудование автономной системы отопления в квартире. Заместитель Главы города - начальник управления ЖКХ Администрации города Вдовенко А.А. сообщил, что на период отключения центрального отопления в квартире (ДД.ММ.ГГГГ) отсутствовали правила перепланировки переустройства жилых помещений. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ разрешения на переустройство выдавала областная жилищная инспекция. С ДД.ММ.ГГГГ необходимо руководствоваться Жилищным кодексом Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ ее дочь Иванова О.А., по ее просьбе, обратилась в АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» с заявлением о перерасчёте суммы коммунальных платежей без учета услуги за отопление. ДД.ММ.ГГГГ пришел отказ в удовлетворении просьбы, в котором указано, что с ДД.ММ.ГГГГ установлен запрет перехода с централизованного отопления на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Для оснащения квартиры индивидуальными источниками тепловой энергии необходимо этот вопрос согласовать с органом местного самоуправления и с собственниками жилых помещений дома по проекту реконструкции внутридомовой системы отопления. Поскольку переоборудование принадлежащего ей жилого помещения произведено еще до того, как она стала собственником жилого помещения, Администрация города не имеет возможности выполнить процедуру согласования, которую требуется пройти до начала осуществления реконструкции, что указано в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ, где ей также рекомендовали обратиться в суд. На момент переустройства отопления в квартире, в ДД.ММ.ГГГГ, отсутствовали нормативные документы, регулирующие порядок отключения в квартирах многоквартирных домов отопления и оборудования автономного отопления. Наличие действующего на момент демонтажа системы центрального отопления разрешительного документа в виде актов органов ЖКХ, является неоспоримым основанием полагать, что действия собственника жилого помещения, выполнившего демонтаж приборов отопления и установку автономного отопления, являются добросовестными. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию города с заявлением о принятии решения о согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. На заявление Администрация города отказала ей в согласовании переустройства квартиры, так как переустройство было произведено ранее в нарушение действующего законодательства, самовольно, без разрешающих документов и сохранено жилое помещение в таком состоянии может быть на основании решения суда (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ). Считает отказ в согласовании незаконным. Она получила в собственность квартиру уже в переоборудованном состоянии, является добросовестным приобретателем. С ДД.ММ.ГГГГ ни один орган ЖКХ не начислял оплату за отопление, орган местного самоуправления не требовал привести жилое помещение в первоначальное состояние.
В течение <....> лет, с ДД.ММ.ГГГГ, с момента уведомления первым собственником квартиры В.А.В. органа ЖКХ, ни одна жилищно-коммунальная организация, которая управляла домом № по <адрес>, не потребовала привести систему отопления в квартире в первоначальное состояние, т.е. подключиться к системе центрального отопления. Комиссии жилищно-коммунальных органов проверяли наличие подключения отопления и с учетом составленных актов производили начисление коммунальных услуг. В.А.В. продал квартиру в переоборудованном состоянии в ДД.ММ.ГГГГ Ивановой О.А., которая так же не оплачивала коммунальную услугу за отопление квартиры, не требовали разрешающие документы на установку автономного отопления. В случае установления необходимости производства оплаты за отопление помещения кухни, она согласна это сделать за определённый период времени. С ДД.ММ.ГГГГ она, как новый собственник жилья, также не оплачивала данную услугу, в связи с тем, что плата за нее управляющей компанией не начислялась. Демонтаж системы централизованного отопления в квартире и установка автономного отопления не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, и не создает угрозу их жизни и здоровью.
Если суд примет решение о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии, то АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» должен быть произведен перерасчет суммы оплаты коммунальных услуг, в частности, отопления, и она должна быть освобождена от уплаты услуги в той части, в которой она ее не получает. Учитывая отсутствие в связи с осуществлением переустройства жилого помещения нарушения прав и законных интересов граждан, равно как и создания этим переустройством угрозы их жизни или здоровью, а также то обстоятельство, что Администрация г. Райчихинска Амурской области отказала в согласовании переустройства жилого помещения, что нарушаются ее права и законные интересы, на основании ст.ст. 12, 131 ГК РФ, 25, 26, 29 ЖК РФ, просит суд сохранить <адрес> в переустроенном состоянии, а именно, с устроенным автономным отоплением в виде электрообогревателя № 1, электрообогревателя № 2, электрообогревателя № 3, электрообогревателя № 4.
Истец Одинец Е.Ф. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила суд сохранить <адрес> в переустроенном состоянии, а именно, с устроенным автономным отоплением в виде электрообогревателя № 1, электрообогревателя № 2, электрообогревателя № 3, электрообогревателя № 4.
3-е лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, и представитель истца Одинец Е.Ф. - Иванова О.А. в судебном заседании заявленные Одинец Е.Ф. исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г. Райчихинска Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии. Суду представил отзыв, согласно которого, в случае предоставления доказательств, подтверждающих, что самовольно переустроенное жилое помещение соответствует действующим строительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам, а также не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью, Учреждение администрация города Райчихинска не возражает против сохранения жилого помещения в переустроенном состоянии.
Представитель 3-го лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ по Амурской области в лице Райчихинского межмуниципального отдела на основании доверенности в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие либо отложении судебного заседания по уважительным причинам, письменного отзыва на исковое заявление не представил.
Представитель 3-го лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» на основании доверенности в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие либо отложении судебного заседания по уважительным причинам, письменного отзыва на исковое заявление не представил.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело при указанной явке участников судебного процесса.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.
В силу ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи Жилищного кодекса Российской Федерации документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки, является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Согласно ч. 1, 2, 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения. Порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр. Решение о согласовании или об отказе в согласовании принимается органом, осуществляющим согласование, на основании документов, определенных ЖК РФ. В составе таких документов предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование.
Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможен при соблюдении требований, установленных частью 15 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Частью 15 ст. 14 вышеназванного нормативно-правового акта предусмотрено, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Пунктом 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 16.04.2012 года № 307 предусмотрено, что в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до <....> градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.
В настоящем судебном заседании из договора купли-продажи жилого помещения – <адрес> (л.д. 9), сведений Райчихинского производственного участка АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 38) было установлено, что вышеназванное жилое помещение принадлежало В.А.В. и В.Г.А. на праве общей совместной собственности, ДД.ММ.ГГГГ собственниками жилого помещения с Ивановой О.А. был заключен договор его купли-продажи, данная квартира перешла в ее собственность (л.д. 9), за истцом зарегистрировано право собственности на объект недвижимого имущества в Управлении Федеральной регистрационной службы по Амурской области ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством №, выданным указанным государственным органом ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации № (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ивановой О.А. была подарена истцу Одинец Е.Ф., что подтверждается договором дарения квартиры (л.д. 7), за истцом зарегистрирован переход права собственности на жилое помещение, что подтверждается выпиской Управлении Федеральной регистрационной службы по Амурской области из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), аналогичными выписками Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 91-93), № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95-96).
Данное жилое помещение, согласно выкопировки из инвентарного дела № АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», расположено в многоквартирном <адрес>, на третьем этаже, имеет коридор, нишу, четыре жилых комнаты, ванную, туалет, кухню, общая его площадь составляет <....> кв.м., жилая – <....> кв.м., подсобная – <....> кв.м., кадастровый № (л.д. 84-88).
Из пояснений истца Одинец Е.Ф. и материалов дела также установлено, что летом ДД.ММ.ГГГГ прежними собственниками жилого помещения В.А.В. и В.Г.А. в <адрес> было установлено автономное электрическое отопление, электробойлер для нагрева воды.
ДД.ММ.ГГГГ при комиссионном обследовании указанного жилого помещения данное обстоятельство установлено, зафиксировано в соответствующем акте за подписью членов комиссии, пришедшей к выводу о начислении платы за отопление на <....> кв.м. от субсидий, плату за горячее водоснабжение не начислять, в связи с отключением приборов отопления в жилых комнатах от централизованного отопления, подключением кухни площадью <....> кв.м. к центральному отоплению, общая площадь квартиры составляла <....> кв.м., произведено опломбирование вентилей системы отопления (л.д. 11).
Из указанного акта следует, что комиссией не было отмечено на незаконность использования прежними владельцами жилого помещения индивидуальных источников отопления в силу их отнесения действующим законодательством к запрещенным.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией составлен акт, в котором было зафиксировано отключение от централизованного отопления системы отопления <адрес>, перерасчете оплаты за отопление и начислению с ДД.ММ.ГГГГ за отопление по <....> руб. (л.д. 12).
Аналогичные акты были составлены комиссиями ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, зафиксированы факты отключения в жилых комнатах приборов отопления (радиаторов) от централизованной системы отопления (л.д. 13, 14).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» был составлен акт, которым зафиксирован факт отсоединения радиаторов отопления в жилых комнатах от централизованного отопления, комиссия, на основании решения Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 года, действующего нормативно-правового регулирования, не предусматривающего возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с централизованным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, пришла к выводу о начислении платы собственникам <адрес> по нормативам (л.д. 15).
По причине того обстоятельства, что устройство в жилом помещении квартирного источника тепловой энергии (индивидуальной системы отопления), отсоединение от централизованного теплоснабжения является переустройством жилого помещения, прежний владелец <адрес> Иванова О.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к Главе муниципального образования г. Райчихинска Амурской области с заявлением о выдаче разрешения на оборудование автономной системы отопления в квартире (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ в письме № заместителем Главы г. Райчихинска Амурской области – начальником управления Вдовенко А.А. Ивановой О.А. дано разъяснение о выдаче Областной жилищной инспекцией с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ разрешения на переустройство, с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу новый Жилищный кодекс Российской Федерации, где в главах 3 и 4 прописан порядок перевода жилых (нежилых) помещений, порядок выдачи разрешений на перепланировку и переустройство жилых помещений, необходимости решения данного вопроса в судебном порядке (л.д. 17).
Судом изучались представленные истцом заявление в АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18), письменный ответ указанной организации Ивановой О.А. от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 19) о перерасчете платы за теплоснабжение и невозможности перерасчета оплаты данного вида коммунальной услуги по причине отсутствия разрешительных документов, квитанции об оплате коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-28), свидетельствующие о нарушении ее прав на оплату коммунальной услуги с учетом использования индивидуальных источников тепловой энергии, индивидуальных приборов учета.
Комплексной электроизмерительной лабораторией ООО «Пимонов и К» ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка электрообогревателей № 1-4 в <адрес>, о чем свидетельствует протокол №, согласно которому электроустановка, подвергнутая измерениям (электрообогреватель) соответствует изоляции IP-63, пригодна к эксплуатации и не представляет опасности для жизнедеятельности человека (л.д. 29).
ДД.ММ.ГГГГ истец Одинец Е.Ф. обратилась в Администрацию г. Райчихинска Амурской области с заявлением о выдаче разрешения либо принятии решения о согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 30).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией обследовано жилое помещение истца, установлен факт отключения во всех комнатах радиаторов отопления, за исключением кухни, установлении электрических тэнов, наличии видимого разрыва в системе отопления, отсутствия опломбированных заглушек (л.д. 32).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № Администрацией г. Райчихинска Амурской области Одинец Е.Ф. был дан ответ о самовольном переустройстве, перепланировке жилого помещения, необходимости его приведения в прежнее состояние либо получении судебного решения (л.д. 31).
Таким образом, для признания произведенного прежними собственниками переустройства жилого помещения – <адрес>, отвечающим требованиям закона истцу Одинец Е.Ф. необходимо наличие судебного решения. Получение разрешения на таковое в ином порядке в силу действующего законодательства невозможно.
В связи с отсутствием проектной документации, доказательств соответствия произведенного переустройства жилого помещения требованиям закона, его безопасности для третьих лиц, судом по ходатайству истца Одинец Е.Ф. определением суда от ДД.ММ.ГГГГ назначалась судебная строительно-техническая экспертиза.
Из заключения ООО АО «Союзэксперт» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что, согласно п. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления, на основании принятого им решения. Согласно материалам гражданского дела, требуемое решение о согласовании перепланировки администрацией города Райчихинска не принималось. Таким образом, при проведении работ по устройству автономного отопления в виде электрообогревателей № 1, 2, 3 и 4, установленных в жилых комнатах <адрес>, порядок проведения перепланировки и переустройства, установленный ЖК РФ, истцом был нарушен. Работы выполнены без требующегося законодательством согласования с органом местного самоуправления.
Работы, выполненные истцом Одинец Е.Ф., связанные с устройством в <адрес> автономного отопления указанного вида соответствуют техническим условиям и требованиям закона.
Угрозы жизни и здоровью проживающих в квартире № совместно с истцом Одинец Е.Ф. и в многоквартирном жилом <адрес> граждан, связанных с переустройством вышеуказанного жилого помещения, не имеется (л.д. 112).
Таким образом, при оборудовании жилого помещения – <адрес>, квартирным источником тепловой энергии (индивидуальной системой отопления), порядок его переустройства, установленный ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, не нарушен. Работы по переустройству квартиры выполнены без требующегося законодательством согласования с органом местного самоуправления, следовательно, в нарушение п. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации. Проведенное в квартире переустройство не повлияло на санитарно-бытовые условия многоквартирного жилого <адрес>. Проведенное переустройство в <адрес> не несет угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в указанном доме.
Произведенное переустройство принадлежащего истцу Одинец Е.Ф. на праве собственности жилого помещения, требующее внесения изменений в техническую документацию, является в силу ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, самовольной, вместе с тем не несущей угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в вышеуказанном многоквартирном доме.
В случае самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения нарушаются права и законные интересы органа местного самоуправления, который в соответствии с ч. 5 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с иском о продаже с публичных торгов самовольно переустроенного жилого помещения либо о расторжении договора социального найма. Суд может отказать в удовлетворении такого иска и при наличии соответствующего заявления гражданина принять решение о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если признает, что этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
В этом случае в решении суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии должно быть указано, что оно является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение.
Вместе с тем положения ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат запрета и не исключают полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Таким образом, вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии заявления гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Доводы истца Одинец Е.Ф. о незаконности отказа ДД.ММ.ГГГГ Администрации г. Райчихинска Амурской области в согласовании произведенного ранее, без разрешительных на то документов, переустройства жилого помещения, суд считает необоснованными, поскольку вопрос сохранения жилого помещения в переустроенном (перепланированном) состоянии, его рассмотрение и разрешение, согласно ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится исключительно к компетенции суда.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что получение истцом необходимых документов и согласования для переустройства принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, соответствующего требованиям ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, имело место, произведенное переустройство <адрес> не нарушает прав и законных интересов граждан, проживающих в вышеуказанном многоквартирном доме, не повлекло угрозы их жизни либо здоровью, не привело к разрушению общедомового имущества.
При таких обстоятельствах препятствий к сохранению в переустроенном состоянии жилого помещения - <адрес>, суд не усматривает.
С учетом указанных обстоятельств, суд считает заявленные Одинец Е.Ф. исковые требования подлежащим удовлетворению полностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
удовлетворить заявленные Одинец Е.Ф. к Администрации г. Райчихинска Амурской области о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии исковые требования полностью.
Сохранить жилое помещение - <адрес> в переустроенном состоянии: с устроенным автономным отоплением в виде электрообогревателя № 1, 2, 3 и 4.
Данное решение является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение - <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения, т.е. начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья: Н.В. Шорохова