Дело № 2-346/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«22» апреля 2015 года
Балтийский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Вагина В.И.,
с участием прокурора г. Балтийска Прохорова Д.Г.,
при секретаре Грицюк И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ведмук А.Ю. о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования «Балтийский муниципальный район» № «…» от 11 апреля 2015 года об отказе в регистрации Ведмука А.Ю. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Балтийский муниципальный район» по одномандатному избирательному округу № 15 и об обязании избирательной комиссии муниципального образования «Балтийский муниципальный район» зарегистрировать Ведмука А.Ю. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Балтийский муниципальный район» по одномандатному избирательному округу № 15,
У С Т А Н О В И Л:
Решением избирательной комиссии муниципального образования «Балтийский муниципальный район» (далее – районная избирательная комиссия) № «…» от 11 апреля 2015 года Ведмуку А.Ю. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Балтийский муниципальный район» (далее – Совет депутатов) по одномандатному избирательному округу № 15.
Ведмук А.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения районной избирательной комиссии и о возложении на нее обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета депутатов по вышеназванному избирательному округу.
При этом, в обоснование заявленных требований, Ведмук А.Ю. ссылается на то, что 3 апреля 2015 года он представил в районную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов. 6 апреля 2015 года районная избирательная комиссия уведомила его о недостатках в представленных документах, требования районной избирательной комиссии были исполнены им 8 апреля 2015 года. Между тем, несмотря на данное обстоятельство, районной избирательной комиссией было принято решение об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов на том основании, что, по мнению комиссии, в подписных листах было неверно указано наименование представительного органа, депутатом которого является кандидат, а кроме того, как посчитала районная избирательная комиссия, им не были устранены замечания в представленных документах, в частности, по убеждению комиссии, им были неправильно указаны адрес банка (не в соответствии с Федеральным законом № 443 от 28 декабря 2013 года и Постановлением Правительства РФ № 1221 от 9 ноября 2014 года) и уровень его специального образования, указанный, как решила комиссия, «…не в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ». Ссылаясь на положения ст.ст. 37, 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 №67- ФЗ (далее – Федеральный закон), ст.ст. 25, 77, 79 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» от 18.03.2008 № 231 (далее - Закон Калининградской области), Ведмук А.Ю. полагает, что районная избирательная комиссия необоснованно отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов, поскольку вышеупомянутые выводы районной избирательной комиссии не основаны на законе, в связи с чем, считает, что обжалуемое решение районной избирательной комиссии должно быть отменено, с возложением на комиссию обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 15.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Представитель заявителя – Твердова И.В., в судебном заседании поддержала требования своего доверителя в полном объеме. При этом Твердова И.В. пояснила, что по ее убеждению, обстоятельства, указанные районной избирательной комиссией в качестве недостатков, противоречат требованиям избирательного законодательства, поскольку положения Федерального закона № 443 от 28 декабря 2013 года и постановление Правительства РФ № 1221 от 9 ноября 2014 года не могут применяться к отношениям, связанным с выборами, сведения об образовании представлены ее доверителем в необходимом объеме, наименование представительного органа, депутатом которого является заявитель, в документах Ведмука А.Ю. указано достоверно, равно как и в документах о наименовании дополнительного офиса и реквизитов банка, месте нахождения и адреса банка, в котором размещены денежные средства кандидата. Устанавливая дополнительные требования к оформлению кандидатом документов, районная избирательная комиссия, тем самым, превысила свои полномочия, а кроме того, ввела в заблуждение ее доверителя, ссылаясь на несуществующее постановление Правительства РФ № 1221 от 9 ноября 2014 года. Помимо этого, представителем заявителя обращается внимание на то, что требования районной избирательной комиссии об устранении недостатков не были конкретизированы.
Представитель районной избирательной комиссии, уведомленной надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в суд не явился. Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 260.1 ГПК РФ его неявка не является препятствием к разрешению поставленного перед судом вопроса, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя районной избирательной комиссии.
Ознакомившись с доводами заявления, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, в т.ч. заслушав заключение прокурора, полагавшего, что обжалуемое решение районной избирательной комиссии об отказе заявителю в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов подлежит отмене, как незаконное, с возложением на комиссию обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата, а также ознакомившись с представленными письменными доказательствами, суд находит заявленные Ведмуком А.Ю. требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как установлено в ходе судебного разбирательства дела, 17 марта 2015 года Ведмук А.Ю. письменно уведомил районную избирательную комиссию о своем выдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 15.
В соответствии с п.2 ст.33 Федерального закона, регламентирующего условия выдвижения кандидатов, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Аналогичным образом данный вопрос урегулирован и п.2 ст.24 Закона Калининградской области.
На основании п. 6 ст. 76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24-26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п.п. 4 п. 2 ст. 79 Закона Калининградской области, основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона. Аналогичная норма содержится в п.п. «в.1» п. 24 ст. 38 Федерального закона.
В ходе слушания дела установлено, что в представленных документах Ведмуком А.Ю. в необходимом объеме были представлены сведения о профессиональном образовании, а также о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, в т.ч. сведения о местонахождении банка. Наряду с этим, из материалов дела не усматривается, что в подписных листах заявителем недостоверно указано наименование представительного органа, депутатом которого он является.
Так, приложением 1 к Федеральному закону установлена форма сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах. В сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, в графе «Денежные средства, находящиеся на счетах в банках. наименование и местонахождения (адрес) банка, номер счета, остаток (руб.)», Ведмук А.Ю. указал номера счетов и остатки денежных средств, находящиеся в ОАО «Сбербанк России», ВСП № 8626/01256, Калининградское отделение № 8626; Россия, Калининградская область, Балтийский муниципальный район, г. Балтийск, «…» Согласно представленной представителем заявителя справке управляющего Калининградского отделения № 8626 ОАО «Сбербанк России», дополнительный офис № 8626/01256 Калининградского отделения № 8626 ОАО «Сбербанк России» расположен по адресу: Калининградская область, г. Балтийск, «…». Таким образом, кандидатом Ведмуком А.Ю. были указаны необходимые и достоверные сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банке, с указанием места нахождения банка и его соответствующих реквизитов. Доводы районной избирательной комиссии об отсутствии в представленных кандидатом Ведмуком А.Ю. документах сведений об адресе банка в соответствии с требованиями Федерального закона № 443 от 28 декабря 2013 года и постановления Правительства РФ № 1221 от 9 ноября 2014 года, суд признает несостоятельными, поскольку требования об указании адреса банка в соответствии с указанными правовыми актами не предусмотрены нормами Федерального закона (от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Изучение содержания заявления Ведмука А.Ю. о своем выдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов, в котором содержатся сведения о его образовании, подтверждающиеся соответствующим дипломом, свидетельствуют о том, что требование закона, в части необходимости указания таких сведений, были заявителем соблюдены. Представленные сведения, на этот счет, впоследствии были Ведмуком А.Ю. уточнены, несмотря на то, что действующее избирательное законодательство не требует представления конкретизирующих данных об уровне специального образования, в связи с чем, даже в случае непредоставления в избирательную комиссию таковых, данное обстоятельство никаким образом не может влиять на соблюдение требования закона об объеме информации об образовании, подлежащей указанию кандидатом.
Что касается вывода районной избирательной комиссии о недостоверности указанного заявителем наименования представительного органа, депутатом которого он является, то суд не может признать этот вывод состоятельным.
Как установлено в судебном заседании, Ведмук А.Ю. является депутатом двух представительных органов – Городского Совета депутатов муниципального образования «Приморское городское поселение» и Совета депутатов муниципального образования «Балтийский муниципальный район». Между тем, в представленных в районную избирательную комиссию подписных листах, Ведмуком А.Ю. указано, что он является депутатом Совета депутатов муниципального образования «Приморское городское поселение» и депутатом Совета депутатов муниципального образования «Балтийский муниципальный район». Таким образом, в первом случае, заявитель не указал в наименовании представительного органа определение «городской», а во втором случае, указанное Ведмуком А.Ю. наименование представительного органа не содержало, в отличие от соответствующей справки, такого определения, как «третьего созыва». Однако, указанные обстоятельства не могут являться основанием к отказу в регистрации Ведмука А.Ю. кандидатом в депутаты Совета депутатов, поскольку в первом случае отсутствие в названии слова «городской» не является существенным обстоятельством, исключающим возможность отождествления представительного органа городского поселения, депутатом которого является заявитель и, как следствие этого, ущемляющим принцип равенства кандидатов и способным ввести в заблуждение избирателя, а во втором случае, отсутствие или наличие такого определения как «третьего созыва» никаким образом не изменяет фактическое наименование представительного органа.
Установленные законом требования для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата обусловлены необходимостью предоставления гражданам достоверной информации о кандидате, исключения её сокрытия или искажения, данное требование направлено как на защиту прав и законных интересов избирателей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. При регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов, указанное требование закона Ведмуком А.Ю. соблюдено в полном объеме, указанные районной избирательной комиссией обстоятельства не могут являться основанием к отказу в регистрации заявителя кандидатом в депутаты Совета депутатов. При таком положении и учитывая отсутствие иных оснований для отказа в регистрации Ведмука А.Ю. кандидатом в депутаты Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 15, в силу ч. 1 ст. 261 ГПК РФ, суд вправе восстановить в полном объеме нарушенное пассивное избирательное право заявителя путем возложения на избирательную комиссию обязанности зарегистрировать кандидата в случае отмены ее решения об отказе в регистрации кандидата.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 260.1, 261, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Ведмук А.Ю. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования «Балтийский муниципальный район» № «…» от 11 апреля 2015 года об отказе в регистрации Ведмук А.Ю. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Балтийский муниципальный район» по одномандатному избирательному округу № 15.
Обязать избирательную комиссию муниципального образования «Балтийский муниципальный район» зарегистрировать Ведмук А.Ю. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Балтийский муниципальный район» по одномандатному избирательному округу № 15.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Балтийский городской суд в течение пяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 23 апреля 2015 года.
Федеральный судья
Балтийского городского суда Вагин В.И.