Гражданское дело №
24RS0№-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 сентября 2020 года <адрес>
Сухобузимский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО2,
при секретаре Гасперской О.И.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Коробченко Эльмиры Сабировны к Муниципальному бюджетному учреждению «Детский оздоровительный комплекс «Таежный» о взыскании задолженности по заработной плате за июнь, август 2017 года, июнь, июль, август 2018 года,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Детский оздоровительный комплекс «Таежный» (далее – МБУ «ДОК «Таежный») о взыскании недоначисленной заработной платы, согласно приложенным расчетам, за июль 2017 года в размере 638 рублей 45 копеек; за август 2017 года – 998 рублей 43 копейки; за июнь 2018 года – 1933 рубля 63 копейки; за июль 2018 года – 3685 рублей 37 копеек; за август 2018 года – 2318 рублей 51 копейку; а всего 9574 рубля 39 копеек.
Требования иска мотивированы тем, что истица работает в МБУ «ДОК «Таежный» поваром на 1 ставку. В указанные в иске периоды заработная плата истице начислялась в размере ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, без учета повышенной оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями. Со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации №-П от ДД.ММ.ГГГГ, истица полагает, что размер её заработной платы должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Истица Коробченко Э.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, об уважительных причинах не сообщила, об отложении судебного заседания не просила, каких-либо возражений по иску в суд не направила.
Представитель ответчика - МБУ «ДОК «Таежный» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не просил, каких-либо возражений по иску в суд не направил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, каждый имеет право на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.
Согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 Трудового кодекса РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 133.1 Трудового кодекса РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть первая) для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть вторая); размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем (часть третья) и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть четвертая); месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 данного Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой статьи 133.1 данного Кодекса, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (часть одиннадцатая).
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации №-П от ДД.ММ.ГГГГ по делу «О проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8», взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации №-П от ДД.ММ.ГГГГ, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны; следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда; поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 408-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 376-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 164-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 460-ФЗ), минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ установлен в сумме 7800 рублей в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ – 9489 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ – 11163 рубля.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с ДД.ММ.ГГГГ размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в южных районах <адрес>, на территории которых применяются коэффициенты, лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Таким образом, указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Следовательно, размер ежемесячной заработной платы работника с учётом отработанного им времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ должен составлять не менее 12480 рублей (МРОТ в размере 7800 рублей +30% районный коэффициент в размере 2340 рублей + 30% надбавка за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории <адрес>, в размере 2340 рублей), с ДД.ММ.ГГГГ – в размере 15182,40 рублей (МРОТ в размере 9489 рублей +30% районный коэффициент в размере 2846,70 рублей + 30% надбавка за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории <адрес>, в размере 2846,70 рублей), с ДД.ММ.ГГГГ – в размере 17860,80 рублей (МРОТ в размере 11163 рубля +30% районный коэффициент в размере 3348,90 рублей + 30% надбавка за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории <адрес>, в размере 3348,90 рублей).
В судебном заседании установлено, что истица ФИО4 работала в МБУ «ДОК «Таежный» в должности повара на 1 ставку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно срочному трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, приказу работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ, приказу работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ; согласно срочному трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, приказу работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ, приказу работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из расчетных листов заработной платы истицы за 2017-2018 годы о начисленной заработной плате, норме и фактически отработанном рабочем времени следует, что за июль, август 2017 года, июнь, июль, август 2018 года недоначисленной заработной платы у истицы не имеется, так как начисленная заработная плата в указанные месяцы превышала минимальный размер оплаты труда, а именно: июль 2017 – 1) 12480 (МРОТ) : 26 дней (норма рабочего времени) х 3 дня (фактически отработанных на 1 ставку) = 1440 рублей (начислено 2952,48 рублей); 2) 12480 (МРОТ) : 26 дней (норма) х 10 дней (фактически отработано на 1,25 ставки) х 1,25 ставки = 6000 рублей (начислено 9803,65 рублей; август 2017 – 12480 (МРОТ) : 27 дней (норма рабочего времени) х 10 дней (фактически отработано) х1,25 ставки = 5777,78 рублей (начислено 9803,65 рублей); июнь 2018 – 17860,80 (МРОТ) : 25 дней (норма) х 8 дней (фактически отработано) = 5715,46 рублей (начислено 7960,52 рублей); июль 2018 – 17860,80 (МРОТ) :26 дней (норма) х 19 дней (фактически отработано) = 13052,12 рублей (начиселно16102,93 рублей); август 2018 - 17860,80 (МРОТ) : 27 дней (норма) х 10 дней (фактически отработано) = 6615,11 рублей (начислено 10049,18 рублей).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Коробченко Эльмиры Сабировны к Муниципальному бюджетному учреждению «Детский оздоровительный комплекс «Таежный» о взыскании задолженности по заработной плате за июнь, август 2017 года, июнь, июль, август 2018 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение одного месяца через Сухобузимский районный суд.
Судья
Копия верна:
Судья Сухобузимского
районного суда С.А. Кузнецова