именем Российской Федерации
р.п. Радищево 15 февраля 2012 года
Радищевский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Гобузова Д.С.,
при секретаре Родионовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нестерова М*Ф* к администрации муниципального образования Радищевское городское поселение Радищевского района Ульяновской области о признании решения жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и признании за ним права состоять на учете в администрации муниципального образования Радищевское городское поселение в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Нестеров М*Ф* обратился в Радищевский районный суд с иском к администрации МО Радищевское городское поселение Радищевского района Ульяновской области о признании решения жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и признании за ним права состоять на учете в администрации муниципального образования Радищевское городское поселение для обеспечения жильем в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий согласно Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В обоснование своих доводов Нестеров М.Ф. в исковом заявлении указал, что он обращался в администрацию МО Радищевское городское поселение с заявлением о постановке на учет для улучшения жилья, так как является инвалидом Великой Отечественной войны. Однако решением жилищной комиссии администрации № от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет ему было отказано в соответствии с п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ. Полагает, что отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является незаконным и необоснованным, так как в указанном выше протоколе указано, что семья заявителя состоит из 4 человек. Однако в администрацию обращался он один, а не семья сына – Н*В*М*, а в доме своего сына проживает временно. Указывает на неправомерность применения должностными лицами администрации МО Радищевское городское поселение правовых норм, установленных п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с тем, что на рассмотрение заявления его не приглашали, объяснения от него не получали, дополнительные документы не затребовали.
Дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором он временно проживает, принадлежит на праве собственности его родному сыну Н*В*М* и членам его семьи, а именно, супруге Н*В*С*, сыну Н*А*В*
Своего жилья он (Нестеров М.Ф.) не имеет, в связи с чем должностные лица администрации МО Радищевское городское поселение должны были поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Нестеров М.Ф. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле и извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель истца по доверенности - Мультюков Г.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, иск просил удовлетворить, указав при этом, что Нестеров М.Ф. является ветераном Великой Отечественной войны, в собственности жилья не имеет, проживает в доме сына, в связи с чем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. При рассмотрении заявления Нестерова М.Ф., жилищной комиссией не принималось во внимание то обстоятельство, что дом находится в собственности 4 человек, среди которых истец не значится. Учетная норма в размере 12 кв.м. принималась не правомерно, при решении вопроса обеспеченности Нестерова М.Ф. жилым помещением необоснованно был исключен один из собственников дома – Н*А*В*
Представители ответчика – администрации МО Радищевское городское поселение - Гусев А.В., Корнилова А.Д. исковые требования не признали, пояснив, что жилищная комиссия администрации МО Радищевское городское поселение по заявлению инвалида Великой Отечественной войны Нестерова М.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ провела обследование жилищно-бытовых условий по месту жительства заявителя, то есть в доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Проведенным обследованием установили, что Нестеров М.Ф. проживает и зарегистрирован в доме своего родного сына – Н*В*М* и членов его семьи, а именно, супруги Н*В*С*, сына Н*А*В* Дом состоит из 3 комнат и его общая площадь составляет 75,4 кв.м. На момент обследования в доме было зарегистрировано и проживало 4 человека. В доме имеется отопление, водопровод, санузел и канализация.
В связи с установленными данными жилищная комиссия пришла к выводу о том, что дом, в котором проживает Н*В*М*, благоустроен и пригоден для проживания.
По результатам рассмотрения заявления, Нестерову М.Ф. главой администрации МО Радищевское городское поселение Ф*И*А*, являющегося председателем жилищной комиссии, направлено уведомление, в котором было указано, что в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказано на основании п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ.
Определением Радищевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Представители данного Министерства в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему выводу.
Так, истец Нестеров М.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
С целью получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ Нестеров М.Ф. подготовил письменное заявление на имя Министра труда и социального развития Ульяновской области В*А*А* (л.д. 27). Данное заявление Нестеров М.Ф. направил в администрацию МО Радищевское городское поселение с целью постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
По заявлению Нестерова М.Ф. жилищной комиссией администрации МО Радищевское городское поселение ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование жилищно-бытовых условий в доме, расположенном по адресу: <адрес>, в котором проживает Нестеров М.Ф.
По результатам обследования ДД.ММ.ГГГГ членами жилищной комиссии составлен акт, в котором указано, что Нестеров М.Ф. проживает и зарегистрирован в доме сына – Н*В*М*, жилой дом общей площадью 75,4 кв.м., 3 комнаты. В доме зарегистрированы и проживают четыре человека: Н*В*М*, Н*В*С*, Н*А*В* и Нестеров М*Ф*. Отопление газовое, водопровод проведен, санузел и канализация имеются. Заключение – дом благоустроен, пригоден для проживания (л.д. 36).
В связи с установленными данными, в соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией администрации МО Радищевское городское поселение принято решение отказать Нестерову М.Ф. в постановке на очередь по обеспечению жильем ветеранов (л.д. 36-37).
Нестерову М.Ф. жилищной комиссией было направлено уведомление №, из которого следует, что ему отказано в постановке на учет по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (л.д. 7).
В соответствии с положениями, установленными в подпункте 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.
Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» полномочия по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем участников, членов семьи участников, инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с требованиями Федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны (далее - Порядок).
Согласно подпунктов «а,б» пункта 2 Порядка правом на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны.
В силу пункта 3 Порядка социальная выплата предоставляется инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшими на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также порядок принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен ст.ст. 51, 52 ЖК РФ.
Согласно правовых положений, установленных частями 3,4,5,6 статьи 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Указанные выше нормативно – правовые акты содержат указания на необходимость обеспечения жильем не всех участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и признаны таковыми в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Как установлено в ходе судебного заседания, Нестеров М.Ф. ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной миграционной службы по Ульяновской области в п.г.т. Павловка, в доме, расположенном по адресу: <адрес>, наряду с Нестеровым М.Ф. значатся зарегистрированными Н*В*М*, Н*В*С* и Н*А*В*
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной ОГУП БТИ Новоспасский филиал, следует, что на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано право собственности за Н*В*М*, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ №. Общая площадь домовладения составляет 102,65 кв.м., жилая площадь – 53,96 кв.м. (л.д. 118).
Решением Совета депутатов МО Радищевское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров (л.д. 81).
В этой связи ссылка представителя истца - Мультюкова Г.Н. о том, что при решение вопроса о признании Нестерова М.Ф. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий должностные лица администрации МО Радищевское городское поселение с учетом требований действующего законодательства должны были принять во внимание учетную норму в размере 18 кв.м. либо 33 кв.м., а не 12 кв.м., в судебном заседании не нашла своего подтверждения.
Кроме того, при решении вопроса об обеспеченности лиц, проживающих в доме, расположенном по <адрес>, учетной нормой в размере 12 кв.м., судом приняты во внимание данные ОГУП БТИ Новоспасский филиал, согласно которых собственником жилого дома, расположенного по указанному адресу, является только Н*В*М*
Сын Н*В*М* – Н*А*В* исходя из данных, предоставленных МРО ФМС РФ по Ульяновской области в п.г.т. Павловка, ДД.ММ.ГГГГ был снят с регистрационного учета и в настоящее время по данному адресу не проживает.
Согласно частям 1,2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Факт совместного проживания Нестерова М.Ф. с собственником жилого помещения – Н*В*М*, подтверждается показаниями свидетеля Н*В*С*, паспортными данными истца, выпиской из социального реестра, а также информацией, предоставленной МРО ФМС РФ по Ульяновской области в п.г.т. Павловка.
В свидетельстве о рождении Н*В*М* в графе «отец» указан Нестеров М*Ф* (л.д. 74).
При этом, из показаний свидетеля Н*В*С* следует, что Нестерова М.Ф. перевезли к ним в дом в связи с необходимостью проявления заботы к нему. В настоящее время в связи с совместным проживанием частично используются денежные средства Нестерова М.Ф., в том числе на приобретение продуктов питания.
С учетом изложенного, довод истца, указанный в исковом заявлении и поддержанный в судебном заседании представителем истца – Мультюковым Г.Н. о том, что решением жилищной комиссии Нестеров М.Ф. неправомерно причислен к составу семьи своего сына – Н*В*М* опровергается исследованными в ходе судебного заседания материалами дела.
В судебном заседании установлено, что Нестеров М.Ф. представил в администрацию МО Радищевское городское поселение с целью решения вопроса о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий перечень необходимых документов. По результатам обследования жилищно-бытовых условий, проведенного с выходом по месту расположению дома, а также на основании представленных документов был сделан вывод о пригодности дома для проживания. Факт пригодности дома для проживания истцом Нестеровым М.Ф. в исковом заявлении, а также его представителем – Мультюковым Г.Н. в судебном заседании не оспаривался.
В силу п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 2 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 указанной статьи.
В уведомлении жилищной комиссии № на имя Нестерова М.Ф. правовые основания отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий указаны.
В судебном заседании представители ответчика - администрации МО Радищевское городское поселение - Гусева А.В., Корнилова А.Д. показали, что обследование жилищно-бытовых условий проводилось с выходом по месту расположения дома заявителя. В исковом заявлении истцом Нестеровым М.Ф., а в судебном заседании представителем истца – Мультюковым Г.Н. обстоятельства осмотра жилого дома не оспаривались. Из показаний свидетеля Н*В*С* следует, что при осмотре дома членами жилищной комиссии не участвовала только она.
Анализ правовых норм, установленных ст. 52 ЖК РФ, Положением о жилищной комиссии МО Радищевское городское поселение, свидетельствуют о том, что факт не присутствия Нестерова М.Ф. на заседании жилищной комиссии, не влечет за собой его обязательное признание незаконным.
Нарушений порядка и процедуры принятия решения по заявлению Нестерова М.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ со стороны членов жилищной комиссии установлено не было.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец Нестеров М.Ф. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как проживает как член семьи собственника в доме с жилой площадью 53.96 кв.м., а с учетом лиц, зарегистрированных в доме (4 человека), на истца приходится жилая площадь размером 13,49 кв.м., то есть не менее учетной нормы, размер которой составляет 12 кв.м.
При таких обстоятельствах суд принимает решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца Нестерова М.Ф. в полном объеме.
Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.12,56,98,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Нестерова М*Ф* к администрации муниципального образования Радищевское городское поселение Радищевского района Ульяновской области о признании решения жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и признании за ним права состоять на учете в администрации муниципального образования Радищевское городское поселение Радищевского района Ульяновской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Д.С. Гобузов