Дело № 2-2420/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Щелково 13 мая 2014 года
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Ванеевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Макаровой А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Палеха С. Е., Палеха Л. П., Палеха Г. С., Палеха Я. С. к Министерству обороны РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,
УСТАНОВИЛ
Истцы обратились в Щелковский городской суд с иском к Министерству обороны РФ о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма.
В обоснование иска указали, что с 1997 года Палеха С. Е. проходил военную службу по контракту в ВВА им. Ю. А. Гагарина.
Приказом начальника ВВА № 08-ПМ от 26. 06. 2001 года уволен с военной службы в запас досрочно.
Приказом начальника ВВА № 312 от 08. 08. 2001 года исключен из списков личного состава академии.
На день окончания военной службы общая продолжительность военной службы составила 18 лет, в льготном исчислении – 22 года 7 месяцев.
Перед увольнением с военной службы Палеха С. Е. решением жилищной комиссии академии для постоянного проживания, на состав семьи из четырех человек, была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Спорное жилое помещение было включено в разряд служебных жилых помещений на основании распоряжения Главы администрации Щелковского района от 23. 02. 2001 года № 159.
Считают, что порядок предоставления жилого помещения в качестве служебного, установленный жилищным законодательством, был нарушен, в связи с чем, спорная квартира изначально не является служебной и к пользованию ею должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений социального использования, в том числе в части, касающейся права на ее приватизацию.
В судебном заседании представитель истцов Дарченко Е. Н., действующий на основании доверенности (копия в деле), требования поддержал по изложенным основаниям.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен. Определением суда постановлено рассматривать дело в его отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В Определении Конституционного Суда РФ от 14.12.1999 N 229-О указано, что «…судам, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого режима, надлежит исходить не только из формального решения о целевом назначении данного помещения, но и из практики и перспектив его целевого использования, наличия соответствующей инфраструктуры, единства статуса жилого фонда социального использования, волеизъявления граждан пожилого возраста и инвалидов на предоставление им жилых помещений из фонда социального использования при заключении с ними соответствующих договоров жилищного найма и т.д. Проверяя в каждом конкретном случае обоснованность ограничения права гражданина на приватизацию жилого помещения».
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ).
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Из изложенного следует, что статус жилого помещения не определяется видом договора или ордером на его занятие, жилое помещение может считаться отнесенным к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда только после того, как соответствующее решение принято уполномоченным на то органом, в соответствии с установленной процедурой действующего законодательства.
Таким образом, в случае несоблюдения порядка включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к этому жилому помещению не может применяться
правовой режим, предусмотренный для жилых помещений специализированного жилищного фонда.
То есть, к жилым помещениям, не отнесенным надлежащим образом к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений социального использования.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. Аналогичное положение закреплено в ст. 92 ЖК РФ.
Таким образом, статус жилого помещения должен быть определен до его распределения и предоставления.
В силу ст. 105 ЖК РСФСР предоставление жилого помещения в качестве служебного возможно только после включения его в число служебных жилых помещений.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Палеха С. Е. являлся военнослужащим. С 1997 года Палеха С. Е. проходил военную службу по контракту в ВВА им. Ю. А. Гагарина.
Приказом начальника ВВА № 08-ПМ от 26. 06. 2001 года уволен с военной службы в запас досрочно.
Приказом начальника ВВА № 312 от 08. 08. 2001 года исключен из списков личного состава академии (л. д. 19).
На день окончания военной службы общая продолжительность военной службы составила 18 лет, в льготном исчислении – 22 года 7 месяцев.
Перед увольнением с военной службы Палеха С. Е. решением жилищной комиссии академии № 11 для постоянного проживания, на состав семьи из четырех человек, была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес> (л. д. 25).
Палеха С. Е. является нанимателем спорного жилого помещения, Палеха Л. П. (жена), Палеха Г. С. (дочь), Палеха Я. С. (сын), членами его семьи, что подтверждается копией выписки из домовой книги, копией финансового лицевого счета, копией талона к ордеру (л. д. 16 – 18).
Данная квартира была включена в число служебных жилых помещений на основании распоряжения Главы администрации Щелковского района от 23. 02. 2001 года № 159 р (л. д. 30).
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, спорное жилое помещение должно было быть зарегистрировано в качестве такого в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Между тем, сведения о зарегистрированных правах на квартиру в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д. 41).
Таким образом, в связи с отсутствием отношений по прохождению военной службы между истцом и собственником жилого помещения и исключением военного городка из перечня закрытых военных городков, истец занимает спорное жилое помещение на условиях социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Таким образом, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Соответственно граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
При этом отсутствие договора социального найма, как и то обстоятельство, что служебные жилые помещения в нарушение установленного порядка не были переданы в муниципальную собственность, не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления предприятиями и органами местного самоуправления соответствующих документов.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ нуждающимся в жилых помещениях.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Однако, до настоящего времени договор социального найма и истцами не заключен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Палеха С. Е., Палеха Л. П., Палеха Г. С., Палеха Я. С. - удовлетворить.
Признать за Палеха Сергеем Евгеньевичем, Палеха Ларисой Петровной, Палеха Галиной Сергеевной, Палеха Ярославом Сергеевичем право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья Н.В. Ванеева