Мотивированное решение по делу № 3а-5274/2020 от 02.10.2020

Дело № 3А-5274/2020

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

09 ноября 2020 года          г. Москва

 

Московский городской суд в составе

председательствующего судьи Сибул Ж.А.

при секретаре Гриценко В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «ПрофБизнес» об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной стоимости,

 

УСТАНОВИЛ:

 

  Общество с ограниченной ответственностью «ПрофБизнес» обратилось с административным иском в Московский городской суд, в котором просит установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером * общей площадью 99,3 кв.м по адресу * в размере 4 040 000 рублей по состоянию на 01 января 2016 года на основании отчета об оценке от 23.12.2019 года № 11-12-Н/19, подготовленного ООО «Консалтинговая группа «Венатэль».

 В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанного нежилого помещения, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2016 года установлена в размере 18 354 195,93 руб.

Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости и являющейся архивной кадастровой стоимости нежилого помещения его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Представитель административного истца Девятов П.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы Ладугина Е.Д. против удовлетворения административного иска возражала.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.

Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером * общей площадью 99,3 кв.м по адресу *, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т. 1, л.д. 9-10).

В отношении названного нежилого помещения установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 18 354 195,93 руб. (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости – т. 1, л.д. 9-10).

  Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Частью 10 названной статьи предусмотрено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

          Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ, действовавшей в период действия оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости), предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

          В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

          В соответствии с абзацем 3 пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, действовавшей в период действия оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

 В силу частей 1 и 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

 Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

 Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

  Как следует из представленных материалов, административный истец оспаривает результаты определения кадастровой стоимости, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП «Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г.».

  Результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства утверждены по состоянию на 1 января 2016 года, названная государственная кадастровая оценка применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года.

            Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29.11.2018 N 40557 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 г.» утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и сооружений, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2018 г., которые применяются к отношениям, возникающим с 1 января 2019 года.

  Следовательно, административным истцом оспариваются результаты государственной кадастровой оценки, действовавшие в 2017 и 2018 году.

  В Комиссию с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости нежилого помещения, определенной постановлением от 26.12.2016 N 937-ПП, общество обратилось 27 августа 2020 года (уведомлением от 01 сентября 2020 года обществу отказано в принятии документов на Комиссию), в суд - 29 сентября 2020 года, следовательно, на момент указанных обращений действовала новая кадастровая стоимость объекта, оспариваемая кадастровая стоимость являлась архивной.

   Из прямого указания ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию лишь в ограниченный период, а именно: с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

  При таких обстоятельствах административный истец имел возможность обратиться в 2017 и в 2018 году в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости здания на предмет установления рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. Однако административный истец обратился в Комиссию с данным заявлением лишь в 2020 г.

Таким образом, в случае удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью «ПрофБизнес» о пересмотре кадастровой стоимости, сведения о новой кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером * могли бы быть применены для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, только с 1 января 2020 года, то есть года, в котором административный истец обратился с заявлением в Комиссию и в суд.

 

В соответствии с п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год. При этом согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении принадлежащих налогоплательщику объектов определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.

Оспариваемая кадастровая стоимость спорного объекта недвижимого имущества в размере 18 354 195,93 руб. была определена по состоянию на 1 января 2016 года и применялась для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с 1 января 2017 года до 31 декабря 2018 года, а, следовательно, применяется при расчете налога, подлежащего уплате налогоплательщиком за налоговый период 2017 и 2018 года.

  Довод административного истца о том, что об измененной кадастровой стоимости представитель административного истца узнал от налогового органа, получив в 2020 году требования об уплате налога, пени, штрафа, а также решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13 июля 2020 года, суд находит несостоятельным.

  В соответствии со статьями 44, 45, 343 Налогового кодекса РФ плательщиком налога на имущество является организация, которая обязана самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

  Следовательно, последствия ненадлежащего исполнения обязанности по исчислению и уплате налога на имущество организации за 2017-2018 г. возлагаются на налогоплательщика, в данном случае на административного истца, и не свидетельствуют об актуальности архивной кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества. Взыскание с организации за указанный период суммы недоимки, пени, штрафа и привлечение к налоговой ответственности является следствием нарушения налогоплательщиком своих обязательств, а не следствием применения архивной кадастровой стоимости.

            Таким образом, для общества с ограниченной ответственностью «ПрофБизнес»   обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости нежилого помещения, действовавшей в 2017 и 2018 году, не порождает юридических последствий, поскольку возможное изменение указанной кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, могло бы иметь значение только с 1 января 2020 года (календарный год, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости), но на указанный период определена новая кадастровая оценка, подлежащая учету.

   Данное обстоятельство исключает возможность применения кадастровой стоимости, пересмотренной на основании заявления, поданного в 2020 году, к правоотношениям по исчислению налога за 2017 и 2018 годы.

При таких обстоятельствах у суда оснований для удовлетворения заявленных обществом с ограниченной ответственностью «ПрофБизнес» требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

РЕШИЛ:

 

 В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «ПрофБизнес» об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.

 

 

Судья

Московского городского суда                                              Ж.А. Сибул 

 

 

 

Решение в окончательной форме изготовлено 20 ноября 2020 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

3а-5274/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 09.11.2020
Истцы
ООО "ПрофБизнес"
Ответчики
Правительство Москвы
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Департамент городского имущества города Москвы
Суд
Московский городской суд
Судья
Сибул Ж.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
20.11.2020
Мотивированное решение
09.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее