Дело № 2- 5506/07
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 марта 2018 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сапрыкиной И.А.,
при секретаре Селищевой Я.А.,
с участием:
истца Маслова Н.Е.,
представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Перцева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда заявление ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» об изменении порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 19.12.2007г. по гражданскому делу по иску Маслова Николая Егоровича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании недополученных сумм ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначении и выплате ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью,
у с т а н о в и л :
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 19.12.2007 года удовлетворены исковые требования Маслова Н.Е. к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании недополученных сумм ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначении и выплате ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, удовлетворены. На ответчика возложена обязанность назначить и выплачивать Маслову Н.Е. с 01.10.2007г. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1277 (одна тысяча двести семьдесят семь) руб. 39 коп., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства; назначить и выплачивать Маслову Н.Е. с 01.10.2007г. ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью в размере 2294 (две тысячи двести девяносто четыре) руб. 89 коп., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства. Кроме того, указанным решением с Военного комиссариата Воронежской области за счет средств федерального бюджета в пользу Маслова Н.Е. взысканы недоплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 67591 руб. 62 коп..; недоплаченные суммы ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 8991 руб. 63 коп., итого: 76583 (семьдесят шесть тысяч пятьсот восемьдесят три) руб. 25 коп. Указанное решение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.
Ответчик ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» обратился в суд с данным заявлением, просит частично изменить порядок исполнения решения суда, указав на обязанность ответчика производить ежегодную индексацию назначенных к выплате сумм, получаемых истцом по решению суда исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Перцев А.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании истец Маслов Н.Е. при рассмотрении указанных требований полагался на усмотрение суда.
Судебный пристав - исполнитель РОСП Центрального района г. Воронежа в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявление об изменении способа и порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 19.12.2007г., подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
изменение способа и порядка исполнения решения суда предусмотрено ст. ст. 203, 434 ГПК РФ.
По смыслу названных норм, изменение порядка исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, либо свидетельствующих о невозможности исполнить его тем способом, который указан в решении суда. Изменение решения суда по существу не допускается.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 17 июня 2010 года № 869-О-О, положения ст. 433 ГПК РФ устанавливают порядок разъяснения исполнительного документа в тех случаях, когда он содержит неясности, затрудняющие исполнение вступившего в законную силу судебного решения, и направлены на защиту прав лиц, участвующих в деле, в том числе права на своевременное и правильное исполнение судебного решения. Устранение неясностей, содержащихся в исполнительном документе, путем его разъяснения судом в целях обеспечения защиты прав лиц, участвующих в деле, не может быть направлено на изменение правоотношений, установленных соответствующим решением, поскольку это требует изменения содержания самого судебного решения.
Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения является одним из способов устранения его недостатков. Оно производится в случае его неясности, противоречивости и нечеткости, затрудняющих исполнение решения.
Суд считает, что выплачиваемые в настоящее время Маслову Н.Е. денежные средства в счет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление значительно превышают установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций.
Исходя из действующего законодательства, индексация указанных выплат должна производиться ежегодно, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, но после достижения одинакового размера компенсационных выплат, установленных законом для указанной категории граждан и получаемых Масловым Н.Е.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленным в силу статьи 1 на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации. Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены статьей 15 и статьей 40 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 данного Закона.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997г. сформулирована правовая позиция, согласно которой факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Частью 3 статьи 5 названного Закона (в редакции Федерального закона от 26.04.2004г. № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ от 15.05.1991г. № 1244-1, были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб. Одновременно пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 07.08.2000г. № 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью - инвалидам I и II группы в размере 500 руб., III группы - 400 руб.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002г. № 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Во исполнение требований закона, Правительство РФ ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 размеров компенсаций и иных выплат, которыми устанавливаются коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002г. по 31.05.2004г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. № 847, от 07.05.2005г. № 292, от 25.04.2006г. № 246, от 21.03.2007г. № 171, от 21.12.2007г. № 914 (ред. от 24.12.2008г.), от 21.12.2007г. № 914 (ред. от 07.07.2009г.), от 16.12.2009г. № 1024, от 21.12.2010г. № 1079, от 08.12.2011г. № 1019, от 04.12.2012 г. № 1255, от 19.12.2013г. № 1189 и от 18.12.2014г. № 1411 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным законом установлены коэффициенты индексации за соответствующий период.
Согласно решению суда выплачиваемая Маслову Н.Е. ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составляет 1277,39 руб., ежегодная компенсация в счет возмещения вреда здоровью – 2294,89 руб.
Таким образом, в настоящий момент размер выплачиваемых Маслову Н.Е. на основании решения суда компенсационных выплат значительно превышает их размер относительно соответствующих выплат с учетом индексации, произведенной в установленном Правительством РФ порядке, что свидетельствует о неравном положении истца в сравнении с иными лицами, которым военкомат такие компенсационные выплаты производит самостоятельно на основании соответствующего постановления Правительства РФ. Учитывая правовую природу указанных компенсационных выплат, являющихся гарантией социальной защиты, суд приходит к выводу, что установление их размера для одной категории граждан должно быть единым. Иной подход противоречит ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав человека и гражданина.
В этой связи суд соглашается с правовой позицией заявителя о том, что Маслову Н.Е. индексацию вышеуказанных выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный в предусмотренном соответствующим постановлением Правительства РФ порядке, достигнет размера получаемых истцом выплат.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что имеются основания, предусмотренные ст. 203 ГПК РФ для удовлетворения заявления об изменении порядка исполнения вступившего в законную силу решения суда. При этом, суд не изменяет существо принятого ранее судебного постановления, выводы суда основаны на положениях ч. 3 ст. 5 базового Закона, предусматривающей принципы индексации соответствующих выплат, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Суд считает, что выплачиваемые в настоящее время Маслову Н.Е. денежные средства в счет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление значительно превышают установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций. Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный суд РФ, основания для отсрочки, рассрочки или изменения порядка и способа исполнения судебного акта должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка либо изменение порядка исполнения решения суда должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, а так же с учетом конкретных обстоятельств дела, суд считает, что изменение порядка исполнения судебного акта, о котором просит ответчик, будет соответствовать конституционному принципу справедливости. Конституционное право истца на возмещение вреда здоровью нарушено не будет, так как размер производимых ему выплат останется прежним, порядок же индексации будет приведен в соответствие с действующим законодательством. При этом, частичное изменение порядка и способа исполнения судебного акта восстановит баланс прав и законных интересов должника и взыскателя, предоставив возможность должнику осуществлять назначенные судом выплаты в возмещение вреда здоровью истца с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета, предусмотренных законом на эти цели.
Руководствуясь ст.ст. 203, 224-225, 434 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л :
Заявление ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» об изменении порядка и способа исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 19 декабря 2007 года, удовлетворить.
Частично изменить порядок и способ исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 19 декабря 2007 года.
Обязать ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначенных Маслову Николаю Егоровичу, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом и получаемых Масловым Николаем Егоровичем по решению Центрального районного суда г. Воронежа от 19 декабря 2007 года.
На определение может быть подана частная жалоба в течение пятнадцати дней в Воронежский областной суд, через Центральный районный суд г. Воронежа.
Судья И.А.Сапрыкина
Дело № 2- 5506/07
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 марта 2018 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сапрыкиной И.А.,
при секретаре Селищевой Я.А.,
с участием:
истца Маслова Н.Е.,
представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Перцева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда заявление ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» об изменении порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 19.12.2007г. по гражданскому делу по иску Маслова Николая Егоровича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании недополученных сумм ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначении и выплате ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью,
у с т а н о в и л :
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 19.12.2007 года удовлетворены исковые требования Маслова Н.Е. к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании недополученных сумм ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначении и выплате ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, удовлетворены. На ответчика возложена обязанность назначить и выплачивать Маслову Н.Е. с 01.10.2007г. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1277 (одна тысяча двести семьдесят семь) руб. 39 коп., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства; назначить и выплачивать Маслову Н.Е. с 01.10.2007г. ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью в размере 2294 (две тысячи двести девяносто четыре) руб. 89 коп., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства. Кроме того, указанным решением с Военного комиссариата Воронежской области за счет средств федерального бюджета в пользу Маслова Н.Е. взысканы недоплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 67591 руб. 62 коп..; недоплаченные суммы ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 8991 руб. 63 коп., итого: 76583 (семьдесят шесть тысяч пятьсот восемьдесят три) руб. 25 коп. Указанное решение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.
Ответчик ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» обратился в суд с данным заявлением, просит частично изменить порядок исполнения решения суда, указав на обязанность ответчика производить ежегодную индексацию назначенных к выплате сумм, получаемых истцом по решению суда исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Перцев А.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании истец Маслов Н.Е. при рассмотрении указанных требований полагался на усмотрение суда.
Судебный пристав - исполнитель РОСП Центрального района г. Воронежа в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявление об изменении способа и порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 19.12.2007г., подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
изменение способа и порядка исполнения решения суда предусмотрено ст. ст. 203, 434 ГПК РФ.
По смыслу названных норм, изменение порядка исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, либо свидетельствующих о невозможности исполнить его тем способом, который указан в решении суда. Изменение решения суда по существу не допускается.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 17 июня 2010 года № 869-О-О, положения ст. 433 ГПК РФ устанавливают порядок разъяснения исполнительного документа в тех случаях, когда он содержит неясности, затрудняющие исполнение вступившего в законную силу судебного решения, и направлены на защиту прав лиц, участвующих в деле, в том числе права на своевременное и правильное исполнение судебного решения. Устранение неясностей, содержащихся в исполнительном документе, путем его разъяснения судом в целях обеспечения защиты прав лиц, участвующих в деле, не может быть направлено на изменение правоотношений, установленных соответствующим решением, поскольку это требует изменения содержания самого судебного решения.
Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения является одним из способов устранения его недостатков. Оно производится в случае его неясности, противоречивости и нечеткости, затрудняющих исполнение решения.
Суд считает, что выплачиваемые в настоящее время Маслову Н.Е. денежные средства в счет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление значительно превышают установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций.
Исходя из действующего законодательства, индексация указанных выплат должна производиться ежегодно, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, но после достижения одинакового размера компенсационных выплат, установленных законом для указанной категории граждан и получаемых Масловым Н.Е.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленным в силу статьи 1 на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации. Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены статьей 15 и статьей 40 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 данного Закона.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997г. сформулирована правовая позиция, согласно которой факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Частью 3 статьи 5 названного Закона (в редакции Федерального закона от 26.04.2004г. № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ от 15.05.1991г. № 1244-1, были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб. Одновременно пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 07.08.2000г. № 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью - инвалидам I и II группы в размере 500 руб., III группы - 400 руб.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002г. № 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Во исполнение требований закона, Правительство РФ ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 размеров компенсаций и иных выплат, которыми устанавливаются коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002г. по 31.05.2004г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. № 847, от 07.05.2005г. № 292, от 25.04.2006г. № 246, от 21.03.2007г. № 171, от 21.12.2007г. № 914 (ред. от 24.12.2008г.), от 21.12.2007г. № 914 (ред. от 07.07.2009г.), от 16.12.2009г. № 1024, от 21.12.2010г. № 1079, от 08.12.2011г. № 1019, от 04.12.2012 г. № 1255, от 19.12.2013г. № 1189 и от 18.12.2014г. № 1411 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным законом установлены коэффициенты индексации за соответствующий период.
Согласно решению суда выплачиваемая Маслову Н.Е. ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составляет 1277,39 руб., ежегодная компенсация в счет возмещения вреда здоровью – 2294,89 руб.
Таким образом, в настоящий момент размер выплачиваемых Маслову Н.Е. на основании решения суда компенсационных выплат значительно превышает их размер относительно соответствующих выплат с учетом индексации, произведенной в установленном Правительством РФ порядке, что свидетельствует о неравном положении истца в сравнении с иными лицами, которым военкомат такие компенсационные выплаты производит самостоятельно на основании соответствующего постановления Правительства РФ. Учитывая правовую природу указанных компенсационных выплат, являющихся гарантией социальной защиты, суд приходит к выводу, что установление их размера для одной категории граждан должно быть единым. Иной подход противоречит ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав человека и гражданина.
В этой связи суд соглашается с правовой позицией заявителя о том, что Маслову Н.Е. индексацию вышеуказанных выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный в предусмотренном соответствующим постановлением Правительства РФ порядке, достигнет размера получаемых истцом выплат.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что имеются основания, предусмотренные ст. 203 ГПК РФ для удовлетворения заявления об изменении порядка исполнения вступившего в законную силу решения суда. При этом, суд не изменяет существо принятого ранее судебного постановления, выводы суда основаны на положениях ч. 3 ст. 5 базового Закона, предусматривающей принципы индексации соответствующих выплат, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Суд считает, что выплачиваемые в настоящее время Маслову Н.Е. денежные средства в счет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление значительно превышают установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций. Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный суд РФ, основания для отсрочки, рассрочки или изменения порядка и способа исполнения судебного акта должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка либо изменение порядка исполнения решения суда должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, а так же с учетом конкретных обстоятельств дела, суд считает, что изменение порядка исполнения судебного акта, о котором просит ответчик, будет соответствовать конституционному принципу справедливости. Конституционное право истца на возмещение вреда здоровью нарушено не будет, так как размер производимых ему выплат останется прежним, порядок же индексации будет приведен в соответствие с действующим законодательством. При этом, частичное изменение порядка и способа исполнения судебного акта восстановит баланс прав и законных интересов должника и взыскателя, предоставив возможность должнику осуществлять назначенные судом выплаты в возмещение вреда здоровью истца с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета, предусмотренных законом на эти цели.
Руководствуясь ст.ст. 203, 224-225, 434 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л :
Заявление ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» об изменении порядка и способа исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 19 декабря 2007 года, удовлетворить.
Частично изменить порядок и способ исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 19 декабря 2007 года.
Обязать ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначенных Маслову Николаю Егоровичу, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом и получаемых Масловым Николаем Егоровичем по решению Центрального районного суда г. Воронежа от 19 декабря 2007 года.
На определение может быть подана частная жалоба в течение пятнадцати дней в Воронежский областной суд, через Центральный районный суд г. Воронежа.
Судья И.А.Сапрыкина