Решение по делу № 2-66/2020 ~ М-45/2020 от 27.02.2020

Дело № 2-66/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Калманка                                                                                               13 мая 2020 года

Калманский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего, судьи Федоровой Н.А.

при секретаре Дорн В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Романовой Т. А., Романова С. М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> о признании незаконным отказа в установлении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Романова Т.А., Романов С.М. обратились с иском в суд к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе о признании незаконным отказа в установлении пенсии по случаю потери кормильца, назначении указанной пенсии, начиная с 25.11.2019г.. Данные требования мотивировали тем, что являются получателями пенсии по старости. 25.04.2018г. при исполнении обязанностей военной службы умер их сын Романов С.С.. 25.11.2019г. истцы обратились с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе о назначении второй пенсии по случаю потери кормильца. Ответами № 933 и №966 от 06.12.2019г. в назначении пенсии было отказано на том основании, что смерть их сына Р. наступила в период прохождения военной службы по контракту, а не по призыву. Данные решения истцы считают незаконными, полагая их противоречащими Закону РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей», Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В судебном заседании истцы поддержали исковые требования.

Представитель ответчика по исковым требованиям возражала, указав, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе является неуполномоченным лицом для назначения указанной пенсии, что и послужило отказом в ее назначении, а также полагает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку вопрос о назначении второй пенсии по потере кормильца относится к полномочиям военных комиссариатов.

Истцы произвести замену ответчика отказались, подав уточненное исковое заявление, в котором требования о назначении пенсии по потере кормилица заявлялись к двум ответчикам Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе и Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Алтайского края», при этом основания иска не изменились.

Уточненное исковое заявление принято судом.

В судебном заседании истцы на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали, полагая возможным суду определить надлежащего ответчика.

Извещенный надлежащим образом ответчик ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» своего представителя в суд не направил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал. Согласно письменного отзыва, по заявленным требованиям возражал, указав, что льготная пенсия о назначении которой настаивают истцы, подлежит назначению родственникам лиц, погибших в результате «военной травмы». Заключением комиссии военных экспертов в качестве причины смерти Р. «военная травма» не установлена.

Извещенный надлежащим образом ответчик ГУ УПФР в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края своего представителя в суд не направил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.

С учетом надлежащего извещения участников процесса, мнения явившихся истцов о возможности проведения судебного заседания в отсутствие ответчиков, а также в связи с ситуацией о возможном распространении на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, с участием истцов.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно пп.3 п.3 ст.3 Закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на одновременное получение двух пенсий предоставляется родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий).

Работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в п.1 ст.8 вышеназванного Закона (в том числе, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации), и их семей в соответствии со ст. 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном настоящим Законом.

В пункте "а" ст. 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 закреплено, что к инвалидам из числа лиц, указанных в ст. 1 названного закона, относятся инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного ч. 1 ст. 18 данного закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг.

Статьей 28 этого же закона предусмотрено, что пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в ст. 1 данного закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при соблюдении условия, указанного в ч. 1 ст. 18 этого закона), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.

Из приведенных выше нормативных положений следует, что для назначения пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях по ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 родителями лиц, указанных в ст. 1 этого закона, требуется не только достижение соответствующего возраста (55 лет для мужчин и 50 лет для женщин), но и наличие такого обязательного условия, как наступление смерти кормильца вследствие военной травмы, которой признается ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные данными лицами при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

В силу п.2 ч.1 ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» Военно-врачебная экспертиза проводится в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).

Порядок определения причинной связи заболеваний военнослужащих и граждан, проходивших военную службу, установлен Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. №565 (далее Положение).

Согласно п.94 Положения военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи заболеваний со следующими формулировками:

а) "военная травма":

если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

если заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетных топлив и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности;

если увечье, заболевание получено в период пребывания освидетельствуемого в составе действующей армии в годы гражданской войны, Великой Отечественной войны, на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году, во время советско-финляндской войны 1939 - 1940 годов, в период боевых действий в Западной Белоруссии и на Западной Украине в 1939 году, в боях у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939 году, во время войны с Японией 1945 года, а также в боевых операциях по ликвидации националистического подполья (бандитизма) на территориях Украинской ССР, Белорусской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. (при наличии удостоверения участника войны), во время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), либо если имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до указанных событий, либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами и особенностями течения заболевания, позволяющими отнести начало заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях;

если заболевание возникло у освидетельствуемого в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период прохождения военной службы (приравненной службы) в государстве, где велись боевые действия (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, или если имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до указанных событий, или если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами и особенностями течения заболевания, позволяющими отнести начало заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях (при данных условиях);

если заболевание вирусным гепатитом, синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом) или ВИЧ-инфицирование возникло у освидетельствуемого в период нахождения на лечении вследствие хирургического вмешательства (медицинской манипуляции), а у освидетельствуемого из числа медицинских работников - вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) вследствие укуса насекомого, пресмыкающегося или телесного повреждения, нанесенного животным;

если у военнослужащего, гражданина, проходящего приравненную службу, возникло поствакцинальное осложнение, вызванное профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям;

б) "заболевание получено в период военной службы":

если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов либо в указанный период имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до призыва на военную службу, военные сборы, поступления на военную службу (приравненную службу) по контракту, службу в органы и организации прокуратуры, а также при хроническом, медленно прогрессирующем заболевании, диагностированном после увольнения с военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, если медицинские документы и особенности течения заболевания позволяют отнести начало заболевания к периоду прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов;

если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (приравненной службы), военных сборов в воинских частях, органах или учреждениях, не входивших в состав действующей армии, либо до его убытия в государство, где велись боевые действия, и военная служба (приравненная служба) в этом государстве не привела к прогрессированию (утяжелению течения) заболевания;

если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

если увечье, заболевание получено в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов, но на момент освидетельствования документы об обстоятельствах получения увечья, заболевания отсутствуют.

Таким образом, Положением определено, что заключение военно-врачебной комиссии в формулировке «военная травма» может быть вынесено при ранениях, контузиях, травмах, полученных военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы, а также при заболеваниях, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующею излучения, компонентов ракетных топлив и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся кхимическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерногоизлучения, микроорганизмов I и II групп патогенности, вследствие укуса насекомого, пресмыкающегося или телесного повреждения, нанесенного животным, и если возникло поствакцинальное осложнение, вызванное профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям.

    При заболеваниях, за исключением вышеуказанных, диагностированных у военнослужащих в период прохождения военной службы, заключение о причинной связи заболевания с военной службой выносится в формулировке «заболевание получено в период военной службы».

    Материалами дела установлено, что Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проходил военную службу по контракту в войсковой части <адрес>, в должности командира взвода аэрозольного противодействия роты аэрозольного противодействия батальона огнеметного и аэрозольного противодействия. С ДД.ММ.ГГГГ Р. исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ., которая наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы, что следует из выписок из приказов командира войсковой части ....... от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 11, 100-101).

    Согласно заключению военно-врачебной комиссии отдела (<адрес>) филиала ФГКУ «Главный центр военно-врачебной экспертизы» Министерства обороны Российской Федерации от 06.02.2019г., заболевание капитана Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., «.......», приведшее к смерти ДД.ММ.ГГГГ. – заболевание получено в период военной службы (л.д. 102, 108-113).

    Как следует из свидетельства о рождении на имя Р., Романова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Романов С.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются родителями Р., умершего ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 12) Указанные лица являются получателями страховой пенсии по старости (л.д. 6,7)

    25.11.2019г. истцы обратились в УПФР в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края с заявлением о назначении им и выплате пенсии по случаю потери кормильца – военнослужащего Р.. Решениями от 06.12.2019г. за и 996 в назначении пенсии было отказано на том основании, что Р. проходил военную службу не по призыву, а по контракту (л.д. 6, 7)

    При обращении в ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» с аналогичными заявлениями, последний раз 23.03.2020г., в назначении пенсии было отказано на том основании, что смерть военнослужащего Р. наступила не в результате «военной травмы»

    Из пояснений истца Романовой Т.А. следует, что она является матерью Р., умершего ДД.ММ.ГГГГ.. После его смерти она и ее супруг неоднократно обращались в военный комиссариат Алтайского края за получением льгот, связанных со смертью сына в период прохождения им военной службы и связанной с исполнением обязанностей военной службы, однако на все заявления получали отказ. Только по решению суда им удалось получить денежную компенсацию. Аналогичная ситуация складывается и с получением пенсии по случаю потери кормильца. Она и ее супруг полагают, что их сын умер в результате военной травмы, поскольку установленное у него заболевание появилось как осложнение после введения ему вакцины от сибирской язвы, несмотря на многократные лечения в госпиталях, Р. отправляли на полевые учения, в связи с чем заболевание прогрессировало, а в итоге наступила его смерть.

    Оценив исследованные в судебном заседании материалы дела, суд оснований для удовлетворения иска не усматривает.

    Как указано в возражениях ответчика - ГУ УПФР в г. Алейске и Алейском районе, указанный пенсионный орган не является уполномоченным органом по назначению пенсии в рассматриваемой ситуации, поскольку Р. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.

    Не смотря на пояснения истца Романовой Т.А. о том, что смерть ее сына наступила в результате военной травмы, доказательств этому не представлено, наоборот, опровергается исследованными материалами дела, в том числе приобщенными по ее ходатайству.

    Как следует из материалов дела, заключение военно-врачебной комиссии Романовой Т.А. оспаривалось в судебном порядке, исковые требования оставлены без удовлетворения, решение вступило в законную силу.

    Ссылка истцов в иске на п. «а» ст. 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" о том, что смерть Р. получена от заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, является несостоятельной, поскольку п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе четко регламентирует случаи приобретения заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, и относящиеся к военной травме. Данных случаев выводами экспертов не установлено, не предоставлено доказательств этому и истцами.

    Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 04.09.2019г. преюдициальным для разрешения настоящего спора не является, поскольку основания назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации и пенсии по случаю потери кормильца отличны.

На основании изложенного, суд полагает правильным иск Романовой Т.А. и Романова С.М. о признании незаконными решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> от и от ДД.ММ.ГГГГ, и решения Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» от 24.03.2020г. об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца оставить без удовлетворения. Поскольку иск Романовой Т.А. и Романова С.М. о признании решений уполномоченных пенсионных органов суд оставляет без удовлетворения, не подлежат удовлетворению и производные от него требования о назначении пенсии по случаю потери кормильца.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Романовой Т. А., Романова С. М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Алтайского края» о признании незаконным отказа в установлении пенсии - оставить без удовлетворения.

             Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Калманский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья                                                                 Н.А. Федорова

Мотивированное решение изготовлено 15.05.2020г.

2-66/2020 ~ М-45/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Романова Татьяна Анатольевна
Романов Сергей Михайлович
Ответчики
Военный комиссариат Алтайского края
ГУ-УПФ РФ в г.Алейске и Алейском районе Алтайского края
Суд
Калманский районный суд Алтайского края
Судья
Федорова Наталья Александровна
Дело на странице суда
kalmansky--alt.sudrf.ru
27.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2020Передача материалов судье
02.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2020Дело оформлено
15.09.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее