Дело №2-1850/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2017 года г.Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре Лёвине Е.В., с участием представителя истца старшего помощника прокурора Нахимовского района города Севастополя Нейкова А.И., представителя ответчика Данилина Д.В., Симоновой М.В., представителей третьего лица Гайдукевич А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Нахимовского района г.Севастополя к Государственному бюджетному учреждению «Севастопольский автодор», Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя о понуждении к исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Нахимовского района города Севастополя обратился в суд, с вышеуказанным иском мотивируя следующим.
Прокуратурой района с привлечением специалистов ОГИБДД УМВД России по г. Севастополю в ноябре 2016 года проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Анализ причин дорожно-транспортных происшествий, произошедших в Нахимовском районе г. Севастополя в 2015-2016 годах, свидетельствует о ненадлежащем состоянии автомобильных дорог и дорожно-транспортной инфраструктуры.
В ходе проверки установлено, что на участке автодороги Симферополь – Бахчисарай – Севастополь (69 км + 300 м, перекресток ул. Горпищенко и Лабораторного шоссе) в границах населенного пункта в нарушение п.п. 5.3.3.2, 5.3.3.4, 4.5.1.1, 4.6.1.1 и 4.5.2.4 ФИО6 52766-2007 остановочные пункты с обеих сторон дороги не оборудованы заездными «карманами» с соответствующими участками торможения и разгона, боковой разделительной полосой, тротуаром и пешеходной дорожкой, павильоном, пешеходным переходом, скамьей, урной для мусора, техническими средствами организации дорожного движения (дорожными знаками, разметкой, ограждением).
Кроме того, электрическое стационарное освещение пешеходного перехода и автобусной остановки в темное время суток отсутствует.
Аналогичные нарушения допущены в районе <адрес>.
В нарушение п.5.3.3.6 ФИО6 52766-2007 остановочные пункты для автобуса с обеих сторон дороги размещены до наземного пешеходного перехода на расстоянии менее 25 м и 5 м соответственно. Вопреки требованиям п.5.3.4.4 ФИО6 52766-2007 ограждения для пешеходов от остановочной площадки до пешеходного перехода с обеих сторон дороги отсутствует. Кроме того, электрическое стационарное освещение пешеходного перехода и автобусной остановки в темное время суток также отсутствует. В нарушение п.5.3.3.1 ФИО6 52766-2007 остановочный пункт со стороны центра города не оборудован посадочной площадкой. Вопреки п.п. 4.5.1.1 – 4.5.1.3 ФИО6 52766-2007 места подхода к пешеходному переходу не оборудованы тротуаром.
Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в отношении содержания и технического состояния указанных участков автомобильных дорог, остановочных пунктов и пешеходных переходов создают реальную угрозу жизни и здоровью пассажиров и водителей маршрутных транспортных средства, а также и иных участников дорожного движения.
Прокуратурой района 26.12.2016 в адрес ГКУ города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения на указанных участках автодорог, которое рассмотрено и ГБУ «Севастопольский автодор».
Вместе с тем, учреждениями мер по реальному устранению нарушений не принято.
По информации ОГИБДД УМВД России по городу Севастополю, ГБУ «Севастопольский автодор» нарушения не устранены.
Таким образом, на ГБУ «Севастопольский автодор» возлагаются обязанности по приведению участка автодороги Симферополь – Бахчисарай – Севастополь (69 км + 300 м, перекресток <адрес> и <адрес>), а также участка автодороги в районе <адрес> в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения.
Обязанности по финансированию мероприятий по приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства объектов транспортной инфраструктуры - участка автодороги Симферополь – Бахчисарай – Севастополь (69 км + 300 м, перекресток <адрес> и <адрес>), а также участка автодороги в районе <адрес>, лежат на Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>.
Прокурор просит обязать ГБУ «Севастопольский автодор» привести участок автодороги Симферополь – Бахчисарай – Севастополь (69 км + 300 м, перекресток <адрес> и <адрес>) в границах населенного пункта в соответствие с требованиями п.п. 5.3.3.1, 5.3.3.2, 5.3.3.4, 5.3.3.7, 5.3.3.8, 4.5.1.1, 4.6.1.1 и 4.5.2.4 ФИО6 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» путем оборудования остановочных пунктов с обеих сторон дороги с заездными «карманами» с соответствующими участками торможения и разгона, боковой разделительной полосой, тротуаром и пешеходной дорожкой, павильоном, пешеходным переходом, скамьей, урной для мусора, техническими средствами организации дорожного движения (дорожными знаками, разметкой, ограждением), а также оборудования электрического стационарного освещения пешеходного перехода и автобусной остановки. Обязать ГБУ «Севастопольский автодор» привести участок автодороги в районе <адрес> в соответствие с требованиями п.п. п.5.3.3.1, 5.3.3.6, 5.3.4.4, 4.5.1.1 – 4.5.1.3 ФИО6 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» путем оборудования остановочных пунктов с обеих сторон за наземным пешеходным переходом с посадочной площадкой, тротуаром и ограждением для пешеходов и мест подхода к пешеходному переходу, а также оборудования электрического стационарного освещения пешеходного перехода и автобусной остановки. Обязать Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> профинансировать расходы по приведению участка автодороги Симферополь – Бахчисарай – Севастополь (69 км + 300 м, перекресток <адрес> и <адрес>), а также участка автодороги в районе <адрес> в соответствие с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Нахимовского района Нейков А.И. исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя Данилин Д.В. исковые требования признал, они готовы приводить дороги в надлежащее состояние, но у них отсутствует финансирование.
Представитель ответчика ГБУ «Севастопольский автодор» Симонова М.В. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица ОГИБДД УМВД России по г.Севастополю Гайдукевич А.Н. просил исковые требования прокурора удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ).
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения, а также жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, является приоритетом над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследования дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (ст.12 Федерального закона №196-ФЗ).
Требования к размещению и оборудованию пешеходных переходов и остановочных пунктов на автомобильных дорогах установлены ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», а также ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования».
В соответствии с п.5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочные пункты в населенных пунктах должны быть оборудованы остановочной площадкой, посадочной площадкой, заездным «карманом», боковой разделительной полосой, тротуаром и пешеходной дорожкой, автопавильоном, пешеходным переходом, скамьей, урной для мусора, техническими средствами организации дорожного движения (дорожными знаками, разметкой, ограждением).
При размещении остановочных пунктов на территории населенных пунктов на магистральных дорогах с проезжей частью в одну-две полосы движения в одном направлении обязательным является обустройство заездных «карманов» с участком торможения 30 м и участком разгона 40 м (п.п. 5.3.3.2, 5.3.3.4 ГОСТ Р 52766-2007).
Длина остановочной площадки, предназначенной для остановки транспорта для посадки-высадки пассажиров, определяется в зависимости от одновременно стоящих транспортных средств из расчета 20 м на один автобус, но не более 60 м (п.5.3.3.7), ширина остановочной площадки следует принимать равной ширине основных полос проезжей части (п.3.2.2 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования»).
Ширина посадочной площадки, предназначенной для посадки-высадки пассажиров, следует принимать в зависимости от пассажирооборота остановочного пункта, но не менее 1,5 м (п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007).
Согласно п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
Согласно п.п. 4.6.1.1 и 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением с питанием от распределительных сетей или автономных источников.
Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на автобусных остановках, пешеходных переходах, в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что на участке автодороги Симферополь – Бахчисарай – Севастополь (69 км + 300 м, перекресток ул. Горпищенко и Лабораторного шоссе) в границах населенного пункта в нарушение п.п. 5.3.3.2, 5.3.3.4, 4.5.1.1, 4.6.1.1 и 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 остановочные пункты с обеих сторон дороги не оборудованы заездными «карманами» с соответствующими участками торможения и разгона, боковой разделительной полосой, тротуаром и пешеходной дорожкой, павильоном, пешеходным переходом, скамьей, урной для мусора, техническими средствами организации дорожного движения (дорожными знаками, разметкой, ограждением). Кроме того, электрическое стационарное освещение пешеходного перехода и автобусной остановки в темное время суток отсутствует.
Аналогичные нарушения допущены в районе дома №116 по ул. Горпищенко.
В нарушение п.5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 остановочные пункты для автобуса с обеих сторон дороги размещены до наземного пешеходного перехода на расстоянии менее 25 м и 5 м соответственно. Вопреки требованиям п.5.3.4.4 ГОСТ Р 52766-2007 ограждения для пешеходов от остановочной площадки до пешеходного перехода с обеих сторон дороги отсутствует. Кроме того, электрическое стационарное освещение пешеходного перехода и автобусной остановки в темное время суток также отсутствует. В нарушение п.5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт со стороны центра города не оборудован посадочной площадкой. Вопреки п.п. 4.5.1.1 – 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 места подхода к пешеходному переходу не оборудованы тротуаром.
Таким образом выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в отношении содержания и технического состояния указанных участков автомобильных дорог, остановочных пунктов и пешеходных переходов создают реальную угрозу жизни и здоровью пассажиров и водителей маршрутных транспортных средства, а также и иных участников дорожного движения.
Прокуратурой Нахимовского района 26.12.2016 в адрес ГКУ города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения на указанных участках автодорог, которое рассмотрено и ГБУ «Севастопольский автодор».
Как установлено судом и не отрицалось сторонами ответчика мер по реальному устранению нарушений не принято до настоящего времени.
По информации ОГИБДД УМВД России по городу Севастополю, ГБУ «Севастопольский автодор» нарушения не устранены.
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности (ч.3 ст.6 Федерального закона № 196-ФЗ).
В соответствии с требованиями ст.ст. 1, 2 Закона г. Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории г. Севастополя» №46-ЗС от 25.07.2014 участок автодороги Симферополь – Бахчисарай – Севастополь (69 км + 300 м, перекресток ул. Горпищенко и Лабораторного шоссе) и участок автодороги в районе дома №116 по ул. Горпищенко, является собственностью г. Севастополя.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 02.02.2017 №53-ПП, ГУПС «Севастопольский автодор» преобразован в ГБУ «Севастопольский автодор».
Согласно с распоряжением Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17.03.2017 № 3155-1ДИ, за ГБУ «Севастопольский автодор» закреплены на праве оперативного управления автомобильные дороги общего пользования, а также объекты дорожного хозяйства.
Так, в соответствии с перечнем автомобильных дорог, в оперативное управление ГБУ «Севастопольский автодор» передан участок автодороги Симферополь – Бахчисарай – Севастополь (69 км + 300 м, перекресток ул. Горпищенко и Лабораторного шоссе), а также согласно акту приема – передачи от 17.03.2017 ул. Горпищенко.
В соответствии с п. 4.1 Устава ГБУ «Севастопольский автодор», утвержденного постановлением Правительства Севастополя № 53-ПП от 02.02.2017, Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом.
Таким образом, разрешая заявленные требования и установив, что на ГБУ «Севастопольский автодор» возлагаются обязанности по приведению участка автодороги Симферополь – Бахчисарай – Севастополь (69 км + 300 м, перекресток <адрес> и <адрес>), а также участка автодороги в районе <адрес> в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения в связи с чем, требование прокурора о возложении соответствующей обязанности на ГБУ «Севастопольский автодор», суд находит целесообразным и обоснованным.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 79 Закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополь в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В соответствие со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы владения, пользования и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствие с п. 2 ст. 18 Закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 № 849-ПП утверждено Положение «О Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», которым осуществляются функции по реализации государственных полномочий в сфере транспортного обслуживания населения и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя. Согласно пп.1 п.9.10 раздела 2 Положения осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города Севастополя.
Исходя из приведенных норм права, суд приходит к выводу, что обязанность по финансированию мероприятий по приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства объектов транспортной инфраструктуры - участка автодороги Симферополь – Бахчисарай – Севастополь (69 км + 300 м, перекресток <адрес> и <адрес>), а также участка автодороги в районе <адрес>, лежат на Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> и требования прокурора в этой части подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 89 ГПК РФ, п. 9 ч. 1 ст. 333-36 Налогового кодекса РФ, прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, и п. 8 ч. 1 ст. 333-20 Налогового кодекса РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, госпошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет Ленинского района города Севастополя.
Поэтому с ответчика ГБУ «Севастопольский автодор» подлежит взысканию госпошлина в бюджет Ленинского района города Севастополя в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Нахимовского района г.Севастополя к Государственному бюджетному учреждению «Севастопольский автодор», Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя о понуждении к исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение «Севастопольский автодор» привести участок автодороги Симферополь – Бахчисарай – Севастополь (69 км + 300 м, перекресток ул. Горпищенко и Лабораторного шоссе) в границах населенного пункта в соответствие с требованиями п.п. 5.3.3.1, 5.3.3.2, 5.3.3.4, 5.3.3.7, 5.3.3.8, 4.5.1.1, 4.6.1.1 и 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» путем оборудования остановочных пунктов с обеих сторон дороги с заездными «карманами» с соответствующими участками торможения и разгона, боковой разделительной полосой, тротуаром и пешеходной дорожкой, павильоном, пешеходным переходом, скамьей, урной для мусора, техническими средствами организации дорожного движения (дорожными знаками, разметкой, ограждением), а также оборудования электрического стационарного освещения пешеходного перехода и автобусной остановки.
Обязать Государственное бюджетное учреждение «Севастопольский автодор» привести участок автодороги в районе дома №116 по ул. Горпищенко в соответствие с требованиями п.п. п.5.3.3.1, 5.3.3.6, 5.3.4.4, 4.5.1.1 – 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» путем оборудования остановочных пунктов с обеих сторон за наземным пешеходным переходом с посадочной площадкой, тротуаром и ограждением для пешеходов и мест подхода к пешеходному переходу, а также оборудования электрического стационарного освещения пешеходного перехода и автобусной остановки.
Обязать Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя профинансировать расходы по приведению участка автодороги Симферополь – Бахчисарай – Севастополь (69 км + 300 м, перекресток ул. Горпищенко и Лабораторного шоссе), а также участка автодороги в районе дома №116 по ул. Горпищенко в соответствие с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждение «Севастопольский автодор» в бюджет Ленинского района города Севастополя госпошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Мотивированный текст решения изготовлен 3 июля 2017 года.
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя С.В. Калганова