Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-3800/2012
г. Тюмень 13 июля 2012 г.
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Урубковой О.В.
при секретаре Сулеймановой Л.Н.
с участием представителя заявителя Моторина Е.А., представителя заинтересованных лиц Департамента градостроительной политики Администрации г. Тюмени, Администрации г. Тюмени Заковряжиной О.М., представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Тюменской области Кузнецовой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цветковой Екатерины Викторовны об оспаривании решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Цветкова Е.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Тюмени в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома Цветковой Е.В., изложенного в письме от 23.05.2012 г. № 38-07-1086 «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги», обязании Администрации города Тюмени выдать Цветковой Е.В. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что она является собственником вышеуказанного земельного участка. С целью получения разрешения на строительство жилого дома она обратилась с заявлением и соответствующими документами в Департамент градостроительной политики Администрации города Тюмени. По результатам рассмотрения заявления в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома ей было отказано. Основанием для отказа явилось несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка – участок расположен в территориальной зоне СХ-1, в которой градостроительным регламентом не предусматривается размещение индивидуальных жилых домов. Заявитель, ссылаясь на ч.1 ст.263 Гражданского Кодекса Российской Федерации, п.п.2 ч.1 ст.40 Земельного Кодекса Российской Федерации, ст.209 Гражданского Кодекса Российской Федерации считает решение об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, нарушающим её права собственника в части создания необоснованных препятствий для реализации законных возможностей.
15 июня 2012 года и 29 июня 2012 года в ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованных лиц в соответствии со ст.ст.1 ч.4, 43 ГПК РФ привлечены Управление Росреестра по Тюменской области и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» соответственно (л.д.1).
В судебное заседание заявитель Цветкова Е.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просила, сведений об уважительности причины неявки не представила.
Представитель заявителя Моторин Е.А. в судебном заседании требования заявления поддержал.
Представитель заинтересованных лиц Департамента градостроительной политики Администрации г. Тюмени, Администрации г. Тюмени Заковряжина О.М. с заявлением не согласилась, указала, что земельный участок, принадлежащий заявителю, находится в территориальной зоне СХ-1, предназначенной для ведения сельского хозяйства, что Цветковой Е.В. не оспаривается. При этом, ни основными, ни вспомогательными, а также условно разрешенными видами использования земельных участков, установленных для названной территориальной зоны, статьей 78 Правил землепользования и застройки города Тюмени, не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство. Генеральный план городского округа город Тюмень был утвержден решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 г. № 9, а принадлежащий Цветковой Е.В. земельный участок с кадастровым номером № как объект недвижимости был поставлен на государственный кадастровый учет 06.05.2010 г., т.е. после утверждения документа территориального зонирования города Тюмени - Генерального плана и Правил.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Тюменской области Кузнецова Н.В. оставила разрешение заявления на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили, сведений об уважительности причины неявки не представили.
Выслушав объяснения представителя заявителя Моторина Е.А., представителя заинтересованных лиц Департамента градостроительной политики Администрации г. Тюмени, Администрации г. Тюмени Заковряжиной О.М., представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Тюменской области Кузнецовой Н.В., исследовав материалы дела, суд считает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Судом установлено следующее.
Заявителю Цветковой Е.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 06.02.2012 (л.д.8).
Как следует из заявления и объяснений представителя заявителя в судебном заседании, с целью получения разрешения на строительство жилого Цветкова Е.В. обратилась с заявлением в Департамент градостроительной политики администрации города Тюмени.
По результатам рассмотрения заявления, письмом от 23.05.2012 г. № 38-07-1086 Администрацией города Тюмени заявителю было отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, утвержденного приказом директора департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени от 09.04.2012 № 149-гпзу (л.д.7).
Из приложенного к заявлению градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, следует, что земельный участок, принадлежащий Цветковой Е.В., находится в территориальной зоне СХ-1, предназначенной для ведения сельского хозяйства.
Указанное обстоятельство представителем Цветковой Е.В. не оспаривается.
В соответствии со ст.78 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 г. № 154 (далее - Правила), зона, предназначенная для ведения сельского хозяйства СХ-1, включает сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне, предназначенной для ведения сельского хозяйства являются:
1) размещение сельскохозяйственных угодий;
2) создание и осуществление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе размещение объектов, необходимых для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков в зоне, предназначенной для ведения сельского хозяйства, обеспечивающими функционирование и технологически связанными с основными и условно разрешенными видами использования земельных участков и объектов капитального строительства являются:
1) размещение объектов инженерной инфраструктуры.
Условно разрешенными видами использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне, предназначенной для ведения сельского хозяйства являются:
1) размещение объектов, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции;
2) размещение научно-исследовательских организаций.
Как следует из приведенной нормы, ни основными, ни вспомогательными, а также условно разрешенными видами использования земельных участков, установленных для названной территориальной зоны, не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство.
Как пояснила в судебном заседании представитель заинтересованного лица, статья 78 Правил, устанавливающая градостроительные регламенты для зоны СХ-1, содержит положения, соответствующие функциональному зонированию территории городского округа город Тюмень, положения о котором утверждены в составе Генерального плана города Тюмени, утвержденного решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 № 9 (далее - Генеральный план).
Согласно представленному в материалы дела фрагменту схемы современного использования территории, территория, на которой расположен земельный участок Цветковой Е.В., относится к функциональной зоне сельскохозяйственного назначения.
Согласно ч.1 ст.18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов.
Генеральный план городского округа город Тюмень был утвержден решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 г. № 9.
Кадастровой выпиской о земельном участке от 13.02.2012 г. № №, подтверждается, что принадлежащий Цветковой Е.В. земельный участок с кадастровым номером № как объект недвижимости был поставлен на государственный кадастровый учет 06.05.2010, после утверждения документа территориального зонирования города Тюмени - Генерального плана и Правил.
Следовательно, при подготовке Генерального плана и Правил невозможно было учесть в положениях о функциональном зонировании и территориальном зонировании разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером №.
После приобретения Цветковой Е.В. права собственности на земельный участок изменения в Генеральный план не вносились, Цветкова Е.В. с заявлением в порядке ч.3 ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации не обращалась.
Довод заявления о том, что с учетом местоположения земельного участка в границах города Тюмени и отнесения его к категории земель «земли населенных пунктов» возможно возведение на спорном участке жилого дома, суд находит несостоятельным.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Как видно из свидетельства о государственной регистрации права, земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу: Тюменская <адрес>
В соответствии с Законом Тюменской области от 04.11.1996 № 53 «Об административно-территориальном устройстве Тюменской области» п. Березняковский является населенным пунктом, относящимся г. Тюмени.
Границы п. Березняковский в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждены в составе Генерального плана города Тюмени.
Из фрагмента схемы современного использования территории, земельный участок Цветковой Е.В. находится за переделами черты населенного пункта п. <адрес>.
Таким образом, по смыслу части 1 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», земельный участок, принадлежащий Цветковой Е.В., не может предназначаться для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку является полевым земельным участком, который используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Заявитель ссылается на нарушение ее прав собственника земельного участка, позволяющих ей производить на ее участке строительство жилого дома.
Однако, в соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный земельный участок (каковым его считает заявитель) используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно ч.2 ст.40 Земельного Кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п.2, 3 ст.209 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу ст.263 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
То есть в указанных нормах права, на которые ссылается заявитель, право собственника на возведение на земельном участке зданий и сооружений регламентировано с оговорками, то есть при условии соблюдения законов, градостроительных норм и правил (регламентов)
Пунктом 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство, в том числе при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, решение Администрации об отказе в выдаче Цветковой Е.В. разрешения на строительство индивидуального жилого дома, выраженное в письме от 23.05.2012 № 38-07-1086, является законным, соответствующим ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и обоснованным, права заявителя Цветковой Е.В. не нарушает.
Следовательно, оснований для признания незаконным отказа Администрации г. Тюмени в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, изложенного в письме от 23.05.2012 г. № 38-07-1086 «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги» и обязании Администрации г. Тюмени выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес> не имеется, в удовлетворении заявления Цветковой Е.В. должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Администрации г. Тюмени в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, изложенного в письме от 23.05.2012 г. № 38-07-1086 «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги», обязании Администрации г. Тюмени выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <данные изъяты> Цветковой Екатерине Викторовне отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено 20 июля 2012 г
Судья Урубкова О.В.