УИД: 28RS0009-01-2021-000596-27
Дело № 12-32/2021
Р Е Ш Е Н И Е
с.Ивановка 18 июня 2021 года
Судья Ивановского районного суда Амурской области Ступникова Н.С., при секретаре Адамчук А.А.,
с участием ст.помощника прокурора Ивановского района Тихомировой А.Н., представителя главы Ивановского района Кондратьева В.В. – Простокишиной С.М., действующей на основании доверенности № 6 от 09.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Ивановского района на определение мирового судьи Амурской области по Ивановскому районному судебному участку № 1 от 01.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы муниципального образования Ивановский район Кондратьева Владимира Викторовича,
УСТАНОВИЛ:
Определением мирового судьи Амурской области по Ивановскому районному судебному участку № 1 от 01.06.2021 дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главы муниципального образования Ивановский район Кондратьева Владимира Викторовича, передано на рассмотрение по подведомственности в Ивановский районный суд.
09.06.2021 вх. № 3837 прокурор Ивановского района Малых А.Ю. обратился в Ивановский районный суд Амурской области с протестом на определение мирового судьи Амурской области по Ивановскому районному судебному участку № 1 от 01.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы муниципального образования Ивановский район Кондратьева Владимира Викторовича, в котором просит отменить данное определение, дело об административном правонарушении вернуть на рассмотрение мировому судье, в обоснование которого указано, что Кондратьев В.В. является главой муниципального образования Ивановский район. В силу частей 1, 2 ст.36 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (ч. 2 ст. 37 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ). В соответствии с частями 1 и 2 ст. 6 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Уставом Ивановского района, принятым решением Совета народных депутатов Ивановского района Амурской области, предусмотрено, что глава является высшим должностным лицом муниципального образования, наделенным данным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, избираемым сроком на 5 лет. Положения указанных нормативных актов разграничивают понятия «глава муниципального образования» и «глава администрации муниципального образования». Так, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, наделенным уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава администрации муниципального образования - высшая должность муниципальной службы, осуществляет руководство исполнительно - распорядительным органом (администрацией) муниципального образования. Основания, при которых полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, определены в п. 6 ст. 36 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, дисквалификация в их числе отсутствует. Следовательно, назначение Кондратьеву В.В. административного наказания в виде дисквалификации противоречит требованиям статьи 3.11 КоАП РФ и не основано на положениях приведенных выше правовых норм, поскольку глава Ивановского района Амурской области к лицам, замещающим должности муниципальной службы, не относится. Исходя из вышеизложенного, рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении главы муниципального образования Ивановский район Амурской области Кондратьева В.В. не относится к компетенции судьи районного суда.
Старший помощник прокурора Тихомирова А.Н. в судебном заседании поддержала протест в полном объеме, просила отменить определение мирового судьи.
Глава Ивановского района Кондратьев В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне времени и месте судебного заседания, направив своего представителя.
Представитель глава Ивановского района Кондратьева В.В. – Простокишина С.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения протеста прокурора Ивановского района, принесенного на определение мирового судьи Амурской области по Ивановскому районному судебному участку № 1 от 01.06.2021. Считает данное определение вынесено мировым судьей законно, поскольку глава муниципального образования в соответствии с положениями ФЗ от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является должностным лицом, замещающим должности муниципальной службы, в связи с данным, к нему возможно применение дисквалификации, в связи с чем, считает, что дело должно быть рассмотрено в Ивановском районном суде.
Представитель Министерство финансов Амурской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о дне времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев доводы протеста, выслушав пояснения представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Простокишиной С.М., изучив материалы дела № 5 -456/2021, судья апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Судом установлено, что определением мирового судьи Амурской области по Ивановскому районному судебному участку № 1 от 01.06.2021 дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении главы муниципального образования Ивановский район Кондратьева Владимира Викторовича, передано на рассмотрение по подведомственности в Ивановский районный суд.
В силу ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренной ст. 15.15.3 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Абзацем вторым ч. 3 вышеназванной нормы предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Согласно части 1 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.
Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в части 3 названной статьи, к числу которых относятся лица, замещающие должности муниципальной службы.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 05.04.2021, данный протокол составлен в отношении Кондратьева Владимира Викторовича как главы муниципального образования Ивановский район по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.
Из ст. 38 Устава муниципального образования Ивановского района, принятого решением районного Совета народных депутатов от 28.10.2004 № 91 с последними изменениями от 25.08.2020 № 394 следует, что глава района является главой муниципального образования Ивановского района, высшим должностным лицом Ивановского района и возглавляет администрацию Ивановского района (ч.1). Глава района является выборным должностным лицом муниципального образования, руководит деятельность администрации Ивановского района (ч.2).
Применение административного наказания в виде дисквалификации в отношении главы района не предусмотрено среди оснований для досрочного прекращения полномочий главы района, перечисленных в ст.40 Устава района.
Также дисквалификация не предусмотрена как основание, при котором полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, и в ст. 36 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень оснований является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Кроме того, должность главы района (главы муниципального образования) отсутствует в перечне должностей муниципальной службы, включенных в Реестр должностей муниципальной службы в Амурской области (приложение № 1 к Закону Амурской области от 31.08.2007 № 364 - ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области»)
Таким образом, глава муниципального образования Ивановский район является выборным должностным лицом, и данная должность не относится к должностям муниципальной службы, к которым возможно применение административного наказания в виде дисквалификации.
Аналогичная правовая позиция о невозможности применения административного наказания в виде дисквалификации в отношении главы района находит свое отражение в Постановлении Верховного Суда РФ от 02.08.2017 № 18-АД17-28.
Исходя из вышеизложенного, рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении главы муниципального образования Ивановский район Кондратьева В.В. не относится к компетенции судьи районного суда, а подлежит рассмотрению мировым судьей.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что мировым судьей неверно установлены обстоятельства административного дела.
Постановление мирового судьи подлежит отмене, в связи с нарушением процессуальных требований. Дело об административном правонарушении необходимо вернуть на рассмотрение мировому судье.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Протест прокурора Ивановского района - удовлетворить.
Определение мирового судьи Амурской области по Ивановскому районному судебному участку № 1 от 01.06.2021 по делу об административном правонарушении в отношении главы муниципального образования Ивановский района Кондратьева В.В., предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, - отменить.
Дело № 5-456/2021 об административном правонарушении в отношении Кондратьева Владимира Викторовича, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ вернуть на рассмотрение мировому судье Амурской области по Ивановскому районному судебному участку № 1.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Решение может быть обжаловано в порядке ст. 30.12 – 30.14 КоАП РФ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54), путем подачи кассационной жалобы непосредственно в кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: Ступникова Н.С.