Решение по делу № 2-3041/2018 ~ М-3145/2018 от 26.09.2018

Дело № 2-3041/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2018 года                                                                           город Симферополь

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Благодатной Е.Ю.,

при секретаре Василюк Э.М.,

с участием прокурора– ФИО7,

представителя ответчика ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье,

установил:

Прокурор <адрес> Республики Крым обратился в Центральный районный суд <адрес> с исковым заявлением в интересах ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье, мотивируя свои требования следующим.

В адрес прокуратуры <адрес> поступило обращение ФИО1, являющейся лицом из числа детей, лишенных родительского попечения, о нарушении ее права на получение жилья, в ходе проверки по которому выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности Администрации <адрес> Крым. В ходе прокурорской проверки установлено, что заочным решением Киевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ родители заявительницы – ФИО2 и ФИО3 были лишены родительских прав в отношении нее. Решение исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на квартирный учет как нуждающаяся в обеспечении жильем. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находится в очереди под номером 51, однако на момент подачи иска в суд жильем не обеспечена. Таким образом, непредставление ФИО1 жилого помещения нарушает гарантированные ему Конституцией и иным законодательством Российской Федерации права несовершеннолетнего на жилье. На основании изложенного истец просит обязать Администрацию <адрес> Республики Крым предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилого фонда на территории муниципального образования <адрес>, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.

В судебном заседании представитель истца - помощник Прокурора <адрес> ФИО7, изложенные в исковом заявлении доводы поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации <адрес> Республики Крым просила отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица – Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, в судебное заседание не явился, подал суду заявление, просил дело слушать в их отсутствие.

Суд, заслушав пояснения прокурора, выслушав мнение представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела в совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Судом     установлено,     что родители ФИО1ФИО3 (отец) и ФИО2 (мать) заочным решением Киевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении ФИО1

                Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 определена в государственное интернатное учреждение.

                В соответствии со справкой КРП «СМБРТИ» от ДД.ММ.ГГГГ. в числе зарегистрированных граждан, имеющих объекты недвижимого имущества в <адрес> не значится.

                Согласно решения исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ под номером 49.

                На сегодняшний день ФИО1 жильем не обеспечена.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные     жилые помещения специализированного жилищного фонда     по договорам найма специализированных жилых помещений.

Статья 109.1     Жилищного     кодекса Российской     Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений является ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Таким образом, требования законодательства не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, тем более – от времени включения в список внеочередников. В законодательстве отсутствуют указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные полномочия предусмотрены ст. 16 Федерального закона от 06.l0.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗРК/20 14 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>» в <адрес> обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» разрешение вопросов местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 6 ч. 1 ст. 8, п. 12 ч. 1 ст. 10, п. 6 ч. 1 ст. 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением 4 сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 13.11. 2014 , обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях граждан жилыми помещениями, предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования отнесено к вопросам местного значения и является полномочием администрации <адрес> Республики Крым.

Таким образом, только органы местного самоуправления в лице Администрации <адрес> Республики Крым уполномочены вести учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Статьей 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>», с учетом внесенных Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2015 изменений, предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.

Кроме того, согласно ст. 9 Закона Республики Крым -ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Третьим лицом не представлено возражений, относительно заявленных исковых требований.

Суд отмечает, что статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. В законодательстве отсутствуют указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -В09-11 указывается, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

Частью 1 статьи 11 Закона Республики Крым -ЗРК/2014 предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского фонда компенсаций, образуемого в бюджете Республики Крым, а также бюджетах городских округов и муниципальных районов.

Следовательно, с момента обращения истца с заявлением о включении в списки на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения. Необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.

Таким образом, непредставление ФИО1 жилого помещения нарушает гарантированные ей Конституцией и иным законодательством Российской Федерации права на жилье, и Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья не реализовано, установлено нарушение прав истца, которые подлежат восстановлению путем удовлетворения требований о понуждении Администрации <адрес> Республики Крым предоставить истцу жилое помещение специализированного жилого фонда на территории муниципального образования <адрес>.

Стороны не просили взыскивать судебные издержки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Прокурора а <адрес> в интересах ФИО1. к Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье – удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилого фонда на территории муниципального образования город Симферополь, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                 Благодатная Е.Ю.

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2018 г.

2-3041/2018 ~ М-3145/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Овчаренко Анастасия Владимировна
Ответчики
Администрация г.Симферополя
Другие
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Суд
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым
Судья
Благодатная Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
centr-simph--krm.sudrf.ru
26.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2018Передача материалов судье
28.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2018Судебное заседание
15.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее