Уникальный идентификатор дела
77RS0018-02-2021-012254-64
Дело № 33-710/24 Судья фио
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2024 г. адрес
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Мошечкова А.И.,
судей фио, фио,
при помощнике Чельдиеве Г.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское дело № 2-860/22 по апелляционным жалобам ответчиков Левиной Н.В., Хайдунова В.В., и лиц, не привлеченных к участию в деле Емолкиной Е.Г., Старковой И.Н., фио, Осиюк Г.В. на решение Никулинского районного суда адрес от 19 июля 2022 г., которым постановлено:
Признать недействительными решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенным по адресу: адрес, оформленные протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений № 1-2021 от 24.08.2021.
УСТАНОВИЛА:
Горохов В.А., ТСЖ «Олимп» обратились в суд с иском к Хайдунову В.В., Левиной Н.В., Назаренко А.В. о признании недействительным решений внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес, проведенного в период с 29.06.2021 по 21.08.2021, оформленного протоколом № 1-2021 от 24.08.2021, мотивируя тем, что решение о ликвидации ТСЖ является ничтожным в силу ст. 181.5 ГК РФ, поскольку принято по вопросу, не относящемуся к компетенции такого собрания.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах ответчики Левина Н.В., фио и лица, не привлеченных к участию в деле фио, Старкова И.Н., Гасанов А.К., Осиюк Г.В. просят решение суда отменить, как незаконное.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
В соответствии с ч. 5 ст. 46 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно ч. 2 ст. 181.1 ГК РФ, решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В соответствии со 181.2 ГК РФ, решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в заседании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества (ч.1). При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания (ч. 2).
Протокол оспариваемого собрания составлен в соответствии с ч.ч. 3,4 ст. 181.2 ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 181.3 ГК РФ, решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В соответствии с ч. 1 ст. 181.4 ГК РФ, решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников гражданско-правового сообщества при проведении заседания общего собрания или заочного голосования; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола.
В силу ч. 3 ст. 181.4 ГК РФ, решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в заседании или заочном голосовании либо голосовавший против принятия оспариваемого решения. Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.
Согласно ч. 4 ст. 181.4 ГК РФ, решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
В соответствии с ч. 5 ст. 181.4 ГК РФ, решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Согласно ч. 7 ст. 181.4 ГК РФ оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия.
Согласно ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Согласно ч. 1 ст. 161.1 ЖК РФ, в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.
Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Из материалов дела следует, что ТСЖ «Олимп» создано путем объединения многоквартирных домов по адресу: адрес,2,3,4 на основании решения общего собрания в форме заочного голосования собственников помещений многоквартирных домов по адресу: адрес,2,3,4 (протокол № 1 от 07.04. 2009), утвержден Устав ТСЖ «Олимп».
Согласно п. 1.1 Устава, ТСЖ «Олимп» является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в четырех многоквартирных домах по адресам в адрес, 2, 3, 4 с земельными участками, расположенными на общем земельном участке и связанными общими сетями инженерно – технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания всех четырех многоквартирных домов.
Таким образом, в соответствии с положениями ст. 161 ЖК РФ управление указанными многоквартирными домами осуществляет ТСЖ «Олимп».
Горохов В.А. является сособственником квартиры № 95 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: адрес.
В период с 29.06.2021 по 21.08.2021 в многоквартирном доме № 20, корп. 3 по адрес адрес было проведено очно-заочное собрание собственников помещений указанного многоквартирного дома, инициаторами которого являлись фио, Левина Н.В., Назаренко А.В.
Решения собрания были оформлены протоколом №1-2021 от 24.08.2021.
В протоколе от 24.08.2021 указано общее количество голосов (площадь) собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома - 15.324 кв.м., количество голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании 9.324,70 кв.м. (60,85% голосов).
Повестка дня общего собрания:
1. Избрать председателя общего собрания и секретаря общего собрания.
2. Избрать председателя и членов счетной комиссии общего собрания собственников помещений.
3. Избрать Совет многоквартирного дома сроком на 2 года.
4. Принять решение о выборе способа управления – Управляющей организации.
5. Расторгнуть договор управления с ТСЖ «Олимп» с 30 сентября 2021г.
6. Принять решение о ликвидации ТСЖ «Олимп» (ОГРН 1097746275549) с 30.09.2021г. В случае положительного решения по данному вопросу, его реализация возможна только в случае принятия аналогичных решений на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах и объектах, входящих в состав ТСЖ «Олимп», расположенных по адресам: адрес,2,4.
7. Утвердить ликвидационную комиссию ТСЖ «Олимп». Данный вопрос реализуем в случае принятия положительного решения по вопросу 6.
8. Утвердить форму Договора управления.
9. Выбор управляющей организации для осуществления функций управления многоквартирным домом и заключение договора управления с 01.10.2021г. – ООО «СервисГрад».
10. Уполномочить ООО «СервисГрад» направить в адрес ТСЖ «Олимп» от лица собственников уведомление о расторжении договора управления, а также изменение способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: адрес.
11. Уполномочить председателя Совета многоквартирного дома от лица собственников заключить договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: адрес выбранной управляющей организацией.
12. Утвердить тариф по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере сумма за 1 кв.м. в месяц с жилых и нежилых помещений, установленных постановлением Правительства Москвы от 13.12.2016г. № 848-ПП (ред. от 25.11.2020г.), с возможностью изменения на основании нового постановления Правительства Москвы (начисление по коммунальных услугам на содержание мест общего пользования производится отдельно – по факту потребления) с внесением в единый платежный документ.
13. Утвердить тариф на дополнительную услугу – «Охрана» в размере сумма за 1 кв.м. в месяц с жилых/нежилых помещений, с внесением в единый платежный документ.
14. Утвердить тариф на дополнительную услугу – «Дежурный по подъезду» (Консьерж) в размере сумма за 1 кв.м. в месяц с жилых помещений, с внесением в единый платежный документ.
15. Утвердить тариф на дополнительную услугу – «Уборка и благоустройство прилегающей территории» в размере сумма за 1 кв.м. в месяц с жилых/нежилых помещений, с внесением в единый платежный документ.
16. Утвердить порядок расчетов за коммунальные услуги – заключение прямых договоров собственниками помещений многоквартирного дома с ресурсоснабжающими организациями региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов (на момент проведения собрания: холодное водоснабжение и водоотведение – адрес; горячее водоснабжение и отопление – ПАО «МОЭК», электроэнергия – адрес с 01.10.2021г.
17. Оставить без изменения способ формирования фонда капитального ремонта дома – на специальном счете. Оставить без изменения кредитную организацию для открытия специального счета – ПАО Сбербанк. Изменить владельца специального счета на ООО «СервисГрад» (ОГРН 1097746100792). Финансирование содержания и обслуживание специального счета будет осуществляться счет владельца специального счета. Размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт установить в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014г. № 833-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес» - 19,52 за 1 кв.м. общей площади жилого/нежилого помещения в месяц, с изменениями на основании нового постановления Правительства Москвы. Лицо, уполномоченное представлять интересы собственников по вопросам проведения капитального ремонта при взаимодействии с владельцем специального счета и региональным оператором, в том числе передавать протокол общего собрания о выборе способа формирования фонда капитального ремонта – Управляющая организация.
18. Уполномочить ГБУ МФЦ адрес оказывать услуги по предоставлению платежных документов для взносов на капитальный ремонт. Представление платежных документов для взносов на капитальный ремонт производится на счет ГБУ МФЦ адрес. Формирование платежных документов производить до 1 числа месяца, следующего истекшим месяцем. Оплата по платежным документам до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
19. Определить местом хранения копий протоколов, решений собственников и иных материалов общего собрания собственников помещений – Председателя совета дома и Управляющая организация.
20. Утвердить способ уведомления собственников о проведении общих собраний, а также доведение итогов собраний путем размещения в помещениях дома, доступных для всех собственников (входная группа).
По всем вопросам повестки дня приняты положительные решения большинством голосов.
Из представленного ТСЖ «Олимп» реестра на 01.08.2021 следует, что в многоквартирном доме по адресу: адрес всего сумма собственников с общей площадью помещений 15.322,60 кв.м.
Доводы ответчиков о том, что реестр членов ТСЖ является подложным, районный суд отклонил, поскольку в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ это не подтверждено доказательствами.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку способом управления многоквартирным домом по адресу: адрес составе четырех МКД является ТСЖ «Олимп», иной способ управления одновременно законом не предусмотрен, в связи с чем, решения избрать совет многоквартирного дома и новую управляющую организацию и заключить с ней договор управления МКД приняты в нарушение положений действующего законодательства.
Согласно п. 10 Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2007 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 30.05.2007, избрание собственниками жилых помещений одного дома, входящего в состав многодомового ТСЖ, иного способа управления означает необходимость реорганизации ТСЖ.
Из положений ст. 44 ЖК РФ следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу ст. 144 ЖК РФ, органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
В соответствии с ч. 1 ст. 145 ЖК РФ, общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
Согласно ч. 2 ст. 145 ЖК РФ, к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: 1) внесение изменений в устав товарищества или утверждение устава товарищества в новой редакции; 2) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 3) избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий; 4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; 5) утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов; 6) принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; 7) определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества; 8) утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана; 8.1) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок); 8.2) утверждение годового отчета о деятельности правления товарищества; 8.3) утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества; 9) рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; 10) принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положения об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества; 11) определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества; 13) другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 146 ЖК РФ, правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со ст. 45 настоящего Кодекса и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества.
В соответствии с п.8.3.1 Устава ТСЖ «Олимп», общее собрание членов Товарищества является высшим органом управления Товарищества и созывается в порядке, установленным законом путем уведомления членов Товарищества направленным в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом), либо иным способом, предусмотренным решением общего собрания членов Товарищества или Уставом Товарищества.
Согласно п. 8.3.2 Устава ТСЖ «Олимп» общее собрание членов ТСЖ принимает решение о ликвидации товарищества.
Согласно п.9.1 Устава ТСЖ «Олимп» реорганизация и ликвидация Товарищества производится на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством Российской Федерации, по решению Общего собрания Товарищества.
В соответствии со ст. 140 ЖК РФ, товарищество собственников жилья, созданное в нескольких многоквартирных домах, может быть реорганизовано на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Положения ч.ч. 3, 4 ст. 140 ЖК РФ содержат специальные нормы, которые регулируют особенности реорганизации товарищества собственников жилья соответственно в формах разделения и выделения в случаях, когда товарищество было создано в двух и более многоквартирных домах.
Согласно ч. 1 ст. 141 ЖК РФ, ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
В силу ч. 2 ст. 141 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ, способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время на основании решения общего собрания.
ТСЖ «Олимп» является в соответствии со ст. 123.1 ГК РФ некоммерческой организацией, т.е. юридическим лицом, обладающим правоспособностью. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (ст. 49 ГК РФ).
В соответствии с п.п. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, управление товариществом собственников жилья является одним из способов управления многоквартирным домом, который выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Избрание собственниками жилых помещений одного дома, входящего в ТСЖ, иного способа управления означает необходимость реорганизации этого товарищества, которая определяется п. 1 ст. 57, п. 4 ст. 58, ст. 59 ГК РФ.
Поскольку инициаторы собрания выбрали путь не реорганизации (разделения, выделения) товарищества, созданного в нескольких многоквартирных домах, а ликвидацию ТСЖ «Олимп» путем проведения собрания в одном доме без приглашения всех членов ТСЖ, районный суд пришел к выводу, что решение о ликвидации ТСЖ «Олимп» не относится к компетенции собрания собственников одного МКД, поскольку является компетенцией общего собрания членов ТСЖ «Олимп», которыми являются собственники всех четырех многоквартирных домов. Избрание собственниками помещений одного дома, входящего в ТСЖ, иного способа управления означает необходимость реорганизации ТСЖ в форме выделения, поскольку к вновь образуемому юридическому лицу должны перейти часть прав и обязанностей ранее созданного товарищества собственников жилья, возникших в связи с управлением несколькими многоквартирными домами. Решение о выделении может быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. В повестку такого общего собрания должны быть поставлены следующие вопросы: 1) о реорганизации ТСЖ в форме выделения; 2) об утверждении порядка реорганизации ТСЖ в форме выделения; 3) об утверждении разделительного баланса и передаточного акта.
Районный суд определил, что в результате принятых общим собранием решений в одном многоквартирном доме имеет место быть товарищество собственников жилья и управляющая компания. Однако, положениями действующего законодательства предусмотрено, что в случае принятия решения собственниками одного дома, входящих в ТСЖ о смене способа управления, требуется принятие решения о реорганизации ТСЖ в форме выделения или разделения с целью составления разделительного баланса и передаточного акта, поскольку ТСЖ управляет многоквартирными домами, как единым комплексом, следовательно, необходимо определить какая часть общего имущества, прав и обязанностей реорганизованного ТСЖ отойдет к каждому многоквартирному дому.
Признавая решения собрания недействительными, районный суд исходил из того, что решение о ликвидации ТСЖ принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания, поскольку членство участников юридического лица ТСЖ «Олимп» возникло на основании заявлений о вступлении в члены товарищества, но не все собственники помещений в домах являются членами ТСЖ «Олимп», а общее собрание собственников помещений в одном доме не является общим собранием участников ТСЖ «Олимп».
Оспариваемое собрание проводилось в период с 29.06.2021 по 21.08.2021.
Ответчиками предоставлены: описи о направлении 27.10.2021 в адрес ТСЖ «Олимп» физическим лицом Хайдуновым В.В. заявлений о выходе из ТСЖ «Олимп» фио, фио, фио, Барахоевой М.Б., фио, фио, фио, фио, фио, фио, Левиной Н.В., Зима Ю.В., фио, Хайдунова В.В., фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио и копии данных заявлений, датированные июлем-октябрем 2021 года.
Согласно ч. 3 ст. 143 ЖК РФ, членство в товариществе собственников жилья прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме.
Согласно п. 7.3 Устава ТСЖ «Олимп» членство в Товариществе прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов Товарищества или с момента прекращения права собственности члена Товарищества на помещение в Комплексе.
Районный суд не принял указанные заявления во внимание при рассмотрении вопроса о недействительности решений собрания, которое проводилось в период с 29.06.2021 по 21.08.2021 на том основании, что вышеуказанные заявления направлены в ТСЖ «Олимп» третьим лицом без доверенности от членов ТСЖ «Олимп», подписи членов ТСЖ «Олимп» никем не заверены и суд лишен возможности проверить действительность заявлений, кроме того, заявления направлены после проведения оспариваемого собрания.
Также суд первой инстанции не принял во внимание предоставленные в дело решения внеочередных общих собраний по иным корпусам дома 20 по адрес адрес с аналогичной повесткой дня, поскольку закон предусматривает ликвидацию ТСЖ исключительно на основании решения общего собрания ТСЖ «Олимп», а не собственников помещений в каждом многоквартирном доме.
Согласно ч. 6 ст. 143 ЖК РФ членство в товариществе собственников жилья, созданном собственниками помещений в двух и более многоквартирных домах, прекращается у всех являвшихся членами товарищества собственников помещений в одном из многоквартирных домов с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества собственника помещения в многоквартирном доме, в товариществе которого после прекращения этого членства члены товарищества, являющиеся собственниками помещений в том же доме, будут обладать менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. После прекращения членства в товариществе собственники помещений в данном доме обязаны выбрать и реализовать один из указанных в ст. 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом.
Отклоняя доводы о наличии оснований для проведения общего собрания собственников помещений в доме по избранию нового способа управления со ссылкой на указанную норму, районный суд исходил из того, что в дело не представлены относимые и допустимые доказательства, что в корпусе № 3 д. 20 по адрес адрес члены ТСЖ на дату проведения оспариваемого собрания стали обладать менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.
Также суд первой инстанции установил, что в соответствии с положениями 145 ЖК РФ, решение вопроса о ликвидации товарищества относится к компетенции общего собрания членов товарищества, но не общего собрания собственников помещений. Члены ТСЖ при разделении обязаны согласовать права и обязанности, которые ранее возникли в связи с управлением ТСЖ, разделить общее имущество, долги, утвердить разделительный баланс. Как следует из протокола собрания, были приняты решения об изменении владельца специального счета на ООО «Сервис Град», об утверждении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт, об утверждении лица, уполномоченного представлять интересы собственников по вопросам проведения капитального ремонта на управляющую организацию ООО «Сервис Град».
На основании изложенного районный суд пришел к выводу, что совет дома и управляющая организация не могли быть избраны на оспариваемом собрании при наличии действующего ТСЖ «Олимп», был нарушен кворум при голосовании по вопросу повестки дня № 17.
Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1.1 ст. 44 ЖК РФ, принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, - принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, необходимый кворум для принятия решений по вопросу повестки общего собрания № 17 составляет более чем 7 662 голосов, в то время, как следует из оспариваемого протокола, «ЗА» проголосовали 97,45 % собственников от 9324,70 голосов, принимавших участие в голосовании, а не от общего количества голосов собственников МКД - 15322,60. В протоколе не отражен подсчет голосов, необходимый в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ.
Необходимый кворум для принятия решений по вопросу повестки общего собрания № 11 (решение уполномочить председателя Совета многоквартирного дома от лица собственников заключить договор управления многоквартирным домом с выбранной управляющей организацией) составлял более чем 7 662 голосов в то время, как следует из оспариваемого протокола «ЗА» проголосовали 96,76 % собственников, принимавших участие в голосовании, а не от общего количества голосов собственников МКД - 15 322,60. В протоколе не отражен подсчет голосов, необходимый в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ.
Суд не принял во внимание при рассмотрении дела копии заявлений от собственников помещений на имя ТСЖ «Олимп» о том, что поименованные в заявлениях лица не принимали участия в проведении оспариваемого общего собрания, поскольку подписи во всех заявлениях никем не заверены, указанные лица в качестве свидетелей судом не допрашивались. Вместе с тем, представленные суду копии заявлений собственников помещений о принятии в члены ТСЖ по корпусу 3 заверены надлежащим образом и приняты судом в качестве надлежащих доказательств в соответствии со ст. 71 ГПК РФ.
Также суд принял во внимание, что председателю правления ТСЖ «Олимп» фио не была передана вся документация от предыдущего председателя правления, что подтверждается апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22.09.2016 по делу № 33-37971/2016, а также решением Солнцевского районного суда адрес от 18.10.2013 по делу № 2-1311/2013 по иску ТСЖ «Олимп» к фио, МИФНС № 46 по адрес об обязании передать финансово-хозяйственные документы.
На основании изложенного районный суд принял как достоверное объяснение представителя истцов о невозможности по независящим от товарищества причинам предоставить все заявления членов ТСЖ «Олимп» по корпусу 3.
Ссылку ответчиков на решение Никулинского районного суда адрес от 04 мая 2022 г. по делу № 2а-273/2022, которым ТСЖ «Олимп» отказано в удовлетворении административного иска к адрес Москвы о признании недействительным решений о включении в реестр лицензий ООО «СервисГрад» сведений об управлении многоквартирными домами по адресу: адрес,2,3,4 суд не принял во внимание, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что в силу закона не допускается изменение формы управления многоквартирным домом в том случае, если в доме существует ТСЖ и оно не ликвидировано, и если более 50 % собственников являются членами соответствующего товарищества, передача общего имущества МКД от ТСЖ «Олимп» никем не производилась, и не могла быть осуществлена без ликвидации ТСЖ, без разделительного баланса, районный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое собрание не вправе было принимать решения об изменении способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: адрес, о выборе совета дома и ликвидации ТСЖ «Олимп», утверждать форму договора управления, выбирать управляющую организацию ООО «Сервис Град», принимать решения уполномочить ООО «Сервис Град» направить в адрес ТСЖ «Олимп» уведомление о расторжении договора управления, а также принимать другие решения по всем вопросам повестки дня, в связи с чем, признал оспариваемое внеочередное собрание в форме заочного голосования незаконным, а решения, принятые на нем, недействительными.
Судебная коллегия проверяет решение по доводам апелляционной жалобы Левиной Н.В., Хайдунова В.В., оснований для его отмены, изменения не усматривает.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами жилищного законодательства пришел к правильному выводу о том, что ТСЖ «Олимп» является управляющей организацией четырех многоквартирных домов, расположенных по адресу: адрес, 2, 3, 4 с 2009 г. и решение о ликвидации ТСЖ «Олимп» не относится к компетенции данного собрания собственников одного многоквартирного дома, поскольку является компетенцией общего собрания членов ТСЖ «Олимп» (всех четырех многоквартирных домов). Избрание собственниками жилых помещений одного дома, входящего в ТСЖ, иного способа управления означает необходимость реорганизации этого товарищества, а в данном случае инициаторы собрания выбрали неправомерный путь ликвидации ТСЖ «Олимп», а не реорганизации (разделение, выделении) товарищества, созданного в нескольких многоквартирных домах. Из материалов дела следует, что с 2009 года более 50 % собственников помещений в МКД по адресу: адрес, являлись членами ТСЖ «Олимп». Ответчики данное обстоятельство фактически признавали (л.д. 8 т. 2) и не представили относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что члены ТСЖ в указанном доме на дату проведения спорного собрания стали обладать менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, что обязывало бы общее собрание собственников помещений в доме избрать новый способ управления. Заявления о выходе из ТСЖ «Олимп» фио, фио, фио, Барахоевой М.Б., фио, фио, фио, фио, фио, фио, Левиной Н.В., Зима Ю.В., фио, Хайдунова В.В., фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио и копии данных заявлений датированы июлем-октябрем 2021 года, то есть, составлены после оспариваемого собрания, проведенного в период с 29.06.2021 по 21.08.2021. Соответственно, при способе управления - ТСЖ «Олимп», собственники одного многоквартирного дома не вправе избирать совет многоквартирного дома, выбирать новую управляющую организацию, заключать с ней договор управления МКД.
Вопреки доводам апелляторов, в силу п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ именно товарищество собственников жилья вправе: 1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; 2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; 3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Таким образом, данные вопросы не относятся к компетенции общего собрания собственников МКД при наличии в нем товарищества собственников жилья.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в части несогласия с признанием недействительным решения собрания по вопросу повестки дня № № 11, 17 также не влекут вмешательство в судебное постановление, поскольку обоснованно признаны недействительными решения по вопросам повестки дня №№ 3, 4 и 9 об избрании совета многоквартирного дома, о выборе способа управления – управляющей организации, о выборе управляющей организации и заключение договора управления с 01.10.2021 – ООО «СервисГрад», следовательно, являются ничтожными и производные решения по вопросам повестки дня № № 11 и 17 о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями от лица собственников заключить договор управления многоквартирным домом с выбранной управляющей организацией, об изменении владельца специального счета на ООО «СервисГрад» и о назначении его уполномоченным лицом представлять интересы собственников по вопросам проведения капитального ремонта при взаимодействии с владельцем специального счета и региональным оператором, в том числе передавать протокол общего собрания о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Вопросам повестки дня, касающиеся организации и порядка проведения собрания, обоснованно признаны судом недействительными, как производные от указанных выше недействительных решений.
Согласно апелляционным жалобам лиц, не привлеченных к участию в деле Емолкиной Е.Г., Старковой И.Н., фио, Осиюк Г.В., им было известно о подаче настоящего иска, но они намеренно не вступали в дело.
Судебная коллегия приходит к выводу об оставлении апелляционных жалоб кассационных жалоб Емолкиной Е.Г., Старковой И.Н., фио, Осиюк Г.В. без рассмотрения по существу, поскольку указанные лица, как участники собрания, голосовавшие за принятие решений собрания, могли вступить в дело в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на стороне ответчика (абз. 2 пункта 118 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25), обязанность по обязательному привлечению их к делу у суда, принимая во внимание наличие в деле надлежащего ответчика, в данном случае отсутствовала. В связи с чем, в смысле приведенных разъяснений лица, не реализовавшие свои права в рамках настоящего дела, не относятся к лицам, которые могут обжаловать решение в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст.193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Никулинского районного суда адрес от 19 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Левиной Н.В., Хайдунова В.В. без удовлетворения.
Апелляционные жалобы лиц, не привлеченных к участию в деле Емолкиной Е.Г., Старковой И.Н., фио, Осиюк Г.В. оставить без рассмотрения по существу.
Председательствующий
Судьи
1