№...
РЕШЕНИЕ
13 мая 2016 года г.Белорецк
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Вильдановой А.Р.,
с участием заместителя Белорецкого межрайонного прокурора Чиликина В.А., лица, привлеченного к административной ответственности Швейкиной О.А.,
при секретаре Кирановой Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании протест Белорецкого межрайонного прокурора на постановление №... от ... о привлечении Швейкиной О.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением председателя административной комиссии администрации муниципального района ... РБ №... от ... Швейкина О.А. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Белорецкий межрайонный прокурор подал протест, в котором просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании заместитель Белорецкого межрайонного прокурора Чиликин В.А. изложенные в протесте доводы поддержал, суду показал, что Белорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения административного законодательства, в ходе которой выявлены грубые нарушения. Постановлением председателя административной комиссии администрации муниципального района ... РБ №... от ... Швейкина О.А., ... года рождения, привлечена к административной ответственности и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 300 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях. Считает, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. Протокол №... от ... не содержится достаточных сведений о надлежащем извещении физического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол свидетельствует о том, что права и обязанности Шевйкиной О.А., а также иным участникам производства по делу не разъяснялись, возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении не предоставлялась. В материалах дела об административном правонарушении №... от ... не имеется сведений о присутствии Швейкиной О.А. при рассмотрении данного дела и о её надлежащем извещении, что лишило её возможности реализовать свои права на всесторонне, полное и объективное рассмотрение дела. Согласно штампу входящей корреспонденции материал об административном правонарушении в отношении Швейкиной О.А. поступил в административную комиссию ..., протокол об административном правонарушении составлен ..., а рассмотрены материалы и протокол лишь 22.03.2016г., т.е. на 44 день с момента поступления материалов в комиссию и на 42 день после составления протокола об административном правонарушении. Также оспариваемое постановление не содержит информации о получателе штрафа. Изучение материала показало, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, каковым является Швейкина О.А., при даче ею объяснений ... не были разъяснены права, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ. Свидетелю ФИО1 не были предварительно разъяснены ее права и обязанности, предусмотренные частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, в связи с чем объяснения вышеуказанных лиц получены с нарушениями норм КоАП РФ и их нельзя признать допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении. Просит постановление председателя административной комиссии администрации муниципального района ... РБ №... от ... по делу об административном правонарушении в отношении Швейкиной О.А. отменить, производство по делу прекратить.
Представитель административной комиссии администрации муниципального района ... РБ в судебное заседание не явился. Согласно представленного в суд заявления протест заместителя Белорецкого межрайонного прокурора В.А.Чиликина оставляет на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя административной комиссии.
Швейкина О.А. в судебном заседании с доводами протеста согласилась.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.72Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76).
В соответствии со ст.1.1КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей2.1КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст.22.1КоАП РФ административными комиссиями, созданными в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий, установленных этими законами.
Таким законом Республики Башкортостан является Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях, принятый Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан ....
В соответствии с ст. 1.1 указанного Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях законодательство Республики Башкортостан об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законах, Конституции Республики Башкортостан и состоит из настоящего Кодекса.
Поскольку порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях не урегулирован Кодексом Республики Башкортостан об административных правонарушениях, следовательно, эти правоотношения подлежат разрешению в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 13.8 КоАП Республики Башкортостан совершение рукоприкладства, ругательств, иных действий, посягающих на здоровье, честь и достоинство членов семьи, а также совместно проживающих лиц (семейно-бытовое дебоширство), если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере трехсот рублей.
Как установлено в судебном заседании, следует из административного дела, ... в дежурную часть Отдела МВД России по ... от Шейкиной О.А. поступило сообщение о том, что в ... ударила по животу тетя ФИО1
По данному факту ... от Швейкиной О.А., ... от ФИО1 отобраны объяснения и ... участковым уполномоченным ОУУП и ПДН отдела МВД России по ... в отношении Швейкиной О.А. и ФИО1 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием в их действиях состава преступления, предусмотренного ст.115 ч.2, 116 ч.2, 213 УК РФ..
Изучение данного материала показало, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, каковым является Швейкина О.А., при даче ею объяснений ... не были разъяснены права, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ. Свидетелю ФИО1 не были предварительно разъяснены ее права и обязанности, предусмотренные частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ.
Поскольку нарушением, влекущим невозможность использования доказательств может быть признано, в частности получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется, производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч.1 ст.25.1, ч.2 ст.25.2, ч.3 ст.25.5 КоАП РФ, объяснения вышеуказанных лиц получены с нарушениями норм КоАП РФ и их нельзя признать допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
... начальником отдела МВД России по ... вынесено определение о передаче административного дела в отношении Швейкиной О.А. по подведомственности в административную комиссию.
... данный материал, согласно штампу входящей корреспонденции, поступил в административную комиссию.
Как верно указал в своем представлении прокурор, протокол об административном правонарушении в отношении Швейкиной О.А. составлен заведующим сектором анализа и прогнозирования потребительского рынка и услуг отдела развития агропромышленного сектора, членом административной комиссии администрации муниципального района ... РБ Кирсановой Л.Р. ..., а рассмотрены материалы и протокол лишь ..., т.е. с нарушением срока, предусмотренного ч.1 ст. 29.6 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи28.2КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений указанной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ст.29.8КоАП РФ протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.
В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:
1) дата и место рассмотрения дела;
2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;
3) событие рассматриваемого административного правонарушения;
4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
7) документы, исследованные при рассмотрении дела.
Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.
Согласно п.3-4.1 ст.28.2КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, по смыслу указанных положений, физическое лицо должно присутствовать при составлении протокола.
Согласно п. 4 ч. 1 ст.29.7КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Следовательно, рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении Швейкиной О.А. к административной ответственности возможны только при условии наличия данных о надлежащем извещении её о месте и времени рассмотрения указанного дела.
Исходя из положений ч. 1 ст.1.6КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Такое разъяснение дал Пленум ВАС РФ в п. 10 Постановления от ... N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Если в ходе рассмотрения дела будет выявлено, что протокол был составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Вместе с тем из материалов дела следует, что о времени, дате и месте составления протокола об административном правонарушении Швейкина О.А. надлежащим образом не извещена, процессуальные права и обязанности ей не разъяснены, доказательства направления Швейкиной О.А. копии протокола отсутствуют.
Таким образом, протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие Швейкиной О.А., в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, с нарушением требований, предусмотренных статьей28.2КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для назначения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из текста постановления №... от ..., рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Швейкиной О.А. производилось в её отсутствие, тогда как в силу ст.25.1КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи28.6КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения, в нарушение указанной нормы, постановление вынесено в отсутствие привлекаемого к административному наказанию лица.
Сведения об извещении Швейкиной О.А. о месте и времени рассмотрения дела отсутствуют, поскольку в протоколе №... об административном правонарушении после фразы «Рассмотрение материалов дела об административном правонарушении состоится ... в малом зале администрации муниципального района ... РБ, по адресу: ...» подпись Швейкиной О.А. отсутствует. Иных доказательств, свидетельствующих об извещении Швейкиной О.А., не имеется.
Указанные обстоятельства лишили Швейкину О.А. возможности реализовать свои права на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела.
В силу п.п.4, 6 ч.1 ст.29.10КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Согласно ст.26.1КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Так, административная ответственность по ч. 1 ст.13.8 КоАП РБ за семейно-бытовоедебоширствопредусмотрена в случае совершения рукоприкладства, ругательств, иных действий, посягающих на здоровье, честь и достоинство членов семьи, а также совместно проживающих лиц если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации, то есть состав вменяемого административного правонарушения является альтернативным.
В нарушение ч. 2 ст.4.1КоАП РФ постановление не содержит указания на обстоятельства, которые учитывались при назначении наказания в виде штрафа (характер совместного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение и т.п.).
В соответствии с ч.1.1 ст. 29.10 КоАП РФ, в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
В нарушение указанной нормы, информацию о получателе штрафа постановление №... от ... не содержит.
Согласно п. 6 ч. 1 ст.24.5КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с ст.4.5КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Со дня совершения Швейкиной О.А. административного правонарушения - ..., прошло более двух месяцев, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.3 - 30.12 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии администрации муниципального района ... РБ №... от ... о привлечении Швейкиной О.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности на основании п. 6 ч. 1 ст.24.5КоАП РФ.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Белорецкий межрайонный суд РБ в течение 10 дней.
Судья: А.Р.Вильданова