Дело № 2-1858/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
10 июня 2015 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующей Грошковой В.В.
при секретаре Стадниченко К.Е.,
с участием представителя заявителя Захарова И.В.,
представителя заинтересованного лица Лисецкой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Левковской Я. В., Круть С. А., Севастьянова В. П., Голодняк А. А., Мандрыка Л. А., Романишина Е. Е.ча, Романишина П. Е., Подопригора Ж. Ю., Нурджанян С. Ш., Грамматикопуло Г. А., Габриелян А. Н., Черемисиновой М. А., Тренина Е. В., ЖСК «Тираспольская 1», Беляевой Т. И., Егоровой А. Ф., Мудрик К. Э. об оспаривании действий должностных лиц Управления государственного строительного надзора Краснодарского края,
у с т а н о в и л :
Левковская Я.В., Круть С.А., Севастьянов В.П., Голодняк А.А., Мандрыка Л.А., Романишин Е.Е., Романишин П.Е., Подопригора Ж.Ю., Нурджанян С.Ш., Грамматикопуло Г.А., Габриелян А.Н., Черемисинова М.А., Тренин Е.В., ЖСК «Тираспольская 1», Беляева Т.И., Егорова А.Ф., Мудрик К.Э. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц Управления государственного строительного надзора Краснодарского края.
В обоснование заявленных требований указали, что в конце апреля 2015 года им стало известно, что работники УГСН Краснодарского края без уведомления и присутствия заявителей провели неоднократные проверки объекта незавершенного строительства по адресу: к.Анапа, пер.Тираспольский, 1, принадлежащего заявителям на праве долевой собственности на основании решения Анапского городского суда от 08.12.2011 по делу № 2-4159/2011.
Данные действия были обжалованы в суд, однако не дождавшись вступления в законную силу решения суда, работники УГСН КК 16.12.14 года вновь незаконно провели проверку, составили Акт проверки № 02-65-Ю-279 от 16.12.14 года и выписали такое же незаконное Предписание № 02-65-Ю-119-ЛЕ от 16.12.14 года, на основании Распоряжения № 02-5457 от 24 ноября 2014 года о проведении внеплановой, выездной проверке жилищно-строительного кооператива «Тираспольская 1», изданного первым заместителем руководителя управления государственного строительного надзора Краснодарского края Меликян В.В.
В соответствии с Решением Краснодарской краевой прокуратуры от 4.04.14 года первым заместителем прокурора края в согласовании проведения внеплановой выездной проверки было отказано на основании п/п. 3. п.11 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» - отказано ввиду несоблюдения требований к оформлению решения органа госконтроля о проведении внеплановой выездной проверки, так как проведение проверки осуществлялось в рамках судебного производства по гражданскому делу № 2-990/2014 по иску БАВ к ЖСК«Тираспольская 1» о запрете строительства и на него распространялись только нормы Гражданского процессуального кодекса, но не нормы административного законодательства. К тому же, Заместитель Краснодарского краевого прокурора указал, что среди мероприятий по контролю не было указано изучение документов юридического лица, то есть не было даже назначено документарной проверки. Затребование УГСН документов, не относящихся к предмету проверки (выполнение ранее выданных предписаний), и установление новых нарушений, свидетельствует о нарушении ст.15 Закона № 294-ФЗ, которой установлены ограничения при проведении проверки, среди которых содержится запрет требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов. Данные нарушения были выявлены и указаны в Решении Краснодарской краевой прокуратуры от 4.04.14 года, но проигнорированы УГСН.
Кроме этого, действия по проведению проверок начаты на основании определения Анапского городского суда от 28.03.2014 по гражданскому делу № 2-990/2014, которым была назначена проверка вместо назначения судебной экспертизы. Однако, в нарушение действующего законодательства, несмотря на отказ в согласовании проверки, Управлением Госстройнадзора Краснодарского края по итогам проверки, помимо акта проверки, незаконно был составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление о привлечении к административной ответственности и ЖСК «Тираспольская 1» выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Вместе с этим ГПК РФ не предусмотрена возможность назначения административного наказания лицом, привлеченным к участию в деле как располагающим специальными познаниями. Однако работники УГСН продолжили свои незаконные проверки, несмотря ни на Решение Краснодарской краевой прокуратуры от 4.04.14 года об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки, ни на прямые письменные указания зам. Краснодарского краевого прокурора, ни на приостановление действия первичного Предписания от 10.04.2014 года Арбитражным судом, препятствуя заявителям в осуществлении подготовительных работ, необходимых для получения проектно-разрешительной документации и продолжения строительства после получения соответствующего Разрешения органа местного самоуправления.
В настоящее время гражданское дело № 2-990/2014 по иску БАВ к ЖСК «Тираспольская, 1» о запрете строительства рассмотрено и апелляционной инстанцией Краснодарского краевого суда 10.07.14 года в иске БАВ о запрете строительства отказано. Данное судебное постановление вступило в законную силу и таким образом производство по данному гражданскому делу окончено. Суд апелляционной инстанции в Определении от 10.07.14г. уже указал на незаконность выводов Управления государственного строительного надзора Краснодарского края, изложенных в Заключении от 10.04.14 года № 69.3745/ш-01, с которого скопирован первичный Акт проверки от 10.04.2014г. №02-65-Ю-69-ШЭ, без проведения соответствующей судебной строительной экспертизы. Однако Управлением Госстройнадзора Краснодарскому краю в августе и в октябре 2014 года вновь назначены и проведены проверки исполнения предписания, действие которого приостановлено судом.
Указанные действия являются грубым нарушением Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». То есть, изначально проверки Управлением государственного строительного надзора Краснодарского края были проведены незаконно. Следовательно, проведение неоднократных внезапных внеплановых проверок, без надлежащего уведомления представителей ЖСК «Тираспольская, 1», противоречат Федеральному законодательству, а все оформленные в результате данных проверок документы приняты в его нарушение.
Оспариваемые действия нарушают наши права и законные интересы, поскольку лишили заявителей права на защиту, так как проведены без какого-либо заблаговременного уведомления, они не участвовали в их проведении, на ЖСК «Тираспольская, 1» незаконно возложена обязанность по выполнению определённых действий, которые они исполнить не в состоянии по объективным причинам, к тому же, вынесены незаконные и необоснованные требования о предоставлении им документации на возведение строительного объекта, построенного другими лицами, что нарушило конституционный принцип презумпции невиновности, предусмотренный международным законодательством, а также предусмотренный ст. 1.5 КоАП РФ. Из Акта проверки от 10.04.2014 года следует, что здание выстроено не заявителями, а Севастьяновым В.П. еще до 2007 года, до 8 этажей, а сейчас, по утверждению работников УГСН на объекте якобы ведутся строительные работы.
Не имеется никаких доказательств, что данные работы велись именно ЖСК, и они могут считаться строительными, что они велись по их просьбе, именно после приобретения ими права собственности на данный объект, поскольку ими каких-либо строительных работ не проводилось. Более того, работниками УГСН указано, что работы велись именно в 2013 году. В ходе проверки нельзя было не заметить, что на данном объекте не имеется никакой строительной техники, крана, либо других каких-либо строительных механизмов. Напротив, один из совладельцев данного здания - Севастьянов В.П., имеющий долю в данном объекте недвижимости на основании решения Анапского городского суда от 8.12.11г. по делу №2-4159/11г., вступившего в законную силу, проводил даже не капитальный ремонт, а лишь принимал меры к устранению следов пожара. То есть, действия совладельцев здания направлены только на его сохранение и очистку стен от следов пожара 2007 года, а действия ЖСК - на уборку строительного мусора и подготовку проектной и разрешительной документации для проведения строительства в будущем. К тому же, 9 апреля 2014г. представителю Управления государственного строительного надзора Краснодарского края ШЭА, была предоставлена вся необходимая документация, в том числе архитектурный проект, Акты освидетельствования скрытых работ, Заключения экспертов по обследованию данного строения и решения судебных органов. К тому же, ему было сообщено о возможности ознакомится с материалами гражданского дела Анапского городского суда от 28.03.2014, вынесенного по гражданскому делу по иску БАВ к ЖСК «Тираспольская, 1» о запрете строительства (дело №2-990/2014), к участию в котором было привлечено Управления государственного строительного надзора Краснодарского края. При рассмотрении дела № 2-811/2013г. решением Анапского городского суда от 05.03.2013г. удовлетворены исковые требования ЖСК «Тираспольская 1» к Администрации МО г-к Анапа, Севостьянову В.П., Верхову А.А., Управлению Росреестра по Краснодарскому краю о признании права собственности на незавершенный строительством объект - жилищно-гостиничный комплекс лит. Д, 44% готовности, расположенный по адресу: г-к Анапа, пер. Тираспольский, 1.
В соответствии с данным решением, вступившим в законную силу, установлено, что спорное здание построено физическими лицами - Севастьяновым В.П. и ВАА на средства граждан, объединившихся позднее в ЖСК «Тираспольская, 1», и поэтому за ЖСК «Тираспольская, 1» признано право собственности на незавершенный строительством объект. Суд указал, что строительство велось лично ВАА, который получал деньги от граждан и не вносил их в кассу ТСЖ, а зачислял их на свои личные счета и передавал подрядным организациям для постройки здания, за что он был привлечен к уголовной ответственности. То есть, строительство данного объекта произведено не заявителями, а другими лицами, и уже давно истекла давность привлечения лица, совершившего административное правонарушение.
Поэтому Предписания, выданные по результатам мероприятий по контролю и надзору, являются незаконными и незаконно возлагают на заявителей обязанности по устранению несуществующих нарушений градостроительного законодательства.
В связи с чем заявители просят суд признать незаконными и нарушающими их права действия должностных лиц – работников Управления государственного строительного надзора Краснодарского края, выраженные в издании Распоряжения № 02-5457 от 24 ноября 2014 года о проведении внеплановой, выездной проверки, в проведении проверки 16.12.14 года, составлении Акта проверки от 16.12.2014 №02-65-Ю-279-ЛЕ, а также в выдаче Предписания № 02-65-Ю-119-ЛЕ от 16.12.14 года, а также обязать их устранить указанные нарушения следующим образом:
- признать незаконным и отменить Распоряжение № 02-5457 о проведении внеплановой, выездной проверки от 24 ноября 2014г., изданное первым заместителем руководителя управления государственного строительного надзора Краснодарского края Меликян В.В.,
- признать незаконным и отменить Предписание № 02-65-Ю-119-ЛЕ от 16.12.14г. об устранении нарушений при строительстве принадлежащего нам объекта капитального строительства, составленное сотрудником органа государственного надзора Лисецкой Е.А.
В судебном заседании представитель заявителя Левковской Я.В. - Захаров И.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.
Заявители Круть С.А., Севастьянов В.П., Голодняк А.А., Мандрыка Л.А., Романишин Е.Е., Романишин П.Е., Подопригора Ж.Ю., Нурджанян С.Ш., Грамматикопуло Г.А., Габриелян А.Н., Черемисинова М.А., Тренин Е.В., ЖСК «Тираспольская 1», Беляева Т.И., Егорова А.Ф., Мудрик К.Э., надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица УГСН Краснодарского края - Лисецкая Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях. Одновременно просила суд прекратить производство по настоящему делу, ссылаясь на то, что определением Анапского городского суда от 18.03.2015 года по делу №2-305/2015, оставленному в силе апелляционным определением, производство по аналогичному заявлению по тому же спору, по тем же основаниям и с тем же составом лиц прекращено.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела вступившим в законную силу решением Анапского городского суда от 8.12.2011 года за заявителями признано право собственности на доли в виде жилых помещений в незавершенном строительством объекте - 13-ти этажном жилищно-гостиничном комплексе, расположенном по адресу: г.Анапа, пер. Тираспольский. 1.
Решением Анапского городского суда от 5.03.2013 года за ЖСК "Тираспольская 1" признано право собственности на объект незавершенного строительства степенью готовности 44%, расположенный по вышеуказанному адресу. на основании данного решения суда ЖСК выдано свидетельство о праве собственности.
16.12.2014 года работники УГСН КК провели проверку, составили Акт проверки № 02-65-Ю-279 от 16.12.14 года и выписали Предписание № 02-65-Ю-119-ЛЕ от 16.12.14 года, на основании Распоряжения № 02-5457 от 24 ноября 2014 года о проведении внеплановой, выездной проверке жилищно-строительного кооператива «Тираспольская 1», изданного первым заместителем руководителя управления государственного строительного надзора Краснодарского края Меликян В.В. в отношении вышеуказанного объекта незавершенного строительства.
В соответствии с Решением Краснодарской краевой прокуратуры от 04.04.2014 года первым заместителем прокурора края в согласовании проведения внеплановой выездной проверки было отказано на основании п/п. 3. п.11 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» - ввиду несоблюдения требований к оформлению решения органа госконтроля о проведении внеплановой выездной проверки, так как проведение проверки осуществлялось в рамках судебного производства по гражданскому делу № 2-990/2014 по иску БАВ к ЖСК«Тираспольская 1» о запрете строительства и на него распространялись только нормы Гражданского процессуального кодекса, но не нормы административного законодательства.
Также заместитель Краснодарского краевого прокурора указал, что среди мероприятий по контролю не было указано изучение документов юридического лица, то есть не было назначено документарной проверки. Затребование УГСН документов, не относящихся к предмету проверки (выполнение ранее выданных предписаний), и установление новых нарушений, свидетельствует о нарушении ст.15 Закона № 294-ФЗ, которой установлены ограничения при проведении проверки, среди которых содержится запрет требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.
Данные нарушения были выявлены и указаны в Решении Краснодарской краевой прокуратуры от 4.04.14 года, но проигнорированы УГСН Краснодарского края.
Кроме этого, действия по проведению проверок начаты на основании определения Анапского городского суда от 28.03.2014 по гражданскому делу № 2-990/2014, которым была назначена проверка вместо назначения судебной экспертизы.
Данным проверкам неоднократно давалась оценка судебными инстанциями и апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 17.03.2015 года по делу №33-5620/2015 признаны незаконными и отменены предписания УГСН Краснодарского края от 10.04.2015 года №02-65-Ю-36-ШЭ, от 20.05.2014 года №02-65-Ю-44-ЛЕ, от 22.08.2014 года №02-65-Ю-73-ЛЕ, от 15.10.2014 года №02-65-Ю-95-ЛЕ. В обоснование данного судебного акта указано, что строительство спорного объекта ЖСК "Тираспольская 1" не осуществлялось, строительные работы прекращены в 2007 году, спорная постройка соответствует строительным и иным нормам и правилам, проводимая в апреле 2014 года проверка и основания ее проведения являлись незаконными и не обоснованными, отсутствовали согласования на проведение внеплановой проверки, соответственно последующие после 10.04.2014 года проверки и предписания, являются незаконными.
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В связи с чем суд полагает, что изложенные в апелляционном определении суда от 17.03.2015 года выводы о незаконности предыдущих проверок и предписаний, а также оснований их проведения, являются обязательными при рассмотрении настоящего дела.
Также судом принимается во внимание то обстоятельство, несмотря на отказ в согласовании проверки Краснодарской краевой прокуратурой, Управлением Госстройнадзора Краснодарского края по итогам проверки, помимо акта проверки, незаконно был составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление о привлечении к административной ответственности и ЖСК «Тираспольская 1» выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Согласно предоставленных в материалы дела судебных актов все постановления Управления ГСН КК о привлечении к административной ответственности ЖСК "Тираспольская 1" отменены, производство по делу прекращено.
Действия работников УГСН Краснодарского края не соответствуют требованиям Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так как изначально проверки УГСН Краснодарского края были проведены незаконно, без получения согласования, следовательно, проведение неоднократных последующих внезапных внеплановых проверок, без надлежащего уведомления представителей ЖСК «Тираспольская 1», противоречат Федеральному законодательству, а все оформленные в результате данных проверок документы приняты в его нарушение.
Оспариваемые действия нарушают права и законные интересы заявителей, поскольку лишили их права на защиту, так как проведены без какого-либо заблаговременного уведомления, они не участвовали в их проведении, на ЖСК «Тираспольская, 1» незаконно возложена обязанность по выполнению определённых действий, которые ЖСК исполнить не в состоянии по объективным причинам, к тому же, вынесены незаконные и необоснованные требования о предоставлении им документации на возведение строительного объекта, построенного другими лицами.
Суд полагает, что с учетом имеющегося апелляционного определения от 17.03.2015 года по делу №33-5620/2015 нельзя признать законным Распоряжение № 02-5457 от 24 ноября 2014 года о проведении внеплановой, выездной проверки, изданное на основании отмененного Предписания № 02-65-Ю-95-ЛЕ от 15 октября 2014 года, а также нельзя признать законными все действия работников УГСН, основанные на данном незаконном Распоряжении.
В связи с чем требования заявителей подлежат удовлетворению.
Доводы представителя заявителя о прекращении производства по делу судом приняты быть не могут, так как при вынесении определения Анапским городским судом от 18.03.2015 года по делу №2-305/2015 о прекращении производства по делу, несмотря на идентичность оснований, был другой состав лиц, в связи с чем ст. 61 ГПК РФ в данном случае применению не подлежит.
Кроме того на момент рассмотрения настоящего дела все постановления о привлечении ЖСК "Тираспольская 1" к административной ответственности отменены, производство по делам об административных правонарушениях прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения, соответственно настоящий спор подлежит рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ.
Пунктом 7 Пленума ВС РФ №2 от 10.02.2009 установлено, что в порядке главы 25 ГПК РФ суды не вправе рассматривать дела об оспаривании решений, действий (бездействия), связанных с применением норм КоАП РФ: в том числе решений, действий (бездействия), в отношении которых КоАП РФ не предусматривает порядка обжалования и которые, являясь неразрывно связанными с конкретным делом об административном правонарушении, не могут быть предметом самостоятельного обжалования (доказательства по делу, которыми являются и протоколы о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении). В этом случае доводы о недопустимости конкретного доказательства либо применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут быть изложены как в ходе рассмотрения дела, так и в жалобе на постановление или решение по делу об административном правонарушении.
Однако данное правило не касается оспаривания действий должностных лиц в случае, когда дело об административном правонарушении не возбуждалось или в случае прекращения дела об административном правонарушении, в том числе в связи с отсутствием состава правонарушения.
Таким образом судом рассматриваются заявленные требования о признании незаконными действий должностных лиц УГСН КК, выразившиеся в издании распоряжений о проведении проверок, составлении актов проверок, выдаче предписаний по устранению нарушений требований градостроительного законодательства, так как указанные документы фактически составлены не в рамках дел об административных правонарушениях и не являются неразрывно связанными с делами об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление Левковской Я. В., Круть С. А., Севастьянова В. П., Голодняк А. А., Мандрыка Л. А., Романишина Е. Е.ча, Романишина П. Е., Подопригора Ж. Ю., Нурджанян С. Ш., Грамматикопуло Г. А., Габриелян А. Н., Черемисиновой М. А., Тренина Е. В., ЖСК «Тираспольская 1», Беляевой Т. И., Егоровой А. Ф., Мудрик К. Э. об оспаривании действий должностных лиц Управления государственного строительного надзора Краснодарского края, - удовлетворить.
Признать незаконными действия должностных лиц Управления государственного строительного надзора по Краснодарскому краю, выразившиеся в издании распоряжения №02-5457 от 24.11.2014 года о проведении внеплановой, выездной проверки; в проведении проверки 16.12.2014 года, составлении акта проверки от 16.12.2014 года №02-65-Ю-279-ЛЕ, выдаче предписания №02-65-Ю-119-ЛЕ от 16.12.2014 года.
Обязать должностных лиц Управления государственного строительного надзора по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения путем признания незаконным и отмены распоряжения №02-5457 о проведении внеплановой выездной проверки от 24.11.2014 года, составленного заместителем руководителя УГСН Краснодарского края Меликяном В.В., предписания №02-65-Ю-119-ЛЕ от 16.12.2014 года, составленного сотрудником УГСН Краснодарского края Лисецкой Е.А.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение 1 месяца через Анапский городской суд.
Председательствующий: