дело № 2-72/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Эвенск 11 апреля 2016 года
Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего и.о. судьи Северо-Эвенского районного суда Магаданской области Токшаровой Н.И.
с участием помощника прокурора г.Магадана Литвиненко В.Е.,
при секретаре Осокиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северо-Эвенского районного суда в п. Эвенск гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области к унитарному муниципальному предприятию «Коммунальная энергетика» об устранении в срок до 01.09.2016 нарушений требований закона об охране атмосферного воздуха, а именно получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,-
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Северо-Эвенского района Магаданской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к унитарному муниципальному предприятию «Коммунальная энергетика» поселка Эвенск Магаданской области (далее – УМП «Комэнерго») о возложении обязанности на ответчика в срок до 01.09.2016 устранить нарушения требований закона об охране атмосферного воздуха, а именно получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В обоснование иска прокурор сослался на нормы ст. 42 Конституции РФ, Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от 31.12.2010 г. № 579, указав, что в ходе проведенно проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха УМП «Комэнерго», установлено, что в нарушение требований указанного федерального законодательства, переданные в эксплуатацию УМП «Комэнерго», согласно постановлению администрации п.Эвенск от 25.03.2015 № 09-па, котельные осуществляют бесперебойную работу, в ходе которой суточный расход угля составляет 28,221 тонны. УМП «Комэнерго» не имеет разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которым устанавливаются допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха, что является недопустимым.
Представитель ответчика УМП «Комэнерго» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, – администрации Северо-Эвенского городского округа в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно письменному заявлению просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, против удовлетворения заявленных исковых требований не возражает.
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Прокурор в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Выслушав мнение прокурора, исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
На основании пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 1 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Статья 3 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" в качестве одно из основных принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха предусматривает обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
В силу части 1 статьи 14 указанного Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В целях реализации ст. 21 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 373 утверждено Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников (далее – Положение).
Пунктом 9 Положения установлено, что организации обязаны вести первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями пунктов 6 и 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации или данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1.3, 1.4 Устава УМП «Комэнерго» последнее является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и правовыми актами Российской Федерации, Магаданской области, Северо-Эвенского района, поселения Эвенск, Уставом. В соответствии с пунктом 2.2 Устава УПК «Комэнерго» осуществляет деятельность, в числе других, по выработке тепловой энергии, сезонное круглосуточное водоснабжение потребителей горячей водой.
Постановлением главы администрации поселка Эвенск от 25 марта 2015 № 09-па за УМП «Комэнерго» закреплены на праве хозяйственного ведения производственные здания - больничная котельная, расположенная по ул. Гоголя п.Эвенск, новая центральная котельная, расположенная по ул.Геологов п.Эвенск, центральная котельная старая, расположенная по ул.Геологов п.Эвенск. Согласно исковому заявлению, материалам дела УМП «Комэнерго» эксплуатирует вышеуказанные котельные, являющиеся стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые осуществляют бесперебойную работу.
В судебном заседании также установлено и следует из материалов дела, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха, проведенной Северо-Эвенской прокуратурой, установлено, что УМП «Комэнерго» при осуществлении своей деятельности не обращалось за оформлением разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) в Управление Росприроднадзора по Магаданской области, что подтверждается сведениями УМП «Комэнерго» от 16.03.2016 № 236, Управления Росприроднадзора по Магаданской области от 19.03.2016 № ВХ-06/1034.
Выявленными нарушениями требований в области охраны окружающей среды ответчиком нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик, являясь участником отношений, связанных с охраной атмосферного воздуха, урегулированных Законом РФ «Об охране атмосферного воздуха», не получил разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в связи с чем заявленные прокурором Северо-Эвенского района требования подлежат удовлетворению.
Учитывая, что прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, а суд принял решение об удовлетворении исковых требований, то в силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области к унитарному муниципальному предприятию «Коммунальная энергетика» об устранении в срок до 01.09.2016 нарушений требований закона об охране атмосферного воздуха, а именно получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – удовлетворить.
Возложить на унитарное муниципальное предприятие «Коммунальная энергетика» обязанность в срок до 01.09.2016 года устранить нарушения требований закона об охране атмосферного воздуха, а именно, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Взыскать с унитарного муниципального предприятия «Коммунальная энергетика» поселка Эвенск Магаданской области в доход бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Северо-Эвенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Председательствующий судья Н.И.Токшарова