З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Североуральск 16 мая 2017 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Аксенова А.С.,
при секретаре судебного заседания Соловьевой Е.Ю.,
с участием представителя истца Москвина А.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Свердловской области к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Олимп» о признании бездействия незаконным, обязании выполнить требований санитарного законодательства
У С Т А Н О В И Л:
требования мотивированы тем, что при проведении мероприятий в отношении ответчика на основании обращений юридических лиц и населения Североуральского городского округа с жалобами на неудовлетворительные условия проживания, связанные с несвоевременным вывозом бытовых отходов от населения с контейнерных площадок, установлено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Основными видами деятельности ООО «УК «Олимп» является предоставление коммунальных услуг населению, управление эксплуатацией жилого фонда.
Многоквартирные дома:
<адрес>
<адрес>, находятся в реестре обслуживания ООО «УК «Олимп».
ДД.ММ.ГГГГ из представленной информации (в том числе фотографий от ДД.ММ.ГГГГ) от Главы Администрации Североуральского городского округа о несвоевременном вывозе твердых бытовых отходов с контейнерной площадки многоквартирного дома в <адрес>, который находится в реестре обслуживания ООО УК «Олимп», обнаружено, что система санитарной очистки и уборки контейнеров и прилегающей территории дому со стороны ООО «УК «Олимп» не предусматривает рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание, утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых зданий, уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта), т.к. контейнеры переполнены твердыми бытовыми отходами от населения, с образованием несанкционированных свалок мусора вокруг контейнеров.
ДД.ММ.ГГГГ при обследовании придомовой территории, на которой установлены контейнерные площадки для сбора бытовых отходов от населения <адрес> (рядом детский сад и поликлиника), <адрес> (рядом с теплопунктом) обнаружено, что контейнеры переполнены твердыми бытовыми отходами от населения, с образованием несанкционированных свалок мусора вокруг контейнеров.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вывоз бытовых отходов от населения с контейнеров не осуществлялся. Отсутствуют акты на выполненные работы.
Таким образом, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест и контейнерных площадок в <адрес> со стороны управляющей компанией ООО «УК «Олимп» не предусматривает рациональный сбор, быстрое удаление и утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых зданий, уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта), уборка территории не проводится ежедневно.
ДД.ММ.ГГГГ при обследовании контейнерных площадок для сбора бытовых отходов от населения <адрес> обнаружено, что площадки не имеют водонепроницаемого покрытия.
ДД.ММ.ГГГГ при проведении обследования контейнерных площадок в <адрес> на основании требования прокуратуры г. Североуральска о выделении специалиста с целью проведения проверки на основании поступившей информации от Главы Управления администрации в пос. Калья и пос. Третий Северный на соблюдение законодательства об охранен окружающей среды, отходах производства и потребления, а также санитарного благополучия населения, выявлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест по адресу: <адрес> не предусматривает рациональный сбор, быстрое удаление и утилизацию бытовых отходов, т.к. контейнеры переполнены твердыми бытовыми отходами от населения, с образованием несанкционированных свалок мусора вокруг контейнеров.
На контейнерной площадке, находящейся на придомовой территории по адресу: <адрес>, установлено 6 контейнеров, что является нарушением, т.к. более 5 контейнеров для сбора бытовых отходов от населения устанавливать не допускается.
ДД.ММ.ГГГГ в период проведения внеплановой документарной проверки по распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного санитарного врача по Свердловской области, на основании обращения жителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с жалобой на неудовлетворительные условия проживания связанные с несвоевременным вывозом бытовых отходов от населения с контейнерных площадок несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, выявлено, что вывоз твердых бытовых отходов от населения с контейнерных площадок в <адрес> организован управляющей компанией ООО «УК «Олимп» 1 раз в неделю, вместо ежедневного вывоза, что является нарушением.
Согласно представленным актам на выполненные работы, ООО «Спецсервис» по договору с ООО «УК «Олимп» вывозило твердые бытовые отходы из контейнеров в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, то есть один раз в неделю.
Кроме того, ООО «УК «Олимп» представлен договор на оказание услуг № от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО7 (предоставление спецтехники), договор № оказания услуг спецтехники от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Коммунальщик», договор на оказание транспортных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Черемуховское ЖКХ». Акты на выполненные работы по вывозу твердых бытовых отходов отсутствуют.
Отсутствие ежедневного вывоза твердых бытовых отходов от населения с контейнерных площадок в <адрес> также подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, составленной в рамках проведения проверки органами прокуратуры и фотоматериалами.
На фотоматериалах от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано переполнение контейнеров по адресам: <адрес> твердыми бытовыми отходами, с образованием несанкционированных свалок мусора.
В представленных ООО «УК «Олимп» договорах на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от населения в <адрес> отсутствуют графики, составленные с организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом.
ООО «УК «Олимп» неоднократно привлекалось к административной ответственности в 2016 и 2017 годах.
ООО «УК «Олимп» на протяжении длительного времени не выполняются ст. ст. 11, 21, 22, 29 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.11 СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14, п. п. 1.2, 1.8, 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88.
ООО «УК Олимп» информировано о необходимости:
- организовать санитарную очистку и уборку территорий населенных мест в <адрес>, а именно контейнерных площадок в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88;
- обеспечить ежедневный рациональный сбор, быстрое удаление, утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых зданий, уличного мусора и смета и других бытовых отходов) с контейнеров, установленных на придомовой территории домов включенных в реестр Департамента государственного жилищного строительного надзора по Свердловской области в соответствии с п. 2.11 СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88, п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14;
- не допускать переполнения твердыми бытовыми отходами от населения контейнеров, установленных на контейнерных площадках в <адрес> в соответствии с п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88.
На момент предъявления иска указанные требования не исполнены. Ответчик продолжает деятельность с нарушениями требований санитарного законодательства.
Просит:
- признать бездействие ООО «УК «Олимп» в части несвоевременного вывоза твердых бытовых отходов от населения пос. Калья с контейнерных площадок, предназначенных для временного сбора отходов от населения, незаконным;
- обязать ответчика выполнить требования санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, обеспечить ежедневный вывоз бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе, пищевых отходов из жилых зданий, уличного мусора и смета и др.) из контейнеров, установленных на специальных площадках на придомовой территории обслуживаемых домов, включенных в реестр Департамента государственного жилищного строительного надзора по Свердловской области за управляющей компанией ООО «УК «Олимп» в соответствии с п. 2.11 СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 1.2, 1.8 СанПиН 42-128-4690-88, п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14.
В судебном заседании представитель истца Москвин А.В. поддержал иск по заявленному предмету и основаниям, просил удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что истец просит признать бездействие ООО «УК «Олимп» незаконным и обязать ответчика выполнить требования санитарного законодательства применительно к поселку Калья, г. Североуральска.
Ответчик ООО «УК Олимп», извещенное надлежащим образом о месте, времени и дате разбирательства дела, представителя в суд не направило, просьба об отложении заседания не поступала.
С учетом мнения представителя истца, не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного производства, судом определено его о рассмотрении по правилам главы 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании п. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п.п. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, редакция от 30.05.2016 года), содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Согласно п.п. д(2)) п. 11 данных Правил в редакции от 27.02.2017 года, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с п.п. 26, 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 года № 290) работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме включают в себя, в том числе, работы по обеспечению вывоза, в том числе откачке, жидких бытовых отходов, работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170) организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Из анализа приведенных нормативных актов следует, что оказание услуг по вывозу бытовых отходов является прямой обязанностью управляющей компании, и направлено на реализацию возложенных на нее функций по управлению многоквартирным домом.
Из дела следует, что ООО «УК «Олимп» является управляющей организацией (Устав).
Санитарные правила содержания территорий населенных мест определены в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», согласно п. 2.1.1 которых объектами очистки являются, в том числе, территория домовладений, места общественного пользования и другие.
В силу п. 1.2 указанных Санитарных Правил система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление.
Согласно п. 1.8. данных СанПиН, планово-регулярную очистку следует проводить по договорам – графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы.
Пунктом 2.11 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» установлено, что уборка территории должна проводиться ежедневно.
Согласно п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», санитарно-гигиенические мероприятия включают, в том числе, ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий.
Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача в г. Североуральске, г. Ивделе, г. Краснотурьинске и г. Карпинске от ДД.ММ.ГГГГ № директор ООО «УК Олимп» ФИО9 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Конкретно в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей по предоставлению коммунальных услуг населению и ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах путем вывоза и утилизации отходов с контейнерных площадок по адресу: <адрес> и отсутствии контроля за своевременным вывозом бытовых отходов с контейнерных площадок.
Постановлением Североуральского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «Олимп» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов от населения с контейнерных площадок в <адрес> (рядом с теплопунктом).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, составленной на основании требования прокурора г. Североуральска о выделении специалиста с целью проведения проверки, система санитарной очистки и уборки территории населенных мест по адресам: <адрес> не предусматривает рациональный сбор, быстрое удаление, утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта), т.к. контейнеры переполнены твердыми бытовыми отходами от населения, с образованием несанкционированных свалок мусора вокруг контейнеров. На контейнерной площадке, установленной на придомовой территории по адресу: <адрес> установлено по 6 контейнеров, что является нарушением п. 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, составленному по результатам проверки на основании распоряжения заместителя главного государственного санитарного врача Свердловской области, ООО «УК «Олимп» не организован вывоз твердых бытовых отходов от населения с контейнерных площадок в пос. Калья с кратностью вывоза ежедневно, отсутствуют акты на выполненные работы по вывозу бытовых отходов.
В просительной части иска речь идет только о пос. Калья, г. Североуральска.
Как следует из выписки с сайта Департамента государственного строительного и жилищного надзора по Свердловской области, в пос. Калья, г. Североуральска, применительно к данному делу и на день его рассмотрения ООО «УК «Олимп» управляет многоквартирными домами по адресам: <адрес>
Таким образом, поскольку ООО «УК «Олимп» является управляющей организацией по отношению к перечисленным многоквартирным домам, оно должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества собственников помещений, в том числе, путем соблюдения санитарных правил и нормативов.
Помимо этого судом отмечается, что сбор и вывоз бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Соответственно, контейнеры для сбора мусора являются общим имуществом в многоквартирном доме. Следовательно, обязанность по эксплуатации мусорных контейнеров, необходимых для обслуживания многоквартирного дома в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами, несет ООО «УК «Олимп» как управляющая организация независимо от того, где расположена контейнерная площадка – на придомовой территории либо за её пределами
Доказательства исполнения вышеприведенных требований жилищного и санитарного законодательства ответной стороной не представлены.
При таких обстоятельствах суд находит иск Управления Роспотребнадзора обоснованным и подлежащим удовлетворению частично исходя из количества многоквартирных домов в пос. Калья, г. Североуральска, находящихся в управлении ответчика.
В силу положений ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей (п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
признать бездействие ООО «УК «Олимп» в части несвоевременного вывоза твердых бытовых отходов от населения пос. Калья г. Североуральска Свердловской области с контейнерных площадок, предназначенных для временного сбора отходов от населения, незаконным.
Возложить на ООО «УК «Олимп» обязанность обеспечить ежедневный вывоз бытовых отходов из контейнеров, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, включенных в реестр Департамента государственного жилищного строительного надзора по Свердловской области за управляющей компанией ООО «УК «Олимп», по адресам: <адрес> соответствии с п. 2.11 СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 1.2, 1.8 СанПиН 42-128-4690-88, п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
СУДЬЯ АКСЁНОВ А.С.