дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Заозерный 28 марта 2019 года
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Песеговой Т.В.,
при секретаре Васильевой О.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Размясовой Светланы Александровны, Баранченко Елены Геннадьевны, Наместниковой Натальи Михайловны в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, Жикваренцевой Екатерины Александровны в своих интересах и интересах несовершеннолетний детей ФИО4, ФИО5, ФИО6 к администрации поселка Саянский Рыбинского района о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Размясова С.А., Наместникова Н.М. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, Жикваренцева Е.А. в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО5, ФИО6, Баранченко Е.Г. обратились к администрации поселка Саянский Рыбинского района о предоставлении жилого помещения.
Исковые требования мотивировали тем, что они являются нанимателями жилых помещений, расположенных в доме №» по <адрес>, Размясова С.А. – квартиры №, Наместникова Н.М. и её несовершеннолетние дети – квартиры №, Жикваренцева Е.А. и её несовершеннолетние дети – квартиры №, Баранченко Е.Г. – квартиры №.
Указанный жилой дом ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу. Просят обязать администрацию п. Саянский Рыбинского района Красноярского края предоставить вне очереди взамен аварийного и подлежащего сносу непригодного жилья по договору социального найма жилое помещение: Размясова С.А. - общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., Наместникова Н.М. - общей площадью <данные изъяты> кв.м., ФИО5 – <данные изъяты> кв.м., Баранченко Е.Г. – <данные изъяты> кв.м., в черте п. Саянский Рыбинского района Красноярского края, соответствующее по степени благоустроенности условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным требованиям в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела объединены в одно производство.
Кроме того, определениями Рыбинского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в качестве 3-их лиц не заявляющих самостоятельных требований были привлечены Жикваренцев А.А., администрация Рыбинского района Красноярского края, Министерство финансов Красноярского края, Министерство строительства Красноярского края.
В судебном заседании истцы Размясова С.А., Наместникова Н.М., Жикваренцева Е.А., Баранченко Е.Г. исковые требования поддержали в полном объеме, дополнительно пояснив суду, что в их доме стало невозможно проживать, так как дом рушится, совершенно непригоден для проживания. Просили обязать администрацию п. Саянский предоставить им жилые помещения по договорам социального найма, пригодные для проживания.
Представители ответчика – администрации поселка Саянский Рыбинского района Красноярского края – глава Перистый Е.А., Клепов А.С., Буран Е.А. исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении в полном объеме, пояснили, что само по себе признание дома аварийным, непригодным к проживанию, не влечет в безусловном порядке к предоставлению жилого помещения вне очереди. Для этого существуют специальные программы. Жилой дом по <адрес> признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ, муниципальным образованием заявка на включение в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» направлена, однако программа до настоящего времени еще не утверждена.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ 3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований, представитель администрации Рыбинского района Красноярского края Блинков Д.В. исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать. Дополнительно пояснил, что многоквартирный дом по <адрес> не вошел в перечень расселяемых домов в период с ДД.ММ.ГГГГ г.г. в связи с ограничением по дате признания этого дома аварийным - до ДД.ММ.ГГГГ.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования Жикваренцев А.А., представители Министерства финансов Красноярского края и Министерства строительства Красноярского края в судебное заседание не явились. Извещены надлежащим образом.
При этом, представитель Министерства строительства Красноярского края просил рассмотреть дело в отсутствие. Причины неявки остальных участников суду неизвестны.
Суд, с учетом мнения явившихся сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 40 Конституции РФ предусматривает право каждого на жилище, указывая, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (от 05.03.2009 №376-О-П, от 03.11.2009 №1368-О-О, от 19.10.2010 №1328-О-О, от 26.05.2011 №643-О-О, от 21.12.2011 №1655-О-О) для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии со статьями 52, 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ предоставляются гражданам, которые, как признанные решением органа местного самоуправления малоимущими в порядке, и признанные нуждающимися в жилых помещениях, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено, что истцам на основании договоров социального найма жилого помещения предоставлены квартиры в <адрес>: Размясовой С.А. – <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. (договор от ДД.ММ.ГГГГ №), Наместниковой Н.М. – <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. (договор от ДД.ММ.ГГГГ №), ФИО5 – <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. (договор от ДД.ММ.ГГГГ №), Баранченко Е.Г. – <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. (договор от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно заключению межведомственной комиссии №-з от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Как видно из материалов дела, истцы на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоят, с заявлениями о постановке на учет не обращались. Данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела всеми истцами не оспаривалось.
Само по себе признание жилого дома непригодным для проживания без соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ), не влечет автоматически предоставление жилого помещения истцам и членам их семей по договорам социального найма.
Более того, как следует из ответа Министерства строительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ - в отношении многоквартирного жилого дома по <адрес> администрацией Рыбинского района подана предварительная заявка о включении его в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Как следует из отзыва Министерства строительства Красноярского края на основании Указа Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» Правительством РФ утвержден федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в связи с которым с ДД.ММ.ГГГГ. будет осуществляться финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Так, в соответствии с п.2 ч.2 Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации
В части 3 ст. 2 этого Федерального закона указано, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации
На основании ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч.1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
В соответствии с п. 1 ч.2 ст. 16 указанного Федерального закона, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Судом установлено, что Министерством строительства Красноярского края, к компетенции которого относится разработка региональной адресной программы «Об утверждении региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на основании заявок муниципального образования Красноярского края, такая программа для домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и реконструкции после 01.01.2017 г., еще не разработана.
В пункте 3 (вопросе) «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009), указывается, что в соответствии с пунктом 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. №47 решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Данная позиция подтверждена в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014.
Из материалов дела усматривается, что многоквартирный дом №» в <адрес> еще не включен в региональную адресную программу, поэтому суд считает, что у истцов не возникло право требовать взамен своих квартир предоставления им других жилых помещений, поскольку органом местного самоуправления не принято решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, и между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения.
Также судом установлено, что истцы Размясова С.А., Наместникова Н.М. Жикваренцева Е.А., Баранченко Е.Г. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма не состоят, правом на получение жилого помещения вне очереди не обладают, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований о предоставлении им жилых помещений вне очереди.
При этом, объективных данных, свидетельствующих о том, что дому грозит обвал, либо иные разрушения материалы дела не содержат, отсутствует данное указание в заключении межведомственной комиссии. С заявлением к ответчику о предоставлении жилого помещения временно из маневренного фонда истцы не обращалась и такие требования судом не разрешались.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Размясовой Светланы Александровны, Баранченко Елены Геннадьевны, Наместниковой Натальи Михайловны в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, Жикваренцевой Екатерины Александровны в своих интересах и интересах несовершеннолетний детей ФИО4, ФИО5, ФИО6 к администрации поселка Саянский Рыбинского района о предоставлении жилого помещения, взыскании судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
<данные изъяты>
Судья Т.В. Песегова