Дело № 3а-23/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«30» января 2019 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Булата А.В.,
при секретаре Миронове В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сенова О.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Сенов О.В. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 45,8 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 45,8 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 49,7 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 47,6 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 47,6 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 42,4 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 25,7 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 47,4 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 85,9 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 83 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 38,8 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 34,8 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 42,7 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей.
Согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> составляет <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рубль, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, соответственно.
Административный истец мотивирует свои требования тем, что он уплачивает имущественный налог, рассчитываемый из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению имущественного налога.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.
От представителя административного истца – Белодедова М.А., действующего на основании доверенности поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в соответствии с заключением судебной экспертизы.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
Кроме того, на основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив доводы искового заявления, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 22 июня 2018 года, 27 июня 2018 года, 28 июня 2018 года, 29 июня 2018 года об основных характеристиках объектов. Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов.
В соответствии со ст. 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 статьи 402 НК РФ, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 статьи 402 НК РФ.
Согласно данным филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> составляет <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рубль, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, соответственно, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 07 августа 2018 года, от 24 августа 2018 года.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от 4 апреля 2016 года № 3368-КЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», установлена единая дата начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2017 года.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>, <...> <...>, <...>, <...> определена по состоянию на 15 октября 2013 года; объекта недвижимости с кадастровым номером <...> - по состоянию на 15 августа 2014 года; объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...> - по состоянию на 14 августа 2014 года; объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>, <...> - по состоянию на 13 августа 2014 года, что подтверждается сведениями, предоставленными филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, а также не оспаривается лицами, участвующими в деле. Иных данных о дате определения оспариваемой кадастровой стоимости суду не представлено, в связи с чем, суд считает указанные сведения достоверными.
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость ведет к необоснованному увеличению имущественного налога.
В суд заявителем представлен отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости <...> от 17 сентября 2018 года, выполненный ИП К.Р. Оценщиком рыночная стоимость объектов недвижимости: с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...> установлена по состоянию на 15 октября 2013 года в размере <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, соответственно.
Согласно данным отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости <...> от 07 сентября 2018 года, выполненного ИП К.Р. , рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...> установлена по состоянию на 14 августа 2014 года в размере <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, соответственно; с кадастровым номером <...> по состоянию на 15 августа 2014 года в размере <...> рублей; с кадастровыми номерами <...>, <...> по состоянию на 13 августа 2014 года в размере <...> рублей, <...> рублей, соответственно.
В ходе рассмотрения административного иска судом установлено, что представленные отчеты о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости вызывают сомнения в их достоверности и корректности приведенных данных и методов расчетов. В связи с чем, учитывая наличие недостатков в отчетах об установлении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определением суда от 07 ноября 2018 года по ходатайству представителя административного истца по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно заключению эксперта ООО «<...>» <...> от 20 декабря 2018 года рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> составила <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рубля, <...> рубля, <...> рублей, <...> рублей, <...> рубля, <...> рублей, <...> рублей, <...> рубля.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта является достоверным.
Суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данных объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд 04 октября 2018 года, сведений об обращении административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю материалы дела не содержат. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 04 октября 2018 года.
В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 403 Налогового Кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно письму Федеральной налоговой службы от 27 ноября 2018 года № БС-4-21/22899@ «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019», кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
С учетом приведенной правовой нормы и разъяснений Федеральной налоговой службы, и поскольку, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...> внесена в реестр 02 февраля 2014 года; с кадастровыми номерами <...>, <...> - 13 августа 2014 года; с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...> - 14 августа 2014 года; с кадастровым номером <...> - 15 августа 2014 года, установленная судом кадастровая стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости подлежит применению именно с указанных дат, которые и являются началом применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания по рассматриваемому административному иску.
Таким образом, в отношении спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> следует установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, соответственно на период с указанных дат и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск Сенова О.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости – удовлетворить.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 45,8 кв.м, расположенного по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 15 октября 2013 года в размере <...> рублей, на период со 02 февраля 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 45,8 кв.м, расположенного по адресу: <...> кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 15 октября 2013 года в размере <...>) рублей, на период со 02 февраля 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 49,7 кв.м, расположенного по адресу: <...> кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 15 октября 2013 года в размере <...> рублей, на период со 02 февраля 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 47,6 кв.м, расположенного по адресу: <...> кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 15 октября 2013 года в размере <...> рублей, на период со 02 февраля 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 47,6 кв.м, расположенного по адресу: <...> в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 15 октября 2013 года в размере <...> рублей, на период со 02 февраля 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 42,4 кв.м, расположенного по адресу: <...> в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 15 августа 2014 года в размере <...> рубля, на период с 15 августа 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 25,7 кв.м, расположенного по адресу: <...> в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 14 августа 2014 года в размере <...> рубля, на период с 14 августа 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 47,4 кв.м, расположенного по адресу: <...> в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 14 августа 2014 года в размере <...> рублей, на период с 14 августа 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 85,9 кв.м, расположенного по адресу: <...> в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 14 августа 2014 года в размере <...> рублей, на период с 14 августа 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 83 кв.м, расположенного по адресу: <...> в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 14 августа 2014 года в размере <...>) рубля, на период с 14 августа 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 38,8 кв.м, расположенного по адресу: <...> в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 14 августа 2014 года в размере <...>) рублей, на период с 14 августа 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 34,8 кв.м, расположенного по адресу: <...> в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 13 августа 2014 года в размере <...> рублей, на период с 13 августа 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью 42,7 кв.м, расположенного по адресу: <...> в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 13 августа 2014 года в размере <...> рубля, на период с 13 августа 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 04 октября 2018 года.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.В. Булат