Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ28 мая 2015 года г. Тула
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Иваниной Т.Н.,
при секретаре Тимашковой Ю.С.,
с участием
помощника Тульского транспортного прокурора Алтуховой К.А.,
представителя ответчика ООО «Россфера» по доверенности Шашковой Т.Н.,
представителя третьего лица министерства труда и социальной защиты Тульской области по доверенности Гельтищевой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-677/15 по исковому заявлению Тульского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Россфера» (далее ООО «Россфера») об обязании предоставлять в
Центр занятости населения г. Тулы государственного учреждения Тульской области «Центр занятости населения Тульской области» информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для приема на работу инвалидов,
у с т а н о в и л:
Тульский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Россфера» об обязании предоставлять в департамент труда и занятости населения Тульской области информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для приема на работу инвалидов, указав, что штатная численность работников ООО «Россфера» составляет 37 человек. Вместе с тем, несмотря на то, что ч. 2 ст. 6 Закона Тульской области «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов» установлена обязанность работодателя ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять государственным учреждениям службы занятости населения информацию (сведения) о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для приема на работу инвалидов и выполнении квоты, проверка показала, что в ООО «Россфера», осуществляющем деятельность на территории г.Тулы, квота для приема на работу инвалидов не предоставляется, что является нарушением законодательства о социальной защите инвалидов. Просит суд обязать ООО «Россфера» ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным предоставлять в Департамент труда и занятости населения Тульской области информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнений квоты для приема на работу инвалидов.
Впоследствии помощник Тульского транспортного прокурора уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, в которых просит суд обязать ООО «Россфера» ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в Центр занятости населения г. Тулы государственного учреждения Тульской области «Центр занятости населения Тульской области» информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Определением суда произведена замена ненадлежащего ответчика департамента труда и занятости населения Тульской области на надлежащего – министерство труда и социальной защиты Тульской области.
Помощник Тульского транспортного прокурора Алтухова К.А. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ООО «Россфера» Шашкова Т.Н. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав, что у ответчика в организации работает 37 человек. Но при этом часть из них - 11 человек, трудится в обособленном подразделении в муниципальном образовании «Город Новомосковск и Новомосковский район». В этом случае организация, несмотря на то, что общая численность работников превышает 35 человек, не подпадает под нормы квотирования по конкретным территориям. Состыковывая определения налогового законодательства с определениями Гражданского кодекса РФ, филиалы и представительства юридического лица - это виды обособленных подразделений, но кроме них могут быть созданы иные обособленные подразделения. Отличие филиала от обособленного подразделения состоит лишь в том, что создать обособленное подразделение юридического лица, не являющееся филиалом и представительством проще, поскольку нет необходимости вносить изменения в учредительные документы организации. Расчет квоты для приема на работу инвалидов должен производиться без учета работников обособленного подразделения, расположенного в другой местности. Задача по трудоустройству социально незащищенных граждан по месту их жительства может быть выполнена только за счет имеющихся на соответствующих территориях рабочих мест. Статья 1 Закона Тульской области «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов» дает понятие квоты - минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников организации (без учета лиц, работающих по совместительству), которые организация обязана создать или выделить. У ответчика из общего числа работающих 9 человек - совместители, из них 3 человека, работающие и проживающие на территории муниципального образования «<...>». В приказе Федеральной службы государственной статистики от 28 октября 2013 года № 428 «Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения... №* «<...>»...» используются три вида численности: средняя численность работников, среднесписочная численность работников и списочная численность работников. Средняя численность работников организации включает: среднесписочную численность работников; среднюю численность внешних совместителей; среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. В списочную численность включаются только те работники, для которых работа в организации является основным местом работы. Совместители не учитываются при расчете среднесписочной численности работников, так как среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату (п.79 Указаний). Причем каждый вид численности нужен для различных целей, например, с помощью среднесписочной численности определяют квоту на прием на работу инвалидов. А без расчета списочной численности нельзя определить среднесписочную численность. У ответчика как списочная, так и среднесписочная численность работников менее 35 человек.
Представитель третьего лица министерства труда и социальной защиты Тульской области Гельтищева С.Ю. в судебном заседании разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда, указав, что по информации центра занятости населения г. Тулы, ООО «Россфера» сведения о рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов не предоставляло.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах.
В силу требований ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам предоставляются гарантии занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов (п.2 ст.20).
Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников (ст.21).
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (ст.24).
В целях реализации положений федерального законодательства принят закон Тульской области «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов» №679-ЗТО от 11 января 2006 года.
В соответствии со ст.3 Закона Тульской области "О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов" квота устанавливается работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек.
Квота определяется с учетом рабочих мест, занятых инвалидами, условий и тяжести труда.
Размер квот в Тульской области установлен п. 1 ст. 4 Закона Тульской области «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов», согласно которому квота устанавливается работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников.
В статье 1 Закона Тульской области «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов» содержится определение понятий "квота" и "квотирование рабочих мест", согласно которым квота - минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников организации (без учета лиц, работающих по совместительству), которые организация обязана создать или выделить.
Квотирование рабочих мест - установление квоты организациям для приема на работу инвалидов.
Из п. 3 ст.25 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Таким образом, организация численностью более 35 человек обязана принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты и ежемесячно предоставлять в органы службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Россфера» является юридическим лицом, о чем дата года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до дата
В соответствии с Уставом ООО «Россфера», генеральный директор обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства РФ, руководствоваться требованиями настоящего Устава, решением единственного участника Общества, принятыми в рамках его компетенции, а также заключенными обществом договорами и соглашениями, в том числе заключенными с обществом трудовыми договорами.
Согласно п. 1.2 Устава ООО «Россфера» общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и законодательства РФ.
Согласно сообщению ООО «Россфера» директору Государственного учреждения Тульской области «Центр занятости населения города Тулы» от дата года, ООО «Россфера» не подпадает под нормы квотирования согласно Закону Тульской области «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов», так как численность работников общества составляет менее 35 человек.
Согласно письму Центра занятости населения г.Тулы от дата года, ООО «Россфера» информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в ЦЗН г.Тулы не предоставляло.
При разрешении доводов представителя ООО «Россфера» о том, что в организации работает 37 человек, из них - 11 человек трудится в обособленном подразделении в муниципальном образовании «<...>», в связи с чем организация, несмотря на то, что общая численность работников превышает 35 человек, не подпадает под нормы квотирования по конкретным территориям, суд исходит из следующего.
Как следует из уведомления о постановке на учет Российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации от дата года, ООО «Россфера» имеет обособленное подразделение, расположенное в г.<адрес>
В соответствии с п.1 ст.54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид.
Как следует из ст.55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1).
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2).
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений (п.3).
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Как следует из устава ООО «Россфера», местом государственной регистрации, как следствие, местом нахождения ООО «Россфера»м является г.<адрес> (п.1.9).
Общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за рубежом (п.3.7).
Филиалы и представительства не являются юридическими лицами и наделяются основными и оборотными средствами за счет общества (п.3.9).
В статье 1 Закона Тульской области "О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов" содержится определение понятия «работодатель» и отражено, что работодатель - юридическое лицо (организация), которому установлена квота.
При таких обстоятельствах, исходя из буквального толкования положений ГК РФ и Закона Тульской области "О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов" требования распространяются только на организации - юридические лица, а не на филиалы, представительства, обособленные подразделения, в связи с чем, исходя из изложенного, независимо от наличия обособленных подразделений квота должна устанавливаться юридическим лицом, в данном случае - ООО «Россфера», а не обособленным подразделением ООО «Россфера».
В связи с изложенным не может быть принят во внимание довод представителя ответчика о том, что расчет квоты для приема на работу инвалидов должен проводиться без учета работников обособленного подразделения, расположенного в муниципальном образовании «Город Новомосковск и Новомосковский район».
Судом также проверялся довод представителя ответчика ООО «Россфера» о том, что у ответчика как списочная, так и среднесписочная численность работников менее 35 человек, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Однако суд находит его несостоятельным исходя из следующего.
Как усматривается из штатного расписания ООО «Россфера», предоставленного суду, численность работников организации составляет 43 человека, совместителей – 6 человек.
Суд также учитывает, что исходя из содержания статей 1 и 3 Закона Тульской области «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов» среднесписочная численность работников (без учета работающих по совместительству) необходима для определения размера квоты, тогда как численность работников, необходимая для установления факта применения Закона Тульской области «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов», определяется исходя из штатного расписания организации.
Таким образом, учитывая, что численность работников ООО «Россфера» составляет более 35 человек, то суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушаются требования ч. 2 ст. 6 Закона Тульской области «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов», которой установлена обязанность работодателя ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять государственным учреждениям службы занятости населения информацию (сведения) о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для приема на работу инвалидов и выполнении квоты, что влечет за собой ограничение гражданских, экономических и политических прав и свобод инвалидов, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, обладая функциями работодателя и имея численность работников не менее 35 человек, руководство ООО «Россфера» обязано ежемесячно предоставлять сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательств в их совокупности, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Тульского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, об обязании ООО «Россфера» ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в Центр занятости населения г. Тулы государственного учреждения Тульской области «Центр занятости населения Тульской области» информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу ч. 2 ст. 61.1, ч. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты городских округов и муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Таким образом, согласно ст.333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика в бюджет муниципального образования г.Тула подлежит взысканию государственная пошлина в сумме ... рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Тульского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Россфера» ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в Центр занятости населения г.Тулы государственного учреждения Тульской области «Центр занятости населения Тульской области» информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Россфера» в бюджет муниципального образования г.Тула государственную пошлину в сумме ... рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 01 июня 2015 года.
Председательствующий Т.Н. Иванина