Дело № 2-1372/2015
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 мая 2015 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д., при секретаре Панченко Ю.Ю., с участием представителя ответчика Администрации Костромской области Поройковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Груздевой ФИО8 к Администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Груздева М.Н. обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с иском к Администрации Костромской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения на территории городского округа город Буй Костромской области. Исковые требования обоснованы нормами ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 1 ст. 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007 № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области». В обоснование исковых требований указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать ФИО3, была ограничена в родительских правах в отношении Груздевой М.Н. на основании решения Макарьевского районного суда Костромской области от 11.11.1997, в последующем мать истца скончалась <дата>. Отец Груздевой М.Н. записан в свидетельстве о рождении со слов матери. С восьми лет – с <дата> по <дата> истец являлась воспитанницей ГОУ ... детский дом. Постановлением Администрации Горчухинского сельского поселения Макарьевского муниципального района от <дата> № за Груздевой М.Н. было закреплено жилье в п. <адрес> Макарьевского района Костромской области. В период с 1999 по 2001 годы истец училась в профессиональном училище № <адрес>. В августе 2001 года поступила учиться в ГОУ ВПО «... ФИО4». Ранее закрепленное жилое помещение сгорело в мае 2006 года, о чем истец узнала только в октябре 2009 года, после достижения совершеннолетия, пропустив срок подачи заявления на приобретение жилья как сирота. В 2006 году она обращалась в жилищный отдел администрации г. Буя и отдел социальной защиты населения с вопросом о субсидиях детям-сиротам, о жилищных правах ей никто не сказал. <дата> истец вступила в брак с ФИО5, в этом же году у них родилась дочь. В июне 2007 года она закончила учебу в институте. В 2009 году она обращалась в органы опеки и попечительства <адрес>, администрацию г. Макарьева Костромской области с заявлением о включении в списки детей, оставшихся без попечения родителей, для приобретения жилого помещения. Письменных ответов не получила. Устно ей ответили, что квартира может быть предоставлена в <адрес> Макарьевского муниципального района Костромской области. Поскольку постоянным местом жительства истца стал г. Буй, переехать в п. <адрес> Макарьевского района у неё не было возможности. В настоящее время брак Груздевой М.Н. расторгнут, она с детьми проживает в служебной квартире бывшего мужа в г. Буе, муж пытается их выселить. Другого жилого помещения истец не имеет. Просила обязать Администрацию Костромской области предоставить ей из специализированного жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на территории городского округа город Буй Костромской области.
В ходе рассмотрения дела истец Груздева М.Н. обратилась к суду с письменным заявлением о согласии на замену ответчика - с Администрации Костромской области на Администрацию городского округа город Буй Костромской области. Мотивировала заявление тем, что 29.12.2014 Законом Костромской области № 620-ЗКО государственные полномочия по формированию специализированного жилищного фонда для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и полномочия принятия решений о предоставлении указанным лицам жилых помещений переданы органам местного самоуправления. Указанный нормативный акт должен был вступить в силу с 01.01.2015 при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органам местного самоуправления переданных настоящим законом полномочий. На момент подачи иска Закон Костромской области «Об областном бюджете на 2015» № 618-ЗКО не предусматривал предоставление субвенций органам местного самоуправления. С момента опубликования закона № 646-5-ЗКО, а именно с 30.03.2015 надлежащим ответчиком по иску считает Администрацию городского округа город Буй Костромской области.
В судебное заседание истец Груздева М.Н. не явилась, просила провести судебное заседание в её отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Костромской области Поройкова С.В. полагала, что администрация Костромской области является ненадлежащим ответчиком по делу и подлежит замене на надлежащего – Администрацию городского округа г. Буй Костромской области. На основании ст. 3 Закона Костромской области от 23.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», с 01.01.2015 полномочия Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления городских округов Костромской области. Считала надлежащим ответчиком по делу Администрацию городского округа город Буй Костромской области. В случае замены ответчика, не возражала передать дело для рассмотрения в Буйский районный суд Костромской области.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, на стороне ответчика – Департамент финансов Костромской области, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, Администрация городского округа город Буй, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили. В письменных отзывах просили рассматривать дело в их отсутствие.
Рассмотрев вопрос о замене ответчика по делу, выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о замене Администрации Костромской области, которая является ненадлежащим ответчиком по делу, надлежащим – Администрацией городского округа г. Буй Костромской области.
В соответствии со ст. ст. 3, 4, 131 ГПК РФ право выбора ответчика принадлежит истцу.
Согласно ч. 1 ст. 41 ГПК РФ, суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. При этом в случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску (ч. 2 ст.41 ГПК РФ).
Согласно ст. 3 Закона Костромской области от 23.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, включают в себя: 1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.
В силу ст. 4 Закона № 620-5-ЗКО финансовое обеспечение переданных государственных полномочий предусмотрено за счет предоставляемых бюджетам городских округов Костромской области субвенций из областного бюджета.
В соответствии со ст. 10 Закона Костромской области от 23.12.2014 № 620-5-ЗКО настоящий Закон вступает в силу с 01.01.2015 и вводится в действие ежегодно законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органами местного самоуправления переданных настоящим Законом государственных полномочий.
Исковое заявление Груздевой М.Н. поступило в Свердловский районный суд г. Костромы 26.01.2015. На момент обращения Груздевой М.Н. с иском в перечне вводимых в действие отдельных законодательных актов Костромской области, предусмотренном ст. 26 Закона Костромской области от 25.12.2014 № 618-5-ЗКО «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Закон Костромской области от 23.12.2014 № 620-5-ЗКО отсутствовал; в Законе № 618-5-ЗКО не были предусмотрены субвенции бюджетам городских округов в 2015 году на осуществление органами местного самоуправления городских округов отдельных государственных полномочий Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Законом Костромской области от 26.03.2015 № 646-5-ЗКО «О внесении изменений в Закон Костромской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (опубликован 30.03.2015) Закон Костромской области от 29.12.2014 № 620-5-ЗКО введен в действие, между городскими округами Костромской области распределены субвенции.
Таким образом, Закон Костромской области от 23.12.2014 № 620-5-ЗКО на момент рассмотрения настоящего дела вступил в силу и введен в действие в установленном порядке, в связи с чем подлежит применению при рассмотрении заявленного гражданско-правового спора.
На основании анализа положений указанных нормативных актов суд полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация городского округа город Буй Костромской области, на которую возложены полномочия по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на соответствующей территории.
В связи с изложенным с согласия сторон ответчик по делу - Администрация Костромской области подлежит замене на ответчика Администрацию городского округа город Буй Костромской области.
Как следует из разъяснений, приведенных в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», при замене ненадлежащего ответчика надлежащим необходимо учитывать, что дело может рассматриваться тем же судом, если с учетом нового ответчика его подсудность не изменилась. Если подсудность дела изменилась (например, ответчик находится на территории юрисдикции другого суда), дело, исходя из положений, закрепленных в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, должно быть передано в суд, которому оно стало подсудно.
Согласно ст. 28 ГПК РФ, иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Вновь привлеченный к участию в деле ответчик – Администрация городского округа город Буй Костромской области имеет юридический адрес: г. Буй, пл. Революции, 12. На данную территорию не распространяется юрисдикция Свердловского районного суда г. Костромы. С учетом местонахождения Администрации городского округа город Буй Костромской области, спор подсуден Буйскому районному суду Костромской области.
Поскольку при замене ненадлежащего ответчика надлежащим изменилась подсудность дела, учитывая приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о передаче дела по подсудности в Буйский районный суд Костромской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 28, 224-225 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-1372/2015 ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░9 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (157000, ░. ░░░, ░░. ░░░░░░░░░, 13).
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░