Мотивированное решение по делу № 02а-0048/2021 от 12.01.2021

Решение

Именем Российской Федерации

 

дата  Замоскворецкий  районный суд адрес в составе председательствующего судьи  фио

При секретаре фио

рассмотрев  в открытом судебном заседании административное дело № 2а-48/2021 по иску  фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, Нергадзе фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио к Минюсту России об оспаривании решения

 

установил:

 административные истцы   обратились в суд  с коллективным  административным иском к Минюсту России о признании создания наименование организации (далее- Партия) с дата и право политической партии осуществлять организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц, признании незаконным Уведомление №11-1343336/20 от дата как не соответствующего положениям ст. ст.30,  32, 55 Конституции Российской Федерации, адресст. 11 адресции о защите  прав человека и основных свобод, создающее препятствие к осуществлению прав и реализации законных интересов его и других членов Партии, обязаны отменить Уведомление и устранить препятствие к осуществлению прав и законных интересов его и других членов Партии.

Свои требования мотивируют тем, что не согласны с решением Минюста России в форме Уведомления об  отказе в государственной регистрации Партии при  создании.  Минюст России ссылается на отсутствие документов, которые законом не установлены.  Минюст России представляет технические опечатки в заявлении по адресам делегатов съезда, как сведение о несуществующих гражданах, то есть, которых нельзя признать делегатами съезда и невозможно считать учредителями парии, не имеющими права участвовать в принятии решения о создании партии.  Также основанием для принятия решения явились  недостоверные сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, что не соответствует действительности.

Однако, все необходимые документы были представлены, в том числе и решение уполномоченного органа об избрании Председателя и секретаря. Также указано, что решение об избрании постоянно действующего руководящего органа Партии Центрального комитета и Центральной контрольно-ревизионной Комиссии должны быть приняты тайным голосованием.  Минюст России указал, что он не может действовать от имени Партии без доверенности на основании пп. «а» ч.1 ст. 23 Федерального закона №129-ФЗ, тем самым нарушив его права.

Административный истец фио, также являющийся представителем административных истцов, в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации фио в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных в материалы дела.  

Суд, выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу  части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от дата № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Закон № 95-ФЗ) решение о государственной регистрации политической партии принимается федеральным уполномоченным органом.

В соответствии с   подпунктом 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от дата № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», органом, правомочным принимать решение о государственной регистрации (федеральным органом государственной регистрации) в том числе в связи с созданием по отношению к наименование организации, является Министерство юстиции Российской Федерации.

Как установлено в  судебном заседании    дата в Минюст России фио представлены документы для государственной регистрации наименование организации (далее -Партия) при создании.

В соответствии с пунктом 66 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от дата № 455 (далее – Регламент) юридическим фактом – основанием для начала предоставления государственной услуги - является получение центральным аппаратом Минюста России документов, представленных заявителем для государственной регистрации некоммерческой организации, в том числе политической партии.

В силу  пункта 68 Регламента при представлении документов лично заявителем специалист знакомится с их содержанием. Специалист оформляет расписку о получении документов по установленной форме в двух экземплярах. Первый экземпляр расписки специалист передает заявителю, второй экземпляр приобщает к принятым документам.

Минюстом России  было установлено, что Партией не соблюдены положения действующего законодательства: содержащаяся в представленных документах информация не соответствует требованиям Федерального закона от дата № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Закон № 95-ФЗ); кроме того, представленные для включения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведения об учредителях Партии, а также лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Партии, подпадают под условия, предусмотренные подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от дата № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) для отказа в государственной регистрации.

дата Минюстом России постановлено  решение об отказе в государственной регистрации, уведомление об этом  направлено Партии.

Из материалов дела следует, что Партией представлено заявление по форме № Р11001 (далее – Заявление), утвержденной приказом ФНС России от дата   № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее – Приказ).

Согласно   подпункту «а» пункта 1 статьи 27 Закона № 95-ФЗ  политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 95-ФЗ  делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.

Минюстом России в рамках предоставленных полномочий была осуществлена  проверки сведений, размещенных на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет (www.nalog.ru, далее – сайт ФНС), после чего сделан вывод о том, что некоторые лица не могут быть включены в ЕГРЮЛ указанные в Заявлении в качестве учредителей Партии, так как на них распространяются основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ. Данным подпунктом «ф» ч.1 ст. №129-ФЗ предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае: если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:

владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;

имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

К таким лицам были отнесены:  фио (причастность к юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности (наименование организации, ИНН: 7811521712);  фио (причастность к юридическому лицу, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе юридического лица (наименование организации, ИНН: 7734688785);  фио (причастность к юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности (наименование организации, ИНН: 7415068898);  фио (причастность к юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности (наименование организации, ИНН: 5049016924) – уполномоченное лицо, лицо имеющее право действовать от имени Партии без доверенности;  фио (причастность к юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности (наименование организации, ИНН: 7840487576; наименование организации, ИНН: 7802851841);  фио (причастность к  юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности (наименование организации, ИНН: 6623084105);  

фио, в отношении которого имеются предусмотренные подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, ограничения права на включение в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, является секретарем Центрального комитета Партии и единственным уполномоченным лицом Партии;

фио (дисквалифицированное лицо (наименование организации, ИНН: 2901176412) – входит в состав Центрального комитета Партии.

Сопоставив сведения ГУВМ МВД России Минюст пришел к выводу, что в отношении  учредителей фио ,  фио , фио указаны паспортные данные, при этом паспорта заменены на новые, а у фио числится в розыске.   

В нарушение пункта 2.3. приложения № 20 к Приказу пункт 6.1.6. листа В Заявления (страница 60) не заполнен (адрес).

В Заявлении (страница 72) указана адрес ДРУЖБА-1», кроме того, согласно данным о представительстве делегатов учредительного съезда Партии фио проживает в СНТ Дружба.

В заявлении указаны сведения о фио, однако приведенный  ИНН  согласно сведениям сервиса «прозрачный бизнес» Федеральной налоговой службы (www.pb.nalog.ru) принадлежит фио; указаны сведения о фио, однако указанный ИНН (773501500170) согласно сведениям сервиса «прозрачный бизнес» Федеральной налоговой службы (www.pb.nalog.ru) принадлежит Филип повой М.В.

Также указаны неверные сведения в отношении фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио,  фио, фио, фио, фио

В пункте 1 листа В Заявления (страница 105) указан учредитель фио, однако данное лицо в данных о представительстве делегатов учредительного съезда Партии отсутствует.

В Заявлениях указаны учредители фио  и фио, однако данные лица в данных о представительстве делегатов учредительного съезда Партии отсутствует.

В разделе 2 Заявления Организация указала адрес (место нахождение) постоянно действующего органа Партии: адрес, д. механический цех.

Однако согласно сведениям Федеральной информационной адресной системе сведения о данном адресе отсутствуют.

Административный истец в опровержение этому представил свидетельство о государственной регистрации права от дата (л.д.47). Согласно нему зарегистрированы механические мастерские, но они зарегистрированы по адресу: адрес, д. механические мастерские, пом. С 1 по 28. Адрес отличается от адреса, указанного в Заявлении.

В соответствии с пунктом 30.7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации  от дата № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», к компетенции Минюста России относится принятие в установленном законом порядке решений о государственной регистрации политических партий. Из вышеприведенного  следует, что заключение принято полномочным государственным органом.

Административные истцы ссылаются на то, что  подпункт «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не подлежит применению в данном деле. Данный довод является несостоятельным. Пунктом 2 статьи 15 ФЗ «О политических партиях» прямо установлено, что решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее - уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения
о соответствующей государственной регистрации.

Фактически для наименование организации - Минюст России принимает решение о государственной регистрации, соответствующий налоговый орган вносит сведения в ЕГРЮЛ.

Пунктом 1 ст. 27 Закона  № 95-ФЗ   установлена обязанность политической партии, ее региональных отделений: обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Несоблюдение требования Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в отношении лиц, ограниченных действующим законодательством Российской Федерации, является нарушением пункта 1 статьи 27 ФЗ «О политических партиях», и соответственно подпадает под основания для отказа в государственной регистрации наименование организации пункта 1 статьи 20 Закона № 95-ФЗ.

Относительно  довода административных истцов  о нарушении конституционного права, прав иных лиц на объединение в политическую партию, то он является безосновательным, так как в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона № 95-ФЗ   решение о государственной регистрации Партии при создании принимается Минюстом России только при установлении соответствия документов, представленных для государственной регистрации политической партии требованиям Закона № 95-ФЗ.

При наличии оснований, предусмотренных подпунктами «в», «г» пункта 1 статьи 20 Закона № 95-ФЗ   Минюст России обязан принять решение об отказе в государственной регистрации политической партии; отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации политической партии при условии устранения оснований, вызвавших такой отказ (пункт 5 статьи 20 ФЗ «О политических партиях»). 

Лица, не имеющие права в силу Закона № 129-ФЗ являться учредителями политической партии могут реализовать свое право на объединение в политическую партию путем вступления в члены уже созданной политической партии, не являясь ее учредителями.

В силу  пункта 2 статьи 11 Закона № 95-ФЗ   политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

В силу   пункта 1 статьи 16 Закона № 95-ФЗ   для государственной регистрации политической партии в федеральный уполномоченный орган представляются в том числе заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования.

Пунктом 4 статьи 25 Закона № 95-ФЗ   предусмотрено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.

Образцы решений учредительного съезда утверждены приказом Минюста России от дата № 13 «Об утверждении образцов документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальный орган) для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения» (далее - Приказ Минюста России № 13).

Партия представила решения Учредительного съезда от дата об избрании постоянно действующего руководящего органа политической партии Центрального Комитета и Центральной контрольно-ревизионной комиссии, согласно которым решения принимались не тайным голосованием, что не соответствует  вышеуказанным нормам законодательства.

С учетом нарушения процедуры голосования и избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов (пункт 4 статьи 25 ФЗ «О политических партиях»), данные органы считаются не сформированными.

Поэтому Минюст России пришло к выводу, что  в соответствии с пунктом 2 статьи 11 ФЗ «О политических партиях» Партия не создана.

Для подтверждения соблюдения норм пункта 4 статьи 25 Закона № 95-ФЗ  в образцах решений учредительного съезда, утвержденных Приказом Минюста России № 13, о формировании  руководящих и контрольно-ревизионных органов Партии указано, что решения принимаются тайным голосованием.

Помимо этого Минюстом России установлено, что представленные решения Учредительного съезда  от дата об избрании постоянно действующего руководящего органа политической партии Центрального Комитета и Центральной контрольно-ревизионной комиссии, отличаются от образцов решений учредительного съезда, утвержденных Приказом Минюста № 13, в части процедуры принятия решения, так как  решения принимались не тайным голосованием.

В поданном на государственную регистрацию Заявлении в качестве лиц, имеющих право действовать от имени Партии без доверенности,  указаны Председатель Партии фио, секретарь Центрального комитета Партии фио Однако, соответствующие решения уполномоченного органа Партии об избрании указанных лиц, Партией не представлены. Что ведет  к возможности  подтвердить  соблюдение устава Партии и избрание указанных лиц в качестве лиц, имеющих право действовать от имени Партии без доверенности, в порядке предусмотренном уставом Партии.

В соответствии с  подпунктом «а» пункта 1 статьи 27 Закона № 95-ФЗ  политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.

Согласно пунктам 1 и 5 статьи 15 «О политических партиях» политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного данным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц. Федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган при установлении соответствия документов, необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, требованиям закона принимает решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 5 Закона   № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Статьей 18.1.8. устава Партии предусмотрено, что к исключительной компетенции Съезда Партии относится избрание секретаря Центрального Комитета Партии.

Согласно статье 21.1 устава Партии Председатель Партии – высшее выборное должностное лицо Партии (Лидер Партии) – избирается Съездом Партии открытым голосованием сроком на пять лет по представлению Председателя Съезда. Правовая экспертиза Устава Партии не проводилась.

Оценив представленные доказательства в их совокупности,  суд приходит к  выводу о том, что Минюстом России  в соответствии с Законом № 95-ФЗ на законных основаниях принято решение об отказе в государственной регистрации государственной регистрации Партии. При этом права административного истца не нарушены, не созданы препятствия к осуществлению прав; нормы Конституции и Европейской Конвенции также не нарушены.  А потому суд не находит оснований для удовлетворения требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС  РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, Нергадзе фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио к Минюсту России о признании создания  политической партии и права на осуществление деятельности, признании уведомления незаконным, его отмене, устранении допущенного нарушения прав.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд   через  Замоскворецкий районный суд адрес в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

 

Судья:                                                                    фио  

 

Решение в окончательной форме изготовлено дата     

 

 

05.02.2021
Мотивированное решение
02.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее