№2а-2973/2018-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2018 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Картавых М.Н., при секретаре Журковой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ГБУЗ РК «Республиканский наркологический диспансер» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Республике Карелия,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что 19.03.2018 Государственной инспекцией труда в Республике Карелия (далее Инспекция, административный ответчик) административному истцу выдано предписание №10/7-170-17-ОБ/3-124 о предоставлении в порядке ст.17 Федерального закона от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» Первичной профсоюзной организации ГБУЗ «РНД» (далее ППО ГБУЗ «РНД») информации по социально-трудовым вопросам, а именно документов, подтверждающих выдачу спецодежды санитаркам палаты интенсивной терапии и реанимации наркологического отделения №1 ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер» (далее ГБУЗ «РНД») в полном объеме. Полагая данное предписание незаконным, административный истец просит признать незаконным и отменить предписание №10/7-170-17-ОБ/3-124 от 19.03.2018.
Определением суда от 02.04.2018 действие оспариваемого предписания приостановлено до вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу.
Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представитель административного ответчика – Красновский И.А., действующий на основании доверенности, иск не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица Карельской республиканской организации профсоюза работников здравоохранения Республиканского комитета – Шакшин И.А., действующий на основании доверенности, требования не признал, полагает оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее Закон №10-ФЗ) профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
Часть 3 статьи 13 Закона N 10-ФЗ устанавливает, что первичные профсоюзные организации вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений и в соответствии с ч. 1 ст. 17 указанного закона для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам
В силу ст. 19 Закона N 10-ФЗ профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.
Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Такое правовое регулирование, с учетом положений ст. ст. 2, 7, ч. 3 ст., ч. ч. 1, 2 ст. 19, ч. 2 ст. 34, ч. 2 ст. 35, 37, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации направлено на обеспечение баланса соответствующих конституционных прав и законных интересов профсоюзов, работников и работодателей, являющегося необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве.
Судом установлено, подтверждается письменными материалами дела и не оспаривается сторонами, что 10.11.2017 председатель ППО ГБУЗ «РНД» Насонкова Л.П. обратилась к главному врачу ГБУЗ «РНД» Ларионовой О.С. с заявлением о предоставлении в ППО ГБУЗ «РНД» документов, либо нормативно-правовых актов, утверждающих выдачу молока санитаркам НО-1 палаты ИТИР ГБУЗ «РНД», а также документов, подтверждающих выдачу спецодежды работникам учреждения. Указанное заявление оставлено работодателем без удовлетворения.
30.11.2017 председатель ППО ГБУЗ «РНД» Насонкова Л.П. обратилась к главному врачу ГБУЗ «РНД» Ларионовой О.С. с заявлением о предоставлении в ППО ГБУЗ «РНД» информации о последнем сроке выдачи спецодежды санитаркам НО-1 палаты ИТИР ГБУЗ «РНД». Указанное заявление оставлено работодателем без удовлетворения.
14.12.2017 председатель Карельской Республиканской организации профсоюза работников здравоохранения Республиканского комитета Смирнова И.А. обратилась с заявлением к прокурору г. Петрозаводска по вопросу нарушения ГБУЗ «РНД» норм Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
20.12.2017 указанное заявление передано для рассмотрения по подведомственности в Государственную инспекцию труда в Республике Карелия.
20.02.2018 на основании заявления Смирновой И.А. издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ГБУЗ «РНД» в рамках осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.
Актом проверки №10/7-170-17-ОБ/2 от 19.03.2018 в отношении ГБУЗ «РНД» выявлено нарушение учреждением ст.17 Закона N 10-ФЗ и ст.22 ТК РФ, выраженное в не предоставлении Первичной профсоюзной организации учреждения информации по социально-трудовым вопросам, а именно документов, либо нормативно-правовых актов, утверждающих выдачу молока санитаркам НО-1 палаты ИТИР ГБУЗ «РНД», а также документов, подтверждающих выдачу спецодежды санитаркам НО-1 палаты ИТИР ГБУЗ «РНД».
На основании указанного акта Государственной инспекцией труда в Республике Карелия учреждению ГБУЗ «РНД» выдано предписание №10/7-170-17-ОБ/3-124 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: о предоставлении Первичной профсоюзной организации учреждения информации по социально-трудовым вопросам, а именно документов, подтверждающих выдачу спецодежды санитаркам НО-1 палаты ИТИР Учреждения в полном объеме в срок до 20.04.2018.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке
При таких обстоятельствах, проанализировав вышеназванные положения законодательства, учитывая обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что предписание Государственной инспекции труда №10/7-170-17-ОБ/3-124 от 19.03.2018 вынесено в соответствии с действующим законодательством в пределах компетенции государственного органа, и, следовательно, у суда не имеется правовых оснований для признания его незаконным и отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ГБУЗ РК «Республиканский наркологический диспансер» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Республике Карелия №10/7-170-17-ОБ/3-124 от 19.03.2018 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 14.05.2018