Решение
Именем Российской Федерации
12 сентября 2022 года адрес
Дорогомиловский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Морозовой Н.В., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-46/22 по административному иску Волкова Алексея Борисовича к ГУ МВД России по адрес, Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по адрес, Отделу по вопросам миграции отдела МВД РФ по адрес о признании незаконным решения,
Установил:
Волков А.Б. обратился в суд с административным иском к ГУ МВД России по адрес, Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по адрес, Отделу по вопросам миграции отдела МВД РФ по адрес о признании незаконным решения.
Требования иска мотивированы тем, что в ходе расследования уголовного дела № 835342, возбужденного 18.07.2015 года в отношении административного истца по ч.3 ст.30, ч.4 ст. 159 УК РФ у него был изъят заграничный паспорт серии 72 № 4764912 сроком до окончания предварительного расследования и передан на хранение в Отдел по вопросам миграции отдела МВД РФ по адрес. 23.08.2016 года приговором Басманного районного суда адрес административный истец был осужден к 7 годам 3 месяцам лишения свободы. Постановлением Правобережного районного суда адрес от 27.12.2018 года он освобожден от отбывания наказания условно-досрочно на неотбытый срок 3 года 1 месяц 13 дней, обязан дважды в месяц являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, не менять постоянное место жительства без уведомления вышеуказанного органа, находится по месту жительства в период с 22 до 06 часов. Постановлением Дорогомиловского районного суда адрес от 18.12.2020 года отменена обязанность находится по месту жительства в период с 22 до 06 часов, обязанность дважды в месяц являться на регистрацию в специализированный государственный орган, установлена обязанность один раз в месяц являться на регистрацию в специализированный государственный орган. Запрета на временный выезд за пределы места жительства судебное решение не содержит. 12.05.2021 года административный истец посредством он-лайн сервиса на сайте ГУ МВД России по адрес обратился с заявлением о возврате паспорта ввиду отсутствия оснований для его дальнейшего хранения в Отделе по вопросам миграции отдела МВД РФ по адрес. 24.05.2021 года им получен ответ из Отдела по вопросам миграции отдела МВД РФ по адрес, которым, со ссылкой на положения ч.4 ст.15 ФЗ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», п. 169.1 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории, утвержденного Приказом МВД России № 996 от 31.12.2019 года, ему было отказано в выдаче загранпаспорта с хранения. Полагает, что указанное решение нарушает его право на свободу передвижения, кроме того, по мнению административного истца, административный ответчик не обосновал свой отказ в возврате заграничного паспорта.
Административный истец фио в судебное заседание не явился, обеспечил участие представителя, который доводы административного иска поддержал, просил суд его удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ МВД России по адрес, Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по адрес в судебное заседание явился, административный иск не признал по обстоятельствам, представил письменные возражения, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Отдела по вопросам миграции отдела МВД РФ по адрес в судебное заседание явился, административный иск не признал по обстоятельствам, представил письменные возражения, изложенным в письменном отзыве.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Исследовав материалы дела, оценив, согласно ст., ст.60, 61 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит следующему.
В соответствии со статьей 1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1).
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: 2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов.
В соответствии с п.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом, в ходе расследования уголовного дела № 835342, возбужденного 18.07.2015 года в отношении административного истца по ч.3 ст.30, ч.4 ст. 159 УК РФ у него был изъят заграничный паспорт серии 72 № 4764912 сроком до окончания предварительного расследования и передан на хранение в Отдел по вопросам миграции отдела МВД РФ по адрес.
23.08.2016 года приговором Басманного районного суда адрес административный истец был осужден к 7 годам 3 месяцам лишения свободы.
Постановлением Правобережного районного суда адрес от 27.12.2018 года он освобожден от отбывания наказания условно-досрочно на неотбытый срок 3 года 1 месяц 13 дней, обязан дважды в месяц являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, не менять постоянное место жительства без уведомления вышеуказанного органа, находится по месту жительства в период с 22 до 06 часов.
Постановлением Дорогомиловского районного суда адрес от 18.12.2020 года отменена обязанность находится по месту жительства в период с 22 до 06 часов, обязанность дважды в месяц являться на регистрацию в специализированный государственный орган, установлена обязанность один раз в месяц являться на регистрацию в специализированный государственный орган.
12.05.2021 года административный истец посредством он-лайн сервиса на сайте ГУ МВД России по адрес обратился с заявлением о возврате паспорта ввиду отсутствия оснований для его дальнейшего хранения в Отделе по вопросам миграции отдела МВД РФ по адрес.
24.05.2021 года административным истцом получен ответ из Отдела по вопросам миграции отдела МВД РФ по адрес, которым, со ссылкой на положения ч.4 ст.15 ФЗ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», п. 169.1 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории, утвержденного Приказом МВД России № 996 от 31.12.2019 года, ему было отказано в выдаче загранпаспорта с хранения.
Как следует из ответа Отдела по вопросам миграции отдела МВД РФ по адрес, в возврате загранпаспорта истцу отказано, поскольку он не отбыл наказание и не освобожден от наказания.
В силу ч.4 ст. 15 ФЗ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданин Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случае, если он осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания.
Согласно положениям Постановления Конституционного Суда РФ от 08.12.2009 N 19-П "По делу о проверке конституционности подпункта 4 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобами граждан фио и Т.С.-М. Идалова" Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым демократическим государством, закрепляет как высшую ценность права и свободы человека в качестве неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения (статьи 1 и 2; статья 17, часть 2). К категории таких прав Конституция Российской Федерации относит не только гарантируемое каждому, кто законно находится на адрес, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1), но и связанное с ним право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации (статья 27, часть 2). Содержащееся в Конституции Российской Федерации указание на то, что выезд за пределы Российской Федерации осуществляется свободно, не означает, однако, невозможность ограничительной регламентации данного права федеральным законодателем, - беспрепятственным, согласно статье 27 (часть 2) Конституции Российской Федерации, является лишь возвращение в Российскую Федерацию ее граждан, право же на выезд за пределы Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях - защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Вместе с тем ограничения конституционных прав и свобод, включая право на свободный выезд за пределы Российской Федерации, допустимы лишь при условии их соразмерности указанным конституционно значимым целям, не могут толковаться расширительно и не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1995 года N 17-П). Данный вывод в полной мере согласуется с положениями пункта 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в силу которых каждый человек при осуществлении своих прав и свобод может быть подвергнут только таким ограничениям, какие предусмотрены законом и необходимы в интересах обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и предотвращения преступлений, обеспечения общего благосостояния в демократическом обществе. Исходя из приведенных конституционных положений, федеральный законодатель закрепляет в Федеральном законе "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" право каждого на свободный выезд за пределы Российской Федерации и одновременно устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Федеральным законом (преамбула, часть первая статьи 2). Осуждение за совершение преступления как основание для временного - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания - ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации установлено данным Федеральным законом наряду с другими основаниями, в числе которых его статья 15 указывает также допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, призыв на военную службу или направление на альтернативную гражданскую службу, задержание по подозрению в совершении преступления либо привлечение в качестве обвиняемого, уклонение от исполнения обязательств, наложенных судом (подпункты 1 - 5). Кроме того, данный Федеральный закон предусматривает особый порядок выезда из Российской Федерации для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (статья 19), а также для несовершеннолетних граждан Российской Федерации (статья 20).
Таким образом, положение подпункта 4 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" является частью преследующего самостоятельные цели законодательного регулирования отношений по поводу выезда из Российской Федерации - включая определение круга оснований, наличие которых требует для защиты конституционно охраняемых ценностей введения мер ограничительного характера, - и не направлено на установление каких-либо санкций, носящих дополнительный по отношению к уголовному наказанию характер. Таким образом, положение подпункта 4 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" является частью преследующего самостоятельные цели законодательного регулирования отношений по поводу выезда из Российской Федерации - включая определение круга оснований, наличие которых требует для защиты конституционно охраняемых ценностей введения мер ограничительного характера, - и не направлено на установление каких-либо санкций, носящих дополнительный по отношению к уголовному наказанию характер.
Согласно положениям ч.1 ст. 6 адрес кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей адрес.
Следовательно, реальный контроль за такими лицами, включая условно осужденных или условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, со стороны уполномоченных государственных органов возможен лишь в пределах адрес. Выезд же указанных лиц из Российской Федерации исключал бы возможность такого контроля, что умаляло бы цели наказания и делало бы ничтожным установленный порядок его исполнения и отбывания в качестве средства исправления осужденных.
В целях предотвращения указанных негативных последствий статья 18 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусматривает изъятие у лиц, осужденных за совершение преступления, заграничных паспортов и направление их на хранение до истечения срока временного ограничения в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта. Если же такое лицо обращается в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (его территориальный орган) за получением заграничного паспорта, то в соответствии со статьей 16 названного Федерального закона ему выдается уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения на выезд из Российской Федерации, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации. При этом основанием для отказа в выдаче осужденным за совершение преступления заграничного паспорта, наличие которого является условием реализации гражданином Российской Федерации права выезжать за пределы Российской Федерации, служит положение подпункта 4 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Данный порядок, обеспечивающий временное ограничение права на выезд за пределы Российской Федерации лиц, осужденных за совершение преступления, не может рассматриваться как произвольный и неоправданный с точки зрения защищаемых Конституцией Российской Федерации ценностей, среди которых одной из важнейших является исполнение судебных решений, направленных в том числе на защиту конституционных прав граждан.
В связи с указанным, суд не усматривает предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226-228, 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.09.2022 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.