Дело 2-273/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ижма 08 октября 2013 года
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.И.,
прокурора Мештбаева А.К.,
при секретаре Орловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ижемского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению « Диюрская основная общеобразовательная школа» об устранении нарушений трудового законодательства в части соблюдения ограничений, препятствующих занятию педагогической деятельностью,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ижемского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению « Диюрская основная общеобразовательная школа» утверждая, что прокуратурой Ижемского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании детей в МБОУ «Диюрская основная общеобразовательная школа» ( далее – Диюрская ООШ), в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства и законодательства об образовании в части соблюдения ограничений, препятствующих занятию педагогической деятельностью, а также нарушения законодательства об охране труда.
В соответствии со ст.ст. 9, 10 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон № 124-ФЗ), при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Статьей 14.1. Закона №124-ФЗ регламентировано, что лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее по тексту – Закон «Об образовании») государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что безопасность гражданина может быть обеспечена только путем надлежащего исполнения со стороны государства, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, требований закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Закона « Об образовании» под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод ( в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Согласно ст. 351.1 ТК РФ, к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
В ходе проверки установлено, что Диюрская ООШ имеет право на ведение образовательной деятельности по образовательным программам на основании лицензии серии А №285546, регистрационный номер №1280-МОУ от 30.11.2009.
Диюрская ООШ в соответствии с Уставом является муниципальным образовательным учреждением, предметом деятельности которого является реализация основных общеобразовательных программ дошкольного, начального, основного общего образования, обеспечивающих подготовку обучающихся по предметам федерального, национально- регионального и школьного компонента, подготовку воспитанников дошкольных групп в соответствии с федеральными государственными требованиями. В школе могут реализовываться дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности.
В ходе проверки Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных директором МБОУ «Диюрская ООШ» (далее – Правила), установлено, что отдельные его положения противоречат требованиям действующего законодательства о труде.
Согласно ст. 8 ТК РФ работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы, предусмотренные ч.1 ст. 65 ТК РФ.
Кроме того, в ч.2 ст.331 ТК РФ закреплены требования и ограничения, которые необходимо соблюдать при допуске лиц к педагогической деятельности.
В нарушение требований ч.1 ст.65, ч.2 ст.331 ТК РФ абз.4 раздела 2 Правил содержит не полный перечень документов, предъявляемых при устройстве на работу, а именно, в перечень не включен такой документ, как справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
Следовательно, Правила внутреннего трудового распорядка подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством о труде.
Установление статьями 331, 351.1 ТК РФ ограничения права на занятие педагогической деятельностью в отношении некоторых категорий граждан обусловлено спецификой педагогической деятельностью, содержание которой составляют обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся.
Между тем трудовые отношения носят длящийся характер, поэтому указанные ограничения действуют как в отношении лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, так и в отношении тех, кто претендует на занятие педагогической деятельностью.
С внесением в ст. 331 ТК РФ изменений, предусматривающих ограничение на занятие педагогической деятельностью, законодателем введено и новое основание прекращения трудового договора.
Согласно новому п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ возникновение установленных данным Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
На основании изложенного, трудовые отношения, возникшие до 7 января 2011 года с работником, осуществляющим педагогическую деятельность и имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию за преступления, указанные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ, после вступления в силу Федерального закона от 23 декабря 2010 г. N 387-ФЗ "О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации" подлежат прекращению на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, то есть в связи с возникновением установленных данным Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, которые исключают возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.
Внося изменения в Трудовой кодекс РФ, законодатель установил ограничение права на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних в отношении некоторых лиц.
Исходя из буквального толкования указанной нормы права, данное ограничение (запрет) распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал таких организаций, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанный сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними.
Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о необходимости проведения проверок работодателями учреждений образования в отношении всех работников, в том числе, принятых до 07.01.2011, на предмет выявления обстоятельств, исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, связанных с ограничением права на занятие определенными видами трудовой деятельности, в том числе педагогической.
Согласно штатному расписанию в Диюрской ООШ 43,65 штатных единиц, которые занимают 48 человек, согласно тарификационному списку- 16 преподавателей.
В ходе проверки в Диюрской ООШ установлено, что такого рода проверка не проводилась, о чем свидетельствует отсутствие справок о наличии (отсутствии) судимости в личных делах работников.
Указанные выше нарушения стали возможны вследствие несоблюдения администрацией образовательного учреждения требований законодательства о защите прав несовершеннолетних, трудового законодательства и законодательства об образовании, что является недопустимым, поскольку может повлиять на безопасность детей.
В порядке ст. 45 ГПК РФ, просит суд:
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Диюрская основная общеобразовательная школа» в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу:
- внести изменения в п.2.4 Правил внутреннего трудового распорядка, включив в список документов, предъявляемых при поступлении на работу, справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;
- провести проверку в отношении работников, в том числе, принятых до 07.01.2011, на предмет выявления обстоятельств, исключающих возможность исполнения обязанностей по трудовому договору, связанных с ограничением права на занятие определенными видами трудовой деятельности, в том числе педагогической.
В судебном заседании помощник прокурора Мештбаев А.К. в связи с добровольным исполнением ответчиком пункта 1 требований, отказался от требования: обязать МБОУ «Диюрская ООШ» внести изменения в п.2.4 Правил внутреннего трудового распорядка, включив в список документов, предъявляемых при поступлении на работу, справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. С учетом изложенного, исковые требования изложил в следующем варианте.
Прошу суд: Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Диюрская основная общеобразовательная школа» в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу - провести проверку в отношении работников, в том числе, принятых до 07.01.2011, на предмет выявления обстоятельств, исключающих возможность исполнения обязанностей по трудовому договору, связанных с ограничением права на занятие определенными видами трудовой деятельности, в том числе педагогической.
Представитель третьего лица- Управления образования администрации муниципального района «Ижемский» по доверенности Койнов С.П. согласен с уточненными исковыми требованиями прокурора.
Представитель ответчика- Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Диюрская основная общеобразовательная школа» Семяшкина В.В. уточненные прокурором исковые требования признала в полном объеме.
Заявление представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Диюрская основная общеобразовательная школа» Семяшкиной В.В. о признании иска занесено в протокол судебного заседания и подписано представителем ответчика Семяшкиной В.В.
В связи с признанием иска представителем ответчика МБОУ «Диюрская ООШ», представителю Семяшкиной В.В. разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ч.3 ГПК РФ.
Представитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Диюрская основная общеобразовательная школа» Семяшкина В.В. на признании иска настаивает.
Помощник прокурора Ижемского района Мештбаев А.К., представитель третьего лица Койнов С.П. с признанием иска представителем ответчика согласны и считают возможным принять признание иска.
Признание иска представителем ответчика не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, в связи с чем, суд счел возможным принять признание иска представителем ответчика и вынести решение об удовлетворении исковых требований.
Удовлетворяя исковые требования, суд также находит необходимым взыскать с ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Диюрская основная общеобразовательная школа» в доход местного бюджета государственную пошлину в соответствии со ст. 103 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ижемского района Республики Коми удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Диюрская основная общеобразовательная школа» в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу, провести проверку в отношении работников, в том числе, принятых до 07.01.2011, на предмет выявления обстоятельств, исключающих возможность исполнения обязанностей по трудовому договору, связанных с ограничением права на занятие определенными видами трудовой деятельности, в том числе педагогической.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Диюрская основная общеобразовательная школа в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья: Т.И. Засыпкина