Гр.дело №2-270/2021
24RS0059-01-2021-000428-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Шушенское
Красноярского края 27 июля 2021 года
Шушенский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Филимоновой А.Л.,
при секретаре Немцевой И.С.,
с участием истцов Алексеева А.В., Москвитиной Н.В., Яценюк Н.П. и их представителя Швеца П.Н., представителя ответчика Меркель И.А., третьего лица Тишкиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева Александра Викторовича, Москвитиной Натальи Владимировны, Яценюк Натальи Петровны к администрации Ильичевского сельсовета, о признании незаконным постановления, возложении обязанности определить размеры денежного возмещения взамен изымаемых квартир,
У С Т А Н О В И Л:
Алексеев А.В., Москвитина Н.В., Яценюк Н.П. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Ильичевского сельсовета, в котором с учетом уточнений просили признать незаконным постановление администрации Ильичевского сельсовета от 14.07.2020 №39, которым внесены изменения в п.3 постановления администрации от 14.12.2015г. №154 и признано утратившим силу постановление администрации от 26.12.2018 №95; возложить на ответчика обязанность в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу определить конкретные размеры подлежащего к выплате денежного возмещения истцам взамен изымаемых жилых помещений – квартир, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, и признанным аварийным.
Требования мотивированы тем, что истцам на праве собственности принадлежат жилые помещения в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>; постановлением администрации Ильичевского сельсовета от 14.12.2015 №154 указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу; постановлением администрации Ильичевского сельсовета от 26.12.2018г. №95 в постановление №154 внесены изменения в п.3: срок отселения граждан из аварийного (ветхого) жилья определен до 31.12.2020, а снос дома - до 31.05.2021 года. Постановлением администрации Ильичевского сельсовета от 14.07.2020 г. №39 в постановление №154 внесены изменения в части даты организации отселения граждан из аварийного дома - до 31.12.2024 года, снос дома перенесен до конца 1 квартала 2025 года, признано утратившим силу постановление №95 от 26.12.2018 года. Истцы считают, что постановлением от 14.07.2020г. №39 нарушены их права и законные интересы, полагают указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку срок для переселения из аварийного дома отодвинут на неопределенно размытый срок.
В судебном заседании истцы Алексеев А.В., Москвитина Н.В., Яценюк Н.П. на удовлетворении заявленных требований с учетом уточнений настаивали, мотивируя изложенным в иске.
Представитель истцов Швец П.Н. считает иск подлежащим удовлетворению в полном объеме, указывая на то, что согласно обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, если жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Поскольку никаких соглашений о выкупе жилых помещений между истцами и ответчиком заключено не было, то процесс изъятия жилых помещений еще не завершился, правоотношения, связанные с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, а также с последующим расселением проживающих в нем лиц являются длящимися. Собственники дома, признанного в установленном порядке аварийным, имеют право на выплату им возмещения за жилые помещения в соответствии с ч.7 ст.32 ЖК РФ.
Представитель ответчика администрации Ильичевского сельсовета – глава администрации Ильичевского сельсовета Меркель И.А., в судебном заседании удовлетворению иска возражал, считает, что требование о признании постановления администрации незаконным должно быть рассмотрено по правилам главы 22 КАС РФ, истцами пропущен срок для обращения в суд с указанным требованием, т.к. ст.219 КАС РФ установлен 3-месячный срок для обращения в суд, обжалуемое постановление вступило в силу со дня подписания, т.е. 14.07.2020 года, а истцы обратились с заявлением только 11.03.2021 года. Пропуск срока для обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении требования. Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу постановлением администрации №154 от 14.12.2015 года, п. 3 постановления определено, что снос дома будет произведен в соответствии с реализацией краевой программы по переселению граждан из аварийного (ветхого) жилья. В соответствии с региональной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019 – 2025 годы» дом по адресу: <адрес>, был включен в перечень домов, признанных аварийными, с планируемой датой окончания переселения 01.09.2025 года. На территории Шушенского района действует муниципальная программа «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Шушенского района», в соответствии с которой переселение граждан из дома <адрес> запланировано на 2024 год. Поэтому в соответствии с региональной и муниципальной программами была изменена дата переселения граждан обжалуемым постановлением администрации Ильичевского сельсовета. Требование о возложении обязанности определить конкретные размеры денежного возмещения истцами не мотивировано. Финансирование мероприятий по выплате собственникам жилья возмещения за изымаемые жилые помещения осуществляется только после заключения соглашения между министерством строительства Красноярского края и муниципальным образованием Красноярского края, в настоящее время такое соглашение не заключено, поскольку планируемая дата окончания переселения граждан 01.09.2025 года. Кроме того, выкупная цена жилого помещения определяется соглашением с собственником помещения, а в случае спора - по отчету об оценке объекта, при этом стоимость объекта, определенная отчетом, является актуальной только в течении шести месяцев с даты составления отчета. В этой связи в настоящее время нецелесообразно определять размер денежного возмещения, т.к. на момент подписания соглашения между министерством и муниципальным образование рекомендуемая цена рыночной стоимости объекта оценки не будет являться актуальной.
Третье лицо Тишкина Т.И. в судебном заседании заявленный иск поддержала.
Представители третьих лиц Министерства строительства Красноярского края, администрации Шушенского района в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В письменных возражениях на иск администрация Шушенского района просила в удовлетворении иска истцам отказать, ссылаясь н установленные сроки региональной программы по переселению граждан.
Из письменного отзыва третьего лица Министерства строительства Красноярского края усматривается, что по их мнению ответчик. может расселить аварийный дом ранее срока, установленного региональной адресной программой, в случаях, указанных в п.2 части 2 ст. 16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» №185-ФЗ от 21.07.2007г
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Согласно ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В силу п.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи (п.10 ст.32 ЖК РФ).
В соответствии со ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст.16, п.3 ст.2 Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Мероприятия по переселению граждан (семей) из аварийного жилья на территории Красноярского края регламентированы подпрограммой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края №144-п от 29.03.2019 г..
Судом установлено и из материалов дела следует, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, права собственности истцов на жилые помещения зарегистрированы в установленном законом порядке.
Постановлением администрации Ильичевского сельсовета №154 от 14.12.2015 года указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, снос дома постановлено произвести в соответствии с реализацией краевой программы по переселению граждан из аварийного (ветхого) жилья.
Постановлением администрации Ильичевского сельсовета №95 от 26.12.2018 года в постановление №154 от 14.12.2015 внесены изменения, п.3 постановления изложен в следующей редакции: «Организовать отселение граждан из аварийного (ветхого жилья) по адресу: <адрес> до 31.12.2020г. Произвести снос многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> до 31.05.2021г.».
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 01 января 2019 года, она утверждается на период до 01 сентября 2025 года.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019г. №144-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019 – 2025 годы.
Согласно приложению №1 к указанной программе многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> включен в перечень домов, признанных аварийными до 01.01.2017г. с планируемой датой окончания переселения 01.09.2025 года.
В этой связи администрацией Ильичевского сельсовета принято постановление №39 от 14.07.2020 года, которым п.3 постановления №154 от 14.12.2015г. изложен в новой редакции: «Организовать отселение граждан из аварийного (ветхого жилья) по адресу: <адрес> соответствии с региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы в срок до 31.12.2024г. Произвести снос многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> до конца 1 квартала 2025г.».
Указанное постановление истцы просят признать незаконным, глава администрации Меркель И.А считает, что срок для обжалования постановления пропущен.
Частью 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п.4 постановление администрации Ильичевского сельсовета №39 от 14.07.2020г. вступило в законную силу со дня его подписания. С настоящим заявлением истцы обратились в суд 12.03.2021г. Вместе с тем доводы представителя ответчика о пропуске срока суд находит не состоятельными, т.к. данных о том, когда истцы были ознакомлены с обжалуемым постановлением суду не представлено, исчисление ответчиком трехмесячного срока с даты подписания обжалуемого постановления суд находит не верным и не соответствующим ст.219 КАС РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», планируемая дата окончания переселения жильцов дома по региональной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» - 01.09.2025 года.
Кроме того, на территории Шушенского района действует муниципальная программа «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Шушенского района» и согласно приложению №1 к муниципальной программе переселение граждан из жилого дома по адресу: <адрес>, запланировано на 2024 год.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено, что в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных аварийных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
С учетом того, что истцами не представлено доказательств существования угрозы обрушения дома по адресу <адрес>, также ими не представлено решение суда о переселении граждан, а срок переселения жильцов аварийного дома, установленный обжалуемым постановлением (31.12.2024 года), не противоречит региональной и муниципальной программам переселения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования о признании незаконным постановления администрации Ильичевского сельсовета от 14.07.2020г. №39.
Рассматривая требование о возложении на ответчика обязанности определить подлежащее к выплате истцам возмещение, суд также не находит оснований для его удовлетворения.
По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч.6 ст.32 Жилищного кодекса РФ).
При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Обязанность ответчика по выкупу жилого помещения у собственников наступает только при совокупности условий, предусмотренных ст.32 ЖК РФ. Решение вопроса о выкупе жилого помещения требует соблюдение процедуры, как по направлению органами местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе дома, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, если все собственники жилых помещений не выполнили требование о его сносе
Расселение жильцов из многоквартирного дома по адресу: <адрес>, согласно постановлению администрации Ильичевского сельсовета от 14.07.2020г., запланировано до 31.12.2024 года, решение об изъятии земли и жилых помещений по указанному адресу для муниципальных нужд не принималось, в связи с чем оснований для возложения на администрацию Ильичевского сельсовета обязанности по определению выкупной цены жилых помещений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Алексееву Александру Викторовичу, Москвитиной Наталье Владимировне, Яценюк Наталье Петровне в удовлетворении иска к администрации Ильичевского сельсовета, о признании незаконным постановления, возложении обязанности определить размеры денежного возмещения взамен изымаемых квартир – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Шушенский районный суд Красноярского края.
Председательствующий А.Л.Филимонова
Мотивированное решение составлено 30 июля 2021 года.