Дело №2а-4973/16 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2016 года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Барановой Л.В.
рассмотрев дело по административному иску Новиковой ЕЕ к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Новиковой Е.Е. принадлежит на праве собственности земельный участок кадастровый №, площадью <данные изъяты> предоставленный из земель сельхозназначения для ведения садоводства.
Новикова Е.Е. обратилась в суд с административным иском к ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета.
В обоснование своих требований указала, что кадастровым инженером был подготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ по исправлению ошибки в местоположении границы и площади принадлежащего ей земельного участка с кадастровым № а также с исправлением ошибки в местоположении границы и конфигурации с сохранением площади земельных участков с кадастровыми №. Межевой план был сдан в орган кадастрового учета. Кадастровый учет был приостановлен, причиной приостановления послужило то, что учтенные границы земельных участков установлены в соответствии с действующим законодательством. При уточнении границ земельного участка их местоположение определялось исходя из правоподтверждающих документов на землю, все необходимые документы включены в состав межевого плана. Просит суд признать незаконным решение ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, и обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области осуществить уточнение местоположения границы и площади земельного участка согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом из материалов учетного дела установлено, что Новиковой Е.Е. принадлежит на праве собственности земельный участок кадастровый №, площадью <данные изъяты>., предоставленный из земель сельхозназначения для ведения садоводства (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ).
Новикова Е.Е. обратилась в ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - уточнения местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым № а также с исправлением ошибки в местоположении границы и конфигурации с сохранением площади земельных участков с кадастровыми №
Кадастровый учет был приостановлен решением ФГБУ «ФКП Росреестра» № от ДД.ММ.ГГГГ. Причиной приостановления послужило то, что учтенные границы вышеназванных земельных участков установлены в соответствии с действующим законодательством. Приостановление кадастрового учета основано на п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Приостанавливая кадастровый учет, ФГБУ «ФКП Росреестра» ссылается на отсутствие оснований для уточнения данных сведений, полагая, что в составе межевого плана отсутствует достаточное обоснование для внесения исправлений в местоположение границ учтенного земельного участка. Также сделан вывод о несоответствии межевого плана требованиям ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В качестве рекомендаций по доработке представленных документов указано на необходимость обратиться к кадастровому инженеру для устранения замечаний и представить надлежащим образом оформленный межевой план с учетом выявленных нарушений.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее – постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также – снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11-21.1, 25-30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13-20, 25-29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее – учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее – учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее – необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Ч. 10 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.В силу ст. 11, 12 ГК РФ, ст. 60, 61 ЗК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом путем признания исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Состав документов, необходимых для осуществления учета, предусмотрен ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Судом установлено и не оспаривалось участвующими в деле лицами, что необходимые для учета изменений в сведениях о местоположении границ земельных участков документы в составе межевого плана имеются.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Требования к межевому плану установлены ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ. В частности, ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Суть приостановления учета сводится к тому, что кадастровой палатой поставлено под сомнение наличие оснований к учету изменений в сведения ГКН о местоположении границ земельных участков.
Между тем, в заключении кадастрового инженера в составе межевого плана дано подробное описание оснований к уточнению сведений с подтверждающими разделами межевого плана.
Кадастровый инженер указывает, что при сопоставлении данных, полученных на местности, и данных ГКН была установлена ошибка в местоположении границ.
Кадастровый инженер ссылается на то, что учтенные границы земельного участка частично расположены на землях общего пользования. Данный факт подтверждается ситуацией на местности, сопоставлением с выкопировкой из генплана, а также собственниками вышеуказанных и расположенных рядом участков.
В раздел «Приложение» включено предписание правления СНТ «<данные изъяты>» о приведении сведений о земельных участков в соответствие с фактическими ограждениями.
Эти сведения отражены в разделе межевого плана "Схема расположения земельных участков", в Графических приложениях к заключению кадастрового инженера.
Акт согласования местоположения границы вышеуказанного земельного участка включен в состав межевого плана.
Уточнение местоположения границ земельного участка допускается при исправлении ошибки в сведениях ГКН, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка (<данные изъяты>
Согласно п.67 Приказа 412 (в редакции Приказа № 89 от 25.02.2014г.), при уточнении местоположения границы земельного участка необходимо руководствоваться документами, перечисленными в ч.9 ст.38 221-ФЗ.
Согласно ч.9 ст. 38 федерального закона № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007г. «при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка». В документах, подтверждающих права на уточняемые участки, не содержится сведений о местоположении границ участков.
Таким образом, при подготовке межевого плана были использованы данные о фактическом положении на местности границ участков, ограниченных заборами, и подтверждающая его картографическая основа ГКН – Топографическая съемка М 1:500, фотоплан местности, а также предоставленные собственниками участков документы, указанные в ч.9 ст.38 221-ФЗ. Требования ч.9 ст.38 221-ФЗ, п.67 Приказа МЭР № 412 (в редакции Приказа № 89 от 25.02.2014г.) соблюдены.
Сведения об используемых документах и (или) материалах указаны в разделе «Исходные данные».
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение органа кадастрового учета нельзя признать законным, поскольку указанные в нем основания к приостановлению учета изменений в действительности в межевом плане отсутствовали.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, при удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения органа суд обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Новиковой ЕЕ к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета - удовлетворить.
Признать незаконным решение ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №
Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> осуществить уточнение местоположения границы и площади земельного участка согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Московский облсуд в апелляционном порядке через Сергиево-Посадский городской суд Московской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: <данные изъяты> Л.В.Баранова